• Авторизация


Иван Бортник - актёр театра и кино. Светлая память! 07-01-2019 02:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Чтобы_помнили Оригинальное сообщение

Ушел из жизни актёр театра и кино -

Иван Бортник!
 

8 (481x122, 37Kb)


mailservice (700x525, 353Kb)

4 (349x36, 2Kb)

Иван Сергеевич Бортник

16.04.1939г - 4.01.2019г

Актёр театра и кино.

Народный артист РФ (2000).

В эпоху СССР Ивану Бортнику присвоили

восемнадцатый актерский разряд.

Этим разрядом обладал и великий Смоктуновский.

Именно он в свое время назвал актера гением.

Другой артист нарек его Тихой сапой.

Он действительно всегда казался замкнутым и

неразговорчивым.

А этим прозвищем - Сапой - прозвал его

Владимир Высоцкий.

Он считал его одним из своих близких и

немногочисленных друзей… 

Иван Сергеевич родился в Москве.

Его отец был вторым человеком в крупнейшем

издательстве «Гослитиздат».

В свое время старший Бортник учился в знаменитом

Брюсовском институте.

Будущий актер впоследствии сильно гордился и тем,

что его папа однажды видел последнего российского

императора Николая II.

Мать Ивана посвятила свою жизнь филологии.

Она занималась девятнадцатым столетием,

творчеством М. Салтыкова-Щедрина и Н. Лескова.

Маленький Иван был очень застенчивым мальчиком.

При этом такое неудобное для профессии актера

качество осталось в нем до конца жизни.

Впервые шестилетний Бортник выступил перед

публикой на новогодней елке на работе отца в

издательстве. Он декламировал одно из

стихотворений.

Среди присутствующих был и гениальный

детский писатель Корней Чуковский.

Он не мог не обратить внимания на мальчика.

В школе юному Ивану не давались точные науки.

Но зато на уроках литературы и русского языка он

всегда получал отличные отметки.

В принципе, это было немудрено.

В квартире Бортников была колоссальная библиотека.

Поэтому с ранних пор он полюбил и книги, и чтение.

Также он стал пописывать стихи.

Кроме того, родители надеялись, что их отпрыск

будет заниматься музыкой.

Именно поэтому они приобрели ему виолончель, и

он стал учиться в Доме пионеров.

Но поскольку те очень много работали, Иван часто

оказывался предоставленным самому себе.

Поэтому его главным воспитателем в этом плане стал

двор с его жестокими законами.

Однажды его дворовые друзья грабили ларек, а

он был «на шухере».

К счастью, этот случай был первым и последним в

его жизни.

Немногим позже пришло и увлечение театром и

кино.

Он начал посещать самодеятельную киностудию.

Правда, из Бортника ни музыканта, ни литератора

вовсе не получилось.

Он решил выбрать актерскую профессию, что стало

полнейшей неожиданностью для его родителей.

После школы Бортник решил поступать в ГИТИС.

Но через некоторое время он подал документы в

Щукинское училище.

Так будущий актер оказался на курсе Владимира

Этуша.

Вместе с ним учились А. Збруев, В. Смехов,

З. Высоковский, Л. Максакова, А. Белявский.

А преподавателями стали Ю. Катин-Ярцев,

Ц. Мансурова, М. Ульянов и, конечно же, Ю. Любимов.

Однажды он поставил один из отрывков пьесы

«Без вины виноватые», где молодому артисту удалось

сыграть главную роль – Незнамова.

Работа с Любимовым оказалась на поверку

неожиданным открытием для него.

Через несколько лет они встретятся еще…

Ну а когда Бортник оканчивал вуз, студенты

поставили дипломный спектакль.

Он назывался «Горячее сердце».

Режиссировал куратор Этуш.

Когда Бортник получил диплом, его пригласили

сразу же в 6 театров.

Но дипломированный специалист остановил свой

выбор на театре Гоголя.

[показать]

Он признавался, что туда он пошел исключительно

за компанию с другом.

Именно здесь он получал главные роли в таких

постановках, как «Сестры-разбойницы», «Передай

улыбку», «Свидания у черемухи», «Тарас Бульба»

и многие другие.

Но со временем у него не сложились отношения с

одним из режиссеров.

Тогда Бортник решил прийти к своему бывшему

педагогу

«Щуки» Ю. Любимову.

Тот принял его и был готов взять его в свою

труппу.

Но после этого разговора Бортник на протяжении

года не появлялся на Таганке и, соответственно,

продолжал работать в Театре Гоголя.

Правда, разногласия там стали еще острее.

Бортник даже перестал здороваться с режиссером...

 В эти годы у Бортника состоялся и его дебют

как киноактера.

Он сыграл роль живописца Василия в картине

«Исповедь» (1962).

По сценарию, персонаж Ивана начал учиться в

духовной семинарии.

Со временем он сильно разочаровался в служителях

культа.

В результате главный герой оставил церковь.

Честно говоря, после премьеры Иван Сергеевич,

также

был разочарован, но только своей игрой.

Он считал, что он выглядел настоящим страдальцем,и

поэтому у него вообще пропало желание в дальнейшем сниматься в кино.

Такая пауза в кинематографии продлилась восемь лет.

Но конечно, актер не оставался вовсе без дела.

600x400_0_ca1d0c72e9f096744258b4eb4855c3ac@600x400_0x0a330c9a_9697016131546669863 (600x400, 281Kb)

Роли в различных постановках он получал регулярно.

Порой ему пришлось давать по 3 спектакля в день.

Спустя некоторое время  Иван Сергеевич в очередной раз

пришел к Юрию Любимову (1917 - 2014).

Он уже видел ряд постановок «Таганки».

Так, актеру очень не понравился спектакль «Антимир»,

а вот от «Десяти дней, которые потрясли мир» он

пришел в неописуемый восторг.

Одним словом, он был зачислен в любимовскую

труппу и начал работать.

Коллеги, конечно, приняли Бортника в свой

дружный коллектив.

Тем более сам актер, трудоустраиваясь, шел к «своим».

Дело в том, что очень многие из его однокурсников

уже работали там.

На Таганке Бортник начал с главной роли Паши

Власова в спектакле"Мать".

 В «Пугачеве» он получил сразу две роли

сподвижников мятежного атамана.

Также он принял участие в таких постановках, как

«Деревянные кони», «Что делать?», «Павшие и

живые»,

«Живой», «Борис Годунов», «Ревизская сказка» и

многие другие.

А однажды в «Пире во время чумы» актер блистательно исполнил роль Вольфганга Амадея Моцарта.

Причем сцену он делил с

Леонидом Филатовым (1946-2003).

Их дуэт стал просто уникальным, а игру Бортника

отмечали все московские газеты.

В 1977-м труппа отправилась на гастроли во

Францию.

Там театр дал 65 спектаклей за 45 дней.

В Париже на открытии гастролей публика аплодировала

стоя, и овация длилась почти тридцать минут.

Несмотря на это Любимов признавался, что работать

с актером было ему очень тяжело.

Причиной стал взрывной характер Ивана.

Мастистый режиссер называл его «злым мальчиком»,

повторяя, что «он – этой мой крест»…

Собственно, такими тяжелыми характерами обладали

многие актеры Таганки.

И одним из них являлся Владимир Высоцкий.

Когда актер начал работать в Театре на Таганке, а это было

в 1967-м, сразу познакомился и с Владимиром Высоцким.

Тот в свое время признавался, что у него есть только

пять ближайших друзей, среди которых был и

Бортник.

В своих стихах Высоцкий назвал его Тихой сапой.

Актер вспоминал, что до Таганки он совершенно не

знал, кто он такой, и что из себя представляет.

Тем более его песен он никогда не слушал по причине

отсутствия собственного магнитофона.

 Иван Сергеевич о Высоцком сказал, что, скорее

всего, они сошлись на любви к поэзии и рассказах о

послевоенном детстве.

Ну и, конечно же, и у Бортника, и Высоцкого были

схожие характеры, о чем говорилось чуть раньше.

 В эти времена Бортник был задействован и в

легендарной постановке «Гамлет» Ю. Любимова.

Сначала ему доверили роль могильщика, потом –

Лаэрта, а впоследствии - самого сына датского

короля.

Правда, от роли Гамлета он был вынужден отказаться.

Дело в том, что однажды режиссер предложил ему

играть главную роль.

Любимов был крайне недоволен Владимиром

Высоцким.

Он признавался, что не может рассчитывать на него

и не верит ему.

Он сказал, что актер может уехать куда угодно.

Поэтому режиссер попросил, чтобы Бортник начал

учить текст, добавив, что темперамент Ивана

аналогичен Высоцкому.

А поэтому ему, как режиссеру, не придется

перестраивать весь спектакль.

После этого Бортник сразу же приехал к своему

другу.

Тот дал добро на то, чтобы он начал играть вместо

него.

Тем не менее после раздумий Иван Бортник отказался

от роли.

Одной из причин отказа был тот факт, что в постановке

Гамлет играет на гитаре, а Иван не был обучен игре

на этом инструменте.

[показать]

Личная жизнь актёра:

Первой любовью Бортника была Инна Гулая

(1940-1990), которая также служила Мельпомене.

Возлюбленная не стала его супругой.

[показать]

Это был безумный юношеский роман.

В результате Гулая вышла замуж за гениального

литератора

Геннадия Шпаликова.

[показать]

После его гибели она так же покончила жизнь

самоубийством, как и супруг.

А в конце 60-х он встретил новую любовь.

Супруга актера, Татьяна Николаевна Борзых, окончила

одно из театральных училищ, и в этих стенах заведует

кафедрой, преподавая звукорежиссуру.

Она стала тем человеком, который смог терпеть

несносный характер мужа.

Она умела прощать его запои и обиды.

Еще давно Владимир Высоцкий говорил ему, что

жене Бортника давно пора поставить памятник за то,

что она с ним живет.

В 1969-м у семейства Бортников родился сын Федор.

Он стал инженером и трудится в должности «художник

 по свету».

Сын подарил родителям внука Алексея,ему сейчас

12 лет.

Вместе Иван Бортник и Татьяна Борзых прожили

35 лет.

Тем временем после восьмилетнего перерыва Иван

Бортник снова начал сниматься.

Фильмография его пополнилась картиной

«Впереди день» (1970),

потом сказочной лентой

«Иван да Марья» (1974),

затем он снялся в «Старшине» (1979).

В этот период режиссеры приглашали его довольно

часто, но прежде всего он играл эпизодические роли.

"Объяснение в любви"- 1977г

Всенародную популярность ему принесла роль

вора

Промокашки в детективной саге

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Станислава Говорухина.

Изначально планировалось, что Бортник сыграет

Шарапова.

Но в приказном порядке режиссеру пришлось взять

на эту роль В. Конкина, который совсем недавно стал

лауреатом премии Ленкома за исполнение роли

Павла Корчагина.

Тогда Говорухин решил предложить Бортнику

воплотиться в вора.

Самое удивительное, по сценарию персонаж не

произносит ни одного слова.

Как результат Бортник практически с нуля создал один

из самых ярких образов в фильме.

Он сам придумывал все слова, реплики и в итоге

сделал свою роль максимально достоверной.

После съемок Говорухин признавался, что Бортник

как актер поистине феноменальный.

Спустя годы сам актер сообщил, что он уже устал

от этого фильма.

Хотя эта роль до сих пор считается своеобразной

визитной карточкой этого великолепного артиста.

  Когда в 80-м скончался Владимир Высоцкий, Бортник

готовился к очередному спектаклю.

Тогда ему и сообщили, что умер Высоцкий.

Он был потрясен и, по его воспоминаниям, не помнил,

как он доиграл вообще спектакль.

После похорон на протяжении длительного времени

он не мог общаться ни с кем.

Также он отказывал журналистам в интервью.

[показать]

Тема Высоцкого была для него чересчур болезненной.

Лишь относительно недавно Бортник решился на

публикацию писем Высоцкого, которые были

адресованы ему.

Кончина друга совпала с утверждением Ивана

на роль в михалковской картине

«Родня» (1981).

Он тогда отказался, так как был полностью раздавлен

горем.

Знаменитое стихотворение Высоцкого, ставшее затем

песней: «А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже

нужны как в русской бане пассатижи», посвящено

именно Бортнику.

Он даже написал соответствующее письмо Никите

Михалкову.

Однако супруга настояла, чтобы Иван начал сниматься.

В результате роль Бортника стала одной из самых

лучших.

После второстепенных ролей Бортнику доверили

сыграть главного героя.

Дело в том, что режиссер Владимир Хотиненко увидел

игру актера в картине «Родня» и пригласил его на

съемки своей

картины «Зеркало для героя» (1987).

Этот типаж, как выяснилось, точно лег на данную роль.

Кинолента в очередной раз открыла поклонникам кино

этого талантливейшего актера.

В 1990-м Бортнику довелось играть и сторожа, который

решил расследовать убийство.

Название этого триллера - «Смерть в кино»(1990).

Потом он сыграл главного героя в фильме

«Убийство на «Ждановской» (1992).

"Мама, не горюй!" - 1998г

"Затворник" -1999г

Последнее время Иван Сергеевич снимался крайне

мало, но вот предложения от известных режиссеров

он получал регулярно.

Последние его работы - «Антикиллер» (2002),

 

«Барин» (2006).

Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том

числе и в сериале «Сонька Золотая Ручка»,

Иван Борник завершил список фильмографии

работами в исторических фильмах «Око за око»(2010)

и «Жила-была одна баба».

Между прочим, за одну картину, в которой он снялся,

Бортнику до сих пор стыдно.

Речь идет о фильме «Импотент» (1996).

Он объяснял, что на тот момент у него возник

конфликт с директором труппы и он остался без средств

для существования.

Именно тогда ему предложили сняться в этом новом

фильме.

До последних дней талантливый актер официально

служил Театру на Таганке, хотя он мало занят в работе

над постановками.

Он начал терять зрение.

Он жил практически затворником.

Его кельей стала маленькая квартира, что на Ленинском проспекте.

У него есть и дача, которая осталась от его деда.

А еще его постоянно приглашали на различные

мероприятия, но он их игнорировал.

[показать]

    Также он ненавидел давать интервью и ссылался

     на неважный слог.

Это, видимо, обычные отговорки.

Он действительно несловоохотлив.

Он – Тихая сапа, как его назвал великий бард…

Скончался Иван Сергеевич 4 января 2019 года

на 80-м году жизни.

Его супруга заявила, что причиной смерти мог

стать оторвавшийся тромб.

Прощание с актёром пройдёт 8 января в Театре на

Таганке.

Иван Сергеевич будет похоронен на Троекуровском

кладбище Москвы.

6 (699x393, 27Kb)

16 (300x59, 5Kb)

Текст от: http://fb.ru

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иван Бортник - актёр театра и кино. Светлая память! | Музредактор - Дневник Музредактор | Лента друзей Музредактор / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»