• Авторизация


ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, НЕ ПРИЗНАННЫЕ СОВРЕМЕННИКАМИ 12-01-2022 22:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дом дурака


Дом Морозова (700x419, 549Kb)

Во многих странах есть постройки зданий, которые сегодня считаются образцом архитектурного искусства, однако в прошлом часто подвергались жесткой критике современников. Сегодня я расскажу об одном из таких зданий в Москве.

   «Того, кто возвел броский особняк на Воздвиженке, современники окрестили никчемным человеком.Родная мать его назвала дураком: настолько многим «резала глаз» непривычная для Москвы неоготическая мавританская архитектура. Зато потомки оценили здание по достоинству. Размещали в нем то посольства иностранных государств,то Дом дружбы народов, то Дом приемов правительства России, как сейчас. Однако строился этот особняк именно как жилой, хотя приемы здесь закатывались с самого начала, да с таким размахом, какой даже сейчас встретишь не часто.Что же касается его владельца,то он носил знаменитую фамилию Морозов.

Вопреки расхожему мнению, особняк по адресу Воздвиженка,16 построил не Савва

Варвара (1) (180x279, 33Kb)Морозов, известный дореволюционный предприниматель и меценат, а его двоюродный племянник Арсений, за которым чуть ли не с детства закрепилась лихая «слава» кутилы и прожигателя родительских капиталов. А прожигать было чего.Мать Арсения, Варвара Алексеевна,происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами.Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры, а вскоре управление предприятием перешло в руки его супруги — женщины умной,хваткой и удивительно красивой.Именно она придумала преподнести сыну на 25-летие роскошный подарок — большой земельный участок в центре Москвы, на Воздвиженке. Надо сказать, что даже тогда (а на

                                                                                                                                                                  Варвара Алексеевна Морозова, мать

дворе стоял конец XIX века) с землей в центре города уже было не просто. Но помог

случай.

В конце 60-х годов XIX века неподалеку от Арбатской площади появился свой цирк — красивое деревянное здание, которые построил Карл Гинне, представитель известной немецкой цирковой династии. Новое увеселительное заведение как в силу эффектной программы, так и из-за удачного расположения сразу стало пользоваться бешеным успехом. И это несмотря на большую конкуренцию с другими уже функционирующими в то время цирками. Однако просуществовал популярный цирк лишь до 1892 года: однажды в нем вспыхнул пожар, и деревянное здание мгновенно превратилось в кучу головешек. Поговаривают, что к происшествию приложили руку конкуренты, однако реальных доказательств поджога так и не нашли.Для Карла Гинне случившееся стало настоящим дежавю. Дело в том, что 1859 году сгорел другой его цирк, в Варшаве. Но если первую трагедию Гинне сумел пережить, а в дальнейшем даже поднять свой цирковой бизнес на новый виток,то случай в Москве всерьез пошатнул его финансовое состояние.Почтительная публика, ранее с таким восторгом отзывавшаяся о представлениях Гинне, быстро переметнулась в другие заведения, так что циркач счел за благо здание не восстанавливать,а участок продать. А покупателем как раз и стала мать Арсения Морозова.

Получив подарок, Арсений тут же вспомнил о Викторе Мазырине, с которым он несколько лет назад познакомился в Бельгии, на всемирной выставке в Антверпене. Мазырин, в то время уже хорошо известный архитектор,привлек внимание Морозова не только эффектным воплощением своих творческих идей,но и своей неординарностью.Так, он на полном серьезе утверждал, что в прошлой жизни был египтянином и строил пирамиды, поэтому его опыт в строительстве исчисляется веками.Кого-то подобные заявления лишь смешили,но Морозову, напротив, лишь добавили интереса к творцу.

 «А в каком стиле строить будем?» — поинтересовался Мазырин у своего нового заказчика. «А какие бывают?» — вопросом на вопрос отозвался Морозов. Впрочем, едва архитектор успел перечислить три-четыре стиля, как Арсений его перебил и вынес свой вердикт: «А строй во всяких! У меня на все денег хватит». Однако при такой формулировке заказа, когда пожелания клиента совершенно непонятны, деньги — еще не все. Мазырин это прекрасно понимал, поэтому схитрил и предложил Морозову вместе поездить по Европе и поискать прообраз «дома во всех стилях», который приглянется Арсению.Так они и поступили. Дом-идеал обнаружился в Португалии, в центре города Синтра. Им оказался дворец Palácio Nacional da Pena, одно из семи чудес Португалии. Это сооружение, построенное в середине XIX века, сочетает в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино: португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках.

    Дворец Palácio Nacional da Pena в Португалии

ДворецПена(1) (301x167, 60Kb)

Без названия (287x176, 20Kb)

Вернувшись в Россию, Мазырин приступил к разработке проекта.Первый камень будущего особняка Арсения Морозова был заложен в 1897 году, а 1899 возведение было уже закончено:для тех времен скорость строительства необычайно высокая. Мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен,                                                                                                                                                                      расположенных по двум сторонам от главного входа.В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классицистическими колоннами, а                                                                                  Архитектор Мазырин и миллионер Арсений Морозов      

О «глупом дворце» судачил всякий, кому доводобщая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна. Эклектика сохраняется и во внутренней отделке сооружения.Так, например, столовая, названная «Рыцарским залом», была оформлена в стиле готики, женская половина дома оформлена под барокко, гостиная — в стиле ампир, а многие элементы декора здания сделаны под гротеск.                                                              

Современники Арсения Морозова негативно восприняли экзотичное для Москвы здание. Общественное мнение отображено даже в романе «Воскресенье» Льва Толстого. Это произведение было опубликовано в 1899 году, а его герой князь Нехлюдов, проезжая по улице Волхонка, размышляет о возведении «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку». Можно предположить, что речь идет об Арсении Морозове и его особняке. Но самую резкую оценку необычному зданию дала Варвара Морозова. «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает!», — заявила она сыну, когда узнала, что тот сделал с подаренным ею участком земли. Обвинили Арсения в безвкусии и два старших брата. На все обвинения тот отвечал, что его дом простоит века.

О «глупом дворце» судачил всякий, кому доводилось проезжать мимо...

Впрочем, Арсений Морозов в нашей истории получился очень уж умным и дальновидным героем. Это не совсем так. Двоюродный племянник Морозова был известный на всю Москву гуляка и кутила, но в одном Арсений оказался прав.Построенный им особняк простоял уже больше века и, судя по всему, простоит еще очень долго. Правда, самому Морозову удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений поспорил, что человек может вытерпеть любую боль и прострелил из пистолета себе ногу.Спорили на коньяк.Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил кутить.Через три дня чудак и баламут, миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови.

Вот как выглядят два зала во дворце Морозова 

зал2 (259x194, 39Kb)зал (300x168, 61Kb)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После революции неоготический стиль здания наконец-то оценили по достоинству. Желающих поселиться в доме «дурака» Морозова было более чем достаточно. В 1917 году, сразу после свержения царского режима, особняк заняли анархисты под штаб-квартиру партии. Однако вскоре у них появилось много разногласий с большевиками. Из особняка анархистов выселили, а вместо них в мае 1918 года на Воздвиженку, 16 переехала труппа Первого рабочего театра Пролеткульта. Театр занимал здание около десяти лет и в 1928 году особняк передали Наркомату иностранных дел. До 40-го года прошлого века здесь размещалось посольство Японии; во время Второй мировой войны — редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 по 1954 годы — посольство Индии…

                                                                                                                                  По материалам Культура.РФ

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Ramata 15-01-2022-19:07 удалить
Спасибо Ирина за интересный пост 6 (700x475, 4787Kb)
Девочки, Тома и Марина! Большое спасибо за отзывы. Мне это сейчас очень нужно. Я долго тут у нас не была. Ирина


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, НЕ ПРИЗНАННЫЕ СОВРЕМЕННИКАМИ | Музредактор - Дневник Музредактор | Лента друзей Музредактор / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»