Янина Жеймо
Янина Болеславовна Жеймо – советская киноактриса, популярность которой принесла роль Золушки в фильме по сценарию драматурга Евгения Шварца.
Она родилась в семье цирковых артистов. Детство Яни прошло под знаком праздника и нужды. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трехлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком и даже… преподавала балет (ученикам много старше ее).
В 1923 году, в день своего рождения, отец умер. Мама осталась с четырьмя дочерьми. В цирке работать они уже не могли — развалился номер. Кончился очередной контракт, семья осталась в Петрограде. Кормила их эстрада, номера придумывались на ходу, если было надо, брались даже за то, чего прежде не умели, например, выучились играть на ксилофонах. У Эли и Яни был коронный номер — «Музыкальные эксцентрики».
Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, золотоволосым невинным ангелом. Но Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд.
Будущей звезде пришлось быстро повзрослеть: после смерти отца она стала совмещать сразу несколько ролей в цирке — была наездницей, гимнасткой и играла на музыкальных инструментах, а когда немного подросла, стала преподавать балет. Ученики в студии были старше нее на несколько лет, но даже не думали шутить над юной учительницей: она была молода, но безумно талантлива, поэтому ни у кого из тех, кому удавалось познакомиться с Яниной лично, не оставалось сомнений, что ее ждет великое будущее.
...Большая актриса
Цирковая работа заключалась не только в том, чтобы выступать перед зрителями. Это был тяжелый физический труд — девочка сама таскала все декорации, помогала их разбирать и устанавливать и надорвалась. В 14 лет она из-за гормонального сбоя перестала расти и навсегда так и осталась Дюймовочкой — носила обувь 31-го и одежду 34-го размера.
Тем не менее низкий рост — всего 148 сантиметров — добавлял и без того обворожительной Жеймо еще больше шарма. В 15 лет она поняла, что устала жонглировать, петь и танцевать и решила попытаться стать актрисой. Втайне от родных она поступила на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» в студию под руководством режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. На протяжении нескольких лет она осваивала трудное мастерство артиста и играла в любительских постановках, а в 1925 году получила первую роль в фильме «Мишки против Юденича». На съемках она познакомилась со своим будущим супругом Андреем Костричкиным, без памяти влюбилась, вышла замуж и родила дочку, которую назвала в свою честь — Яниной.
Брак довольно быстро распался, а вот карьера Жеймо после расставания с мужем пошла в гору.
Узница блокадного Ленинграда
В 1930-х Янина Жеймо снялась более чем в 13 полнометражных картинах, получила орден «Знак Почета» и успела стать настоящей звездой. Она была готова и дальше покорять киноэкраны и сердца зрителей, но в стране началась Великая Отечественная война, и девушка оказалась заперта в блокадном Ленинграде. Она с самого детства привыкла жить в непростых условиях, поэтому и на этот раз не стала скрываться от трудностей, хотя у нее была для этого возможность. Как известной артистке, ей не раз предлагали сбежать из города, но она отказывалась и ироничной отвечала: «Тогда кто же останется, чтобы его защищать».
Преданная мужем
А вот ее второй супруг, режиссер Иосиф Хейфиц, за которого Жеймо вышла в 1939 году, бежал из Ленинграда при первой же возможности и уехал в Ташкент. Но Янину держал в Ленинграде не только долг перед родиной — из-за голода тяжело заболела одна из сестер актрисы, и ей пришлось взять на себя роль сиделки. Не забывала она и про свое главное призвание — в составе одной из концертных бригад выступала в госпиталях, парках, скверах и поднимала боевой дух солдат, а по ночам гасила зажигательные бомбы на крышах.
Уехать из Ленинграда навстречу детям и мужу Жеймо смогла только в 1942 году, но эшелон, который вез ее в жаркий Ташкент, разбомбили. Саму актрису посчитали убитой и отправили ее супругу «похоронку», а тот уже спустя несколько дней отошел от траура и начал жить со своей любовницей. Актриса не смогла простить предательство, забрала детей и уехала, но от сильного нервного потрясения тяжело заболела и стала буквально таять на глазах.
Неизвестно, что было бы, если бы в ее жизни не появился новый мужчина — уже после второго развода Янина познакомилась с польским режиссером Леоном Жано, который своей любовью и заботой буквально вернул актрису с того света. Он целыми днями дежурил у кровати ослабевшей Жеймо, кормил ее с ложечки, заставлял принимать лекарства, а потом понял, что хочет быть рядом ней всю жизнь. Как только Янина поправилась, он предложил ей пожениться. Сильных чувств актриса к режиссеру тогда не испытывала, но с годами желание отплатить добром за добро все же переросло в любовь — Янина прожила с Леоном больше 30 лет и умерла у него на руках.
ЗОЛУШКА в 37 ле
Свою главную роль Жеймо исполнила уже после блокады, двух разводов и проблем со здоровьем. В 1947 году она сыграла Золушку в одноименном фильме-сказке, и он принес ей вторую волну популярности. На момент работы над проектом Жеймо было 37 лет, и она выставила режиссерам необычное требование. Актриса отметила, что хоть и выглядит гораздо моложе своего возраста, хочет, чтобы все сцены с ее участием снимались исключительно по вечерам — когда с ее лица сойдут все отеки.
Великолепная игра Янины Жеймо не дала
актрисе новых проектов
...Все критики наперебой расхваливали великолепную игру Янины Жеймо и предрекали, что после этой роли у нее больше никогда не будет проблем с работой. Однако время шло, а именитые режиссеры не спешили звать актрису в новые проекты. Пару раз она озвучила несколько зарубежных фильмов и мультфильмов, а в 1957 году, устав сидеть без дела, переехала с мужем в Польшу.
Нравилась всем, но только не Сталину...
[показать]Сама актриса никогда не жаловалась на то, что закат ее карьеры случился так рано, и не пыталась искать виновных, однако сын Юлий уверен, что его мама могла бы стать гораздо популярнее и покорить не только советский Союз, но и Голливуд, если бы не Иосиф Сталин. Генсек остался единственным мужчиной, который не попал под очарование миниатюрной и хрупкой Жеймо и больше того — питал к ней какую-то иррациональную неприязнь. Идти против воли вождя не осмеливались даже знаменитые режиссеры. Они откровенно боялись снимать Янину в своих фильмах, обрекая ее на забвение.
«Она была не в его вкусе. Хотя она могла быть народной артисткой. ''Золушка'' был ее уже тридцатый фильм. Она жила в ужасных условиях. Поэтому уехала. Правда, потом снялась всего в одном фильме. Она просто кладезь была. Великолепная актриса и прекрасный человек», — говорил сын Юлий, который своими глазами видел, как его некогда великая мама доживает последние годы в нищете.
Ждала, когда ее талант снова станет нужен...
Актриса сбежала из Союза в Польшу в поисках лучшей жизни, однако деньги, которые она успела накопить, быстро заканчивались, и Жеймо еле сводила концы с концами. Вместе с мужем и детьми она ютилась в крохотном доме, который когда-то был гаражом, и стеснялась приглашать гостей. Все ее подруги, с которыми она раньше работала на одной съемочной площадке, имели просторные квартиры, почетные звания, получали большие гонорары, а главное — продолжали играть.
[показать]К сожалению, этого не произошло: в последние годы Жеймо полностью зависела от крохотной зарплаты мужа и однажды поняла, что мечтать о славе, богатстве и признании больше не стоит. Удивительно, но эта мысль подарила ей спокойствие: родные актрисы отмечали, что под конец жизни она перестала грустить о блистательном прошлом, стала добрее и больше не держала зла на людей, которые когда-либо посмели ее обидеть — будь то второй супруг или сам Иосиф Виссарионович.
Вечный покой обрела в Москве
Свои последние дни Золушка проводила так: просыпалась и шла в ближайшее кафе, где часами сидела за одними тем же столиком и в обычной школьной тетрадке писала мемуары. Умерла Янина Жеймо в 1987 году, но перед смертью успела наказать детям, что хочет обрести вечный покой в Москве. Они выполнили ее волю и перевезли тело матери в цинковом гробу в столицу.
Похороны звезды, как и последние годы ее жизни, тоже были скромными — проститься с Яниной Жейно пришло только несколько ее самых преданных поклонников, дети и муж Леон Жано. Он пережил свою супругу, которую уже однажды спас от смерти, на 10 лет.