Реставрация уникального особняка – дома Ковалевского
в киевских Липках
Интервью
Газета «Архітектура та Будівництво", где я всю жизнь работаю, старается не забывать наших выпускников (Киевский университет строительства и архитектуры, бывший КИСИ) и рассказывать нынешним воспитанникам, студентам о творчестве лучших архитекторов-реставраторов, строителей, которые много сделали для своего города… Сегодня слово об Ирине Магомедовне Малаковой, выпускнице КИСИ 1962 года. Кстати ее супруг, ныне покойный, был тоже нашим выпускником, но, главное, блестящим киевоведом.
Почти четыре десятилетия И.М.Малакова работала в институте «Укрпроектреставрация» (1972–2008). Она - автор проектов реставрации более 50 памятников архитектуры Киева и других городов Украины. Газета спросила Ирину Малакову:
Какие из сооружений, которые вы реставрировали, самые любимые?
Я бы сказала по-другому. Некоторые из реставрационных объектов мне ярче запомнились либо продолжительностью работ, либо сложностью решаемых задач либо удовольствием от результата. Так, например, в 1972 году выполнялась реставрация фасадов здания Госбанка и дома «с химерами» Городецкого, где в аварийном состоянии находился бетонный декор. Мне необходимо было выбрать метод его реставрации, а при разрушении, изготовления копии взамен…
Какой из реставрируемых объектов стал для вас первым?
Первым для меня объектом, полностью поставленным на реставрацию, был особняк М.В. Ковалевского в киевских Липках. Его построил знаменитый киевский архитектор Павел Федотович Алешин (1881-1961), решив его в оригинальной трактовке романского архитектурного стиля, нестандартного для Киева.
Ирина Магомедовна, расскажите немного об этом особняке, чтобы нашим студентам захотелось пойти и осмотреть его.
С середины XIXвека Липки – историческая местность Киева, начинают весьма активно застраиваться особняками — район становится престижным среди городской аристократии. В это самое время здесь появляется одно из самых красивых зданий района — особняк Ковалевского.
Особняк Ковалевского был построен по последнему слову техники. Тут были применены железобетон и искусственный камень, водяное отопление, регулируемое дополнительное воздушное отопление через каналы в стенах, греющие панели в спальне. Все этажи здания были связаны лифтом. Даже такая деталь дома как водосточная труба — утоплена в стену, чтобы тень от солнца визуально не разбивала фасад...
В 1910 году дворянин польского происхождения, надворный советник при киевском генерал-губернаторе, чиновник по особым поручениям Николай Викторович Ковалевский, устав от проживания в доходных домах, покупает за 70 000 рублей у киевского сахарозаводчика Бродского участок на перекрестке улиц Шелковичной и Филиппа Орлика №1/15. Возводился дом с 1911 по 1913 год. На маленьком участке размером 46
Мраморная лестница в доме
на 35 метров создана имитация
помещичьей усадьбы – особняк, хозяйственный двор со службами (конюшня, коровник, каретная, гараж) и садик с декоративной башней и фонтаном.
Дом – двухэтажный. Известно ли, что было на I-м и II-м этажах, когда жили там Ковалевские?
На первом этаже дома размещались холл, будуар, библиотека, бильярдная, а также, сделанная по заказу Ковалевского, оригинальная комната, которая формой и внутренней отделкой полностью имитирует купе железнодорожного вагона (видимо, Ковалевский был романтиком – именно в поезде он познакомился со своей женой). На втором этаже жили хозяева. Здесь были спальни, детская, учебный класс, маленькая столовая с лоджией. Вела туда неширокая, но эффектно выполненная мраморная лестница, украшенная колонками с бронзовыми капителями.
Двухэтажное здание с цокольным этажом имело со стороны двора четыре этажа для обеспечения быта семьи и лестницы с цокольного этажа на чердак. Использовалось даже подземное пространство – во внутреннем дворике находились погреб с ледником и сарай для дров и угля. Хозяева прожили в имении всего 6 лет, после чего спешно покинули Киев из-за революции. Иммитация устройства "Купе"
Ирина Магомедовна, известно ли, как относились
к загадочному на вид дому люди?
Этот особняк интриговал своими особенностями обывательский интерес. Так, купол на углу вызвал различные фантазии о его использовании, рассказывали и о созданном в интерьере фрагменте вагона – купе 1-го класса, где был механизм, который трясет купе… Но, по слухам, здесь было такое устройство, что «раскачивало» комнату, имитируя ход вагона. Но после многих реставраций, это свойство было утрачено…
Это все небылицы. Во время пребывания в здании Министерства иностранных дел «купе» использовали как кладовую, никакого механизма не существовало, отделка была повреждена, но само помещение сохранилось.
Кстати, какие организации занимали особняк после революции?
В советское время здание арендовалось разными учреждениями, но при этом фасады и основные парадные помещения существенным перестройкам не подвергались. Правда, следы своего пребывания оставил транспортный отдел милиции. На окнах цокольного этажа еще со времени хозяев была крепкая решетка, в дверях помещений, превращенных в камеры, мы застали окошки по надзору за заключенными, правда, уже забиты фанерой, но заметны.
В период с 1972 по 1974 год я работала над заказом для Министерства иностранных дел. Оно предусматривало ремонтно-реставрационные работы по приспособлению здания особняка для нужд административного учреждения.Сюда входила и реставрация репрезентативных помещений: вестибюля и холла 1-го этажа; кабинета 1-го этажа с купе; зеркального зала; лестницы на 2-й этаж; гостиной 2-го этажа для приемной министра; столовой 2-го этажа для кабинета министра.
Танцевальный зеркальный зал
Что включает в себя работа реставратора?
Восстановление декоративной отделки оригинальных помещений, которое осуществляется на основе архивных и натурных исследований.
В то время в здании можно было найти следы первоначального решения интерьеров. Я старалась, не меняя настоящего, вернуть утраченное или обезображенное. Как говорится, «пылинки сдувала» из всего, что сохранилось, обнаруживала следы, по которым воспроизводила утерянное, искала замену, вписывающуюся в реставрируемый участок. Многие из отделочных материалов уже не производились, а новые имели другой вид. Все, что могло быть сохранено, было использовано.
Поврежденные трехметровые мраморные проступи лестницы вестибюля были перевернуты и отшлифованы, мраморные ступени на 2-й этаж отшлифованы на месте, деревянные панели стен и раскладки расчищены, дополнены и лакированы. Лепнина очищена от многослойных окрасов и после устранения повреждений покрашена по обнаруженным первичным цветам. Это необходимо, чтобы повторить авторское цветовое сочетание в отделке каждого помещения.
Какие же помещения удалось воссоздать?
Восстановлено декоративное убранство вестибюля, холла, зеркального зала, парадной лестницы, бывшей большой столовой, кабинета, «купе», бильярдной, будуара, гостиной. На втором этаже реставрационные работы коснулись холла, бывших круглой гостиной и столовой. Я знаю о том, что центральное место на первом этаже занимал зеркальный зал с инкрустированным полом, хорошо освещенный большими окнами.
На снимке: стена зеркального зала перед исследованием реставратора...
Удалось ли восстановить его красоту?
В самом деле, самым парадным в особняке был танцевальный зеркальный зал. Он выполнен в цвете слоновой кости, имел изысканный декор с позолотой. Стены были опоясаны фризом со стилизованным растительным орнаментом, карниз украшен изящными розетками, которые чередовались с модульонами, тонкие лепные узоры покрывали потолок... Четыре больших зеркала усиливали впечатление парадности зала, создавая иллюзию большого объема.
Было здесь и оригинальное решение хоров для музыкантов: на уровне чердака, в угловой башне размещалась репетиционное помещение оркестра, откуда музыканты могли спуститься на
Это вид той самой СТЕНЫ после реставрации (все фотографии автора)
хоры зеркального зала по внутренней лестнице, минуя «чистые» помещения. На хорах был даже отдельный туалет.
…Изучая дальше помещение, я обратила внимание на отверстие хоров. Оно было
заложено с имитацией лепных филенок, повторяющих форму сохраненных зеркал.
Я стала искать причину такого удивительного решения этой стены. И когда сбила штукатурку на небольшом участке, обнаружила следы срубленного декора. Далее увидела заложенный арочный проем и место лепного декора под ним. На тот момент у меня еще не было архивных материалов. Но
Реставратор обнаружила хоры зеркального зала
впоследствии все подтвердилось фотографиями времен вселения хозяев в новый особняк.
За сделанными чертежами декора этой стене зала была возвращена отделка –
главный декоративный акцент этого парадного помещения.
По фотографии зала был сделан проект люстры. Потому что готовую люстру тогда взять было негде. Надо было изготовить ее. Мне дали адрес Ленинградского объединения "Реставратор".Там заказ выполнили, но сочли возможным внести свои упрощающие коррективы в мои чертежи… И, к сожалению, это не пошло на пользу результату.
Шаблон декора стены зала (оригинальный и восстановленный)
Мне также удалось по фотографии составить представление о рисунке щитового паркета – скромном, но благородном. Выполнить такие щиты по чертежам-шаблонам было поручено Киверцовскому деревообрабатывающему комбинату. Но когда я пришла к ним, технологи заявили, что такое сделать не могут: все изображения нужно упростить. В результате выполнили. Потом увеличили детали, сохранили принцип рисунка и стали снабжать такими щитами, но с огрубевшим узором, полы у половины жителей Украины.
Ирина Магомедовна, выходит, что самые серьезные работы
проводились в зеркальном зале?
Конечно. В ходе работ расчистили от набелов лепки, вернули авторские цвета стен, были позолочены детали, открыто первоначальное отверстие хоров, восстановлено его оформление.По авторским рисункам воспроизведены инкрустированные паркетные полы. В зеркальном зале снова засияла хрустальная люстра. В оконные проемы заново вставлены сплошные полированные стекла, а парадную дверь украсили декоративной решеткой.
Были ли еще реконструкции особняка М.В. Ковалевского?
К сожалению, следующее изменение назначения здания повлекло за собой уничтожение не только результатов реставрации, но и сохраненных подлинных элементов.
Преодолевая сопротивление заказчика, не все удалось сохранить и восстановить, но мы пытались нанести min повреждений. Во время следующей реконструкции (не реставрации!) для фонда «Украина» задача стояла – изменить интеллигентные интерьеры на «богатые», по вкусу цыганского барона, что и было выполнено другой проектной группой.
І. Малакова,
автор проекта реставрации
Интересные факты:
Где на фасаде находится "автопортрет" архитектора Алешина?
На доме находится барельеф с изображением автора проекта в образе кота, на морде у которого точь-в-точь такие же усы, какие автор носил сам.
Чем был недоволен заказчик?
Ковалевский был крайне недоволен тем, что на строительство уходило много денег и сроки сдачи дома постоянно затягивались. Он ставил в вину архитектору Алешину также и то, что он уделил слишком много внимания внешнему облику дома, принеся в жертву удобство и практичность внутренних помещений. К примеру, труба системы отопления выходила наружу так, что те, кто находился во время работы системы на террасе, оказывались спустя какое-то время покрытыми сажей и копотью. Будущий владелец дома был так расстроен им, что хотел продать здание не въезжая в него…