Я очень люблю сонаты Гайдна. Слушаю их с удовольствием - слава You Tub*у! – и в исполнении зрелых мастеров, и в исполнении студентов, и даже школьников. Гайдн всегда хорош! А дети прекрасно ощущают брызжущую весельем энергию композитора.
И частенько, когда я одна и уверена, что меня никто не слышит, я играю Гайдна для себя самой. И бываю при этом счастлива.
И вот, просматривая ноты Сонаты №7 ре мажор, я заинтересовалась посвящением: Гайдн посвятил сонату сёстрам Ауэнбруггер. И я полезла в инет в поисках этих счастливых сестёр, которым Гайдн посвятил одну из своих лучших сонат.
При первом запросе инет выдал имя Иоганна Леопольда Ауэнбруггера, жившего в XVIII-ом столетии. И был он великим учёным-медиком.
Обнаружив, что, приложив ухо к груди пациента и совершая по ней лёгкие удары, можно определить состояние тканей и внутренних органов, Ауэнбруггер опубликовал свои выводы в небольшой работе, которая оказалась совершенно незамеченной. Признание получил лишь через десять лет, наполненных серьёзными экспериментами и исследованиями в этой области. В последние десятилетия жизни вёл активную научную работу в деле поиска способов излечения туберкулёза. Главная научная работа, написанная в 1761 году, но ставшая относительно известной лишь в 1808 году, которая впоследствии признавалась одним из трудов, ставших основой для современной медицины.
Вот что сообщила мне Вики, не сказав ни слова о таинственных сёстрах. Ищем дальше. И вот – опять же на медицинском портале нашла я большую статью «Чувствительный, музыкальный, в музыкальной стране, в великое музыкальное время» Николая Ларинского. И это сказано о медике Иоганне Леопольде Ауэнбруггере.
Карьера его была успешна и даже очень. Но кто же те сёстры?!
И я нашла. Эти таинственные сёстры – дочери учёного, который был знаком со многими музыкантами того времени. И дочери его - Катарина-Франциска, и Марианна – были ученицами А. Сальери и Иосифа Гайдна. Во-от!
Девушки были очень талантливы. Отец Вольфганга Моцарта Леопольд писал своему сыну о том, что дочери Ауэнбруггера « очаровательны и очень музыкальны, особенно старшая, и играют сверхъестественно хорошо»
В 1780 году Й. Гайдн посвятил сестрам цикл из шести фортепианных сонат (Auenbrugger,s sonaten), которые до сих пор исполняются. 25 февраля 1780 года Й.Гайдн говорит в письме: «Очень важно для меня одобрение дочерей Ауэнбруггера. Их манера игры и понимание музыкального искусства выдает в них великих мастеров». Известно, что Леопольд и В.- А. Моцарты, И.Гайдн, А.Сальери бывали на воскресных музыкальных завтраках в доме Ауэнбруггеров.
Марианна Ауэнбруггер была красива и талантлива, но в августе 1782 г. умерла от скоротечной чахотки, замуж она так и не вышла. Антонио Сальери откликнулся на ее смерть «Траурной одой» для фортепиано и сопрано. Катарина вышла замуж и имела дочерей Терезию и Элоизу.
А вот и соната, с которой началось моё «расследование».
Соната №7 ре мажор. Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Имеет 3 части.
В основе I части лежит следующий "сюжет". В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит - и игра начинается снова.
II часть резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое.
III часть - возвращает атмосферу I части - радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части. Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.
Так празднично заканчивается соната Ре мажор.
А теперь мне остаётся только предложить послушать это замечательное произведение. Вот соната в исполнении Александра Кобрина.
http://www.youtube.com/watch?v=kQbjAb5RGgw
К моему большому сожалению я не нашла портретов этих замечательных женщин. Только портрет их отца и матери, которую тоже звали Марианна.
[504x384]