Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.
Впрочем, стоит признать, что многое приписывала молва. Но Самойлова не возражала. Например, ходили слухи, что она выбирала себе в любовники… всех. Вообще всех мужчин, кто удостаивался быть приглашенным в ее имение. А если кто отказывался, то крепостные силой тащили его в постель неуемной мессалины. Это,скорее всего, ложь. Потому что Юлия Павловна была настолько обворожительна, что сложно себе представить мужчину, который бы так противился более близкому общению с ней, что пришлось бы подключать «к постели волокущих». Кроме того,графиня была добра. И вряд ли стала бы раздавать ущемляющие свободу своих гостей приказы. Свобода — это, пожалуй, то, что графиня Самойлова любила, если не больше, то наравне с мужчинами, музыкой, живописью и литературой. Она была блестяще образованна. Взбалмошна. Невероятно богата и расточительна. И… не очень счастлива. Все время куда-то убегала, неслась, летела. Счастливые люди не продуцируют вокруг столько суеты. Зато благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент), 1830-е
С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора, красавец Николай Самойлов был категорически против. Но маман очень быстро объяснила строптивому сыну, что Александр І вовсе не спрашивал «хочешь-не хочешь», а сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Венчание состоялось.
П.Ф. Соколов. Граф Николай Александрович Самойлов.
Юлия Самойлова чувствовала себя виноватой перед молодым мужем. Супруг ей не перечил: «Да, ты очень виновата». И пил-кутил, много играл, проигрывая солидные суммы из приданого жены. Вел себя так, чтобы максимально продемонстрировать, какая неизгладимая рана ему нанесена. В итоге супруги Самойловы расстались, причем их развели официально. С возвратом приданого. Точнее, той части, что от него осталась после кутежей мужа.
И как раз с этого момента началась разгульная жизнь красавицы графини.
Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
На полотне «Последний день Помпеи» образ Юлии Самойловой повторяется трижды. В том числе и рядом с художником, которого Брюллов написал с себя
Да, у Юлии Самойловой не было своих детей, но она удочерила двух итальянок — Амацилию и Джованину. Их Карл Брюллов изобразил на своем полотне «Всадница»(1832).
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой
Также художник написал Юлию Павловну с ее воспитанницей Джованиной ,и эта картина вызвала огромный восторг публики.
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня. Она называла его Бришкой и всячески демонстрировала, что лично ей чужда ревность: ни в какой Тибр, Сену или Волгу из-за любви к Брюллову она не прыгнет.
Фрагмент работы, как объявлено, Карла Брюллова «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). Работа из частной коллекции экспонировалась в 2013 году Русском музее на выставке работ художника.
Карл Брюллов. Эмилия Тимм. Акварель, 1838 г.
Сейчас наиболее популярной версией случившегося считается такая: Брюллов узнал, что его жена вовсе не так невинна, как казалось. Она была совращена собственным отцом, и эти отношения продолжились и после свадьбы.