Как часто, блуждая по интернету в поисках нужной информации или совершенно без какой-то определённой цели, вдруг делаешь изумительную находку: музыкальное сочинение, картину, книгу. И вот пускаешься в розыски от одной страницы к другой, чтобы больше узнать о затронувшем чем-то произведении и его авторе.
Так вот я набрела на совершенно удивительное музыкальное произведение, автора которого знала только по одной небольшой пьесе.
Думаю, что и многие у этого автора только эту пьесу и знают:
Эта мелодия у нас в стране использовалась как заставка к популярной телепередаче «В мире животных».
А написал её аргентинский композитор Ариэль Рамирес. (4 сентября 1921, Санта-Фе, Аргентина — 18 февраля 2010, Монте Гранде, Буэнос-Айрес, Аргентина).
И является он автором многих больших произведений, известных во всём мире.
А. Рамирес по его собственным воспоминаниям должен был пойти по стопам своего отца и стать преподавателем. Но в качестве учителя он продержался всего два дня. Он не мог сказать решительное «нет» маленьким манипуляторам, а потому на его уроках не было дисциплины. И Рамирес с преподаванием расстался. И прекрасно сделал! Потому что его судьбой стала музыка.
Семь десятилетий длилась музыкальная карьера Ариэля Рамиреса.
Одновременно с учебой в Национальной консерватории Буенос Айреса по классу классической композиции, он занимался исследованием народной музыки и традиционных ритмов Южной Америки. После нескольких лет учебы в Мадриде, Риме и Вене (1950-1954), он вернулся в Аргентину, где собрал около 400 народных и популярных песен и основал фольклорное общество Ariel Ramírez.
Композитор ведёт активную концертную деятельность, гастролирует в Америке, Европе. В 1957 году Рамирес с большой группой музыкантов даёт концерты в Советском Союзе.
Одним из самых известных произведений Рамиреса является La «Misa Criolla»
– Креольская месса. (1964 г.)
После Второй Мировой войны Рамирес побывал в Германии, где встретился с группой монахинь,
И это навело его на мысль написать духовное сочинение.
"Я чувствовал, что я должен был сочинить что-нибудь глубокое и религиозное, дышащее любовью к жизни, которое повлечёт за собой людей, независимо от их вероучений, расы, цвета кожи или происхождения", сказал композитор Jerusalem Post. Он добавил, в другом интервью, что La «Misa Criolla» стала данью человеческому достоинству, мужеству и свободе, наполняющая людей "христианской любовью".
Написание Креольской мессы совпало со Вторым Ватиканским Собором, ознаменовавшимся заменой латинского языка в богослужении на национальные языки, и новой, более открытой позицией в отношениях с некатоликами. И La «Misa Criolla»стала одной из первых месс, исполненной на современном языке.
Написана Месса в соавторстве с Феликсом Луной, аргентинским поэтом, с которым Ариэль Рамирес, с которым у композитора было давнее сотрудничество. Тексты написаны при поддержке священника Освальдо Катены.
Месса написана для тенора, смешанного хора, перкуссии, фортепиано и народных инструментов, полностью основана на традиционных ритмах (chacarera, carnavalito, estilo pampeano).
Месса состоит из пяти частей общего богослужения:
Kyrie - baguala-vidala
Gloria - carnavalito-yaraví
Credo - chacarera trunca
Sanctus - carnaval cochabambino
Agnus Dei - estilo pampeano
В марте 1967 года в Штудгарте состоялась премьера La «Misa Criolla» с участием группы Лос-Fronterizos
Это один из известнейших в Аргентине Фольклорных коллективов.
На протяжении нескольких лет этот коллектив неоднократно исполнял Креольскую мессу. Мне больше нравится их поздние версии.
А вот ещё одно исполнение. Оно мне нравится больше всех. В нём появилась интродукция. Насколько это соответствует первоначальному замыслу Рамиреса, не знаю, но нравится. Иначе звучит инструментальное сопровождение. И голоса певцов звучат мягче, душевнее, трогательнее.
https://music.yandex.ru/album/520441
La «Misa Criolla» принесла своему автору мировую известность. Её исполняли многие прекрасные певцы и коллективы.
В 1989 году в Католическом кафедральном соборе города Афины состоялось исполнение Мессы. Солировал известнейший греческий певец Йоргос Даларас.
Совершенно иное исполнение, иное звучание.
Мне оно показалось ближе к традиционному богослужению. На мой взгляд греческим песням и их исполнению вообще присуща некоторая гимничность. Даларас поёт так мягко, так напевно и вместе с тем очень торжественно.
На мой взгляд немного портит сопрано. Ей бы чуточку отодвинуться от микрофона.
Но мой рассказ затянулся. Закончу его словами самого Рамиреса. Он утверждал, что идея его творчества – «мир и справедливость».
«Я считаю, что это сочетание заставляет нас задуматься над значением слов « мир » и «справедливость». Мир - как единственный способ жить вместе, и справедливость - как связь между людьми мира, - сказал он Jerusalem Post. «Без мира и справедливости, было бы невозможно творить, рисовать, писать и пользоваться всеми дарами, которые Бог дал нам в жизни, чтобы поделиться с нашими детьми и друзьями».