Музыкальная тема в литературе очень обширна. Многие авторы приводили своих героев на музыкальные вечера, концерты, балы. Книжные герои дают музыкальные вечеринки и домашние концерты. Там завязываются целые романы. Герои встречаются на балах, чтобы потом пройти вместе всю жизнь. Или терпят крушение всех своих надежд.
Вот об этом хотелось бы мне поговорить в этой теме.
Чарльз Диккенс один из любимых моих писателей.
[показать]
А "Домби и сын" - одна из любимых книг у него
Диккенс в своих книгах постоянно пользуется одним приёмом: какую-то тему, как лейтмотив, он проводит через всю книгу.
В "Домби и сыне" одним таким лейтмотивом становится песенка Флоренс.
Впервые мы о ней узнаём из разговора маленького Поля Домби и его отца. Он рассказал, что когда он устаёт, он кладёт голову на колени своей сестры Флоренс, а она поёт ему песню.
"… вошла Флоренс. Ребенок тотчас вскочил
Когда они вместе вышли из комнаты, ему послышалось тихое пение; и, вспомнив, как Поль говорил, что сестра поет ему, он полюбопытствовал открыть дверь, чтобы послушать и посмотреть им вслед. Она медленно поднималась по большой широкой лестнице, держа его на руках; голова его лежала у нее на плече, одна рука небрежно обвилась вокруг ее шеи. Так поднимались они – медленно, медленно; она все время пела, и иногда Поль мурлыкал, тихонько ей подпевая".
Но сердце сурового отца закрыто для Флоренс и для её песни.
А для Поля голос Флоренс и её песенка дороги так же, как дорога ему она сама.
И на весёлом балу в честь окончания учебного года в пансионе Флоренс поёт по его просьбе.
"Как-то, во время перерыва в танцах, леди Скетлс сказала Полю, что он, по-видимому, очень любит музыку. Поль ответил, что любит; а если и она ее любит, то следовало бы ей послушать, как поет его сестра Флоренс. Леди Скетлс тотчас поведала, что умирает от желания получить это удовольствие; и хотя Флоренс была сначала очень испугана просьбой петь в таком большом обществе и настойчиво просила освободить ее от этого, однако, когда Поль подозвал ее и сказал: «Спой! Пожалуйста! Для меня, моя дорогая!» – она подошла к фортепьяно и запела. Когда все отступили в сторону, чтобы Поль мог ее видеть, и когда он увидел, как она сидит там одна, такая юная, добрая, прекрасная и любящая его, и услышал, как ее звонкий голос, такой чистый и нежный, золотое звено между ним и всей любовью и счастьем его жизни, зазвучал среди общего молчания, – он отвернулся и постарался скрыть слезы. Дело не в том, как объяснял он, когда с ним заговаривали об этом, дело не в том, что музыка была слишком печальной или заунывной, но она так дорога ему!"
Бедная Флоренс! К безразличию и суровости отца добавляются горькие утраты. Любимый брат, её радость, её утешение, заболел и умер. И не сразу решается она запеть песню, которую он так любил.
"Чистой любви несвойственно гореть так неистово и так немилосердно долго.
Прошло немного времени, и в унылом доме, таком большом и мрачном, ее тихий голос в сумерках, медленно и иногда прерываясь, запел ту старую песенку, которую Поль так часто слушал, прислонив голову к ее плечу. А потом, когда совсем стемнело, чуть слышная музыка зазвучала в комнате; она играла и пела так тихо, что это было похоже скорее на горестное воспоминание о том, как она пела по его просьбе, в тот последний вечер, чем на песню. Но это повторялось часто, очень часто, в сумеречном одиночестве; и прерывистое журчание мелодии еще дрожало на клавишах, когда слезы заглушали нежный голос".
А отец, потерявший сына, собирается вступить в новый брак. Ему нужен сын. Эдит Грейнджер, которую он отличил своим вниманием молода, красива и наделена талантами. У неё прекрасный голос.
"И вы играете, как я уже знаю.
— Да.
— И поете?
— Да.
— Надеюсь, мы услышим музыку, мистер Домби? — сказала Клеопатра.
— Миссис Грейнджер любезно обещала, — сказал мистер Домби.
Наконец она <…> подошла к роялю.
Эдит Грейнджер, любую песенку, только не эту! Эдит Грейнджер, вы очень красивы, и туше у вас блестящее, и голос глубокий и звучный, но только не эту песенку, которую его покинутая дочь пела его умершему сыну!
Увы! Он ее не узнает; а если бы и узнал, какая песенка могла бы взволновать этого черствого человека? Спи, одинокая Флоренс, спи! Пусть безмятежны будут твои сны, хотя ночь стала темной и тучи надвигаются и грозят разразиться градом!"
Вот тоже один из излюбленных приёмов: предостережения, которых герои не слышат, не видят, не понимают. Но вспоминают о них и начинают понимать в несчастье.
Прошло время. И уже для своего малыша поёт Флоренс эту песню. Но теперь мистер Домби по-новому слышит её.
"Однажды вечером, перед заходом солнца, когда Флоренс с Уолтером сидели
у него в комнате - он любил видеть их вместе. - Флоренс, держа в руках
своего малютку, потихоньку начала напевать ему ту старую песенку, которую
так часто певала умершему мальчику. Мистер Домби не мог этого вынести. Он
поднял дрожащую руку, умоляя ее перестать, но на следующий день он попросил
ее спеть эту песню еще раз. И с тех пор но вечерам часто повторял свою
просьбу, и она пела. Он слушал, отвернувшись к стене".
Вот так тянется эта музыкальная нить из начала романа в его конец, в какой-то мере дополняя картину взаимоотношений между героями.
Диккенс не называет песенку, которую поёт Флоренс. О ней мы знаем, что это - старинная песня. Из всех, прослушанных мной песен, мне больше всех понравилась "The Three Ravens" - три ворона. Кто знает, может именно её напевала Флоренс своему брату, а потом малышу сыну.
Я услышала её в исполнении Альфреда Деллера, певца с изумительнейшим голосом. Вот что о нём пишет Вики:
"Альфред Де́ллер — английский певец, контратенор, руководитель певческого ансамбля The Deller Consort.
Деллер вернул академическое место и художественную репутацию контратенору, в Новое время сохранившемуся лишь в мужских церковных хорах, и во многом способствовал обращению музыкантов и публики к вокальному искусству Средневековья, Возрождения и эпохи барокко. Он был удостоен Ордена Британской империи".
А вот и "The Three Ravens" в его исполнении.
http://www.youtube.com/watch?v=a7BptN19_5k