http://les-ru.com/lesnaja-promyshlenost/ispolzovan...-celjah/jakutskie-chorony.html
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st033.shtml
http://www.sitc.ru/culture/ammosov/
http://www.ytylib.narod.ru/lopatin.htm
http://www.moiseevart.ru/fabrication_of_the_sculptures.html
http://diaspora.sakhaopenworld.org/fort_ross_serge_4.html
Их предки, скотоводческие племена тюркскоязычной группы, пришли на территорию современной Якутии с юга, из При-байкалья. Это переселение началось с X века, в XIII-XV веках шло формирование якутского народа, а к XVII веку якуты уже выделялись среди других здешних народностей сравнительно высокой культурой. Переселившись в столь северные широты, они сохранили свое основное занятие разведение крупного рогатого скота и лошадей.
1.
[354x502]
Как же жили якуты, какие предметы быта их окружали? Письменности они прежде не знали, но до наших дней сохранилось устное народное творчество эпос Олонхо, многочисленные саги, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Якутское жилище прекрасно описано в саге Берь-хара: Имел он дом с блеском, виднеющийся за три переезда;
столбы из крупного дерева, с матицей из высокого дерева, стены из многого дерева, из девяносто сухих деревьев вся окружность стен, с восьмью-девятью глупо обширными ок-нами, были колышки подобно девяносто голубям, летящим, блистая грудью. С крашеной правой стороны (юрты), с узор-чатым былириком, с разговаривающей передней частью юр-ты. На левой стороне чуланчик с побрякушками, шумящий (насмехающийся) югях (девичья кровать или холостого сы-на); импровизатор-полка. Имел серебряную, гладкую отки- дистую печь, подобно барыне-женщине, надевшей рогатую (старинную) рысью шапку с отвороченнами наушниками и с наброшенной (небрежно надетой) рысьей дохой; стоящей обратившись к западу. Имел чашку, которая вставала и приходила; были чороны, приходящие тихим шагом толстого человека, были стаканы неуклюже приходящие. Были, шагая, приходящие доски (на которых разрубают мясо). Имел прибегающий топор ив этой постройке все продумано, удобно и целесообразно.
Якуты были хорошими мастерами. Особое место среди мужских ремесел отводилось обработке дерева, изготовлению предметов быта, причем чаще всего для потребностей своей семьи, только незначительная часть их шла на сторону.
Законченность формы, изысканность декора, прочность предмета, его удобство все эти качества присущи дере-вянным изделиям якутских мастеров: чоронам, чашам кы- тый'а, ковшам для кумыса, мутовкам, коробкам для чая и рукоделия, различным предметам мебели. Расцвет народ-ного искусства и ремесла в Якутии приходится на первую половину XIX века. В конце XIX начале XX века некоторые виды ремесла, в том числе и художественная обработка де-рева, приходят в упадок. Причина тому сокращение коне-водческого хозяйства и постепенное исчезновение ритуальных праздников. Только после Октябрьской революции возродились древние промыслы, вновь начали создаваться деревянные и берестяные изделия, разнообразные по технике исполнения, но сохранившие стилевые традиции народного мастерства.
Новую окраску получиЛ древний весенний праздник якутского народа ысыэх, связанный с появлением приплода у лошадей. Во время этого праздника якуты пили кумыс. На ысыэх четыре человека принесли большую посуду кумысу, держа ее с четырех сторон, подали говоря: Прежде всех людей первая наша кружка... Так говорится в сказке Бяртхара. Гостю преподносили первый кубок-чорон, наполненный до краев кумысом, в знак особого почтения и уважения. На празднике использовались чороны разных размеров: большие украшенные объемной резьбой, и малые для каждого участника. Кумыс был любимым напитком якутов, остается им и в наши дни, недаром этот праздник имеет и другое название кумысный праздник, но основная посуда на нем все та же чороны. Чороны нарот ые мастера Якутии делали из дерева, как, впрочем, и всю посуду. Земли Центральной Якутии почти сплошь покрыты обширными лесными массивами, здесь не было недостатка в древесине. Основные породы деревьев, которые якутские мастера использовали для изготовления предметов быта, сосна (для столярных работ), лиственница (для плотницких работ, из нее делали мебель, а также чаши кытый'а и кытахи), береза (для домашней посуды).
Летом заготавливали древесину, чтобы в долгие мороз-ные зимние вечера заняться ее обработкой. Иногда молодое дерево срубали зимой, и тут же приступали к выделке, так как в этот период древесина содержит наименьшее количество влаги. Если возникала необходимость использовать более твердую древесину, то мастера прибегали к своего рода закалке. Например, березовую чурку, очищенную от коры, погружали на несколько месяцев в болото, выдерживали ее там в холодное время года от поздней осени до ранней весны. Созданная из таких заготовок посуда отличалась необычайной прочностью и долговечностью.
Набор инструментов, которыми якутские мастера пользовались при создании деревянной посуды, в частности чоро- нов, был небольшим. Топором вырубали чурку и очищали от коры и сучьев. Для внешней обработки применяли разного вида тесла, а для создания внутреннего углубления скобель (кебюль). О нем старинная якутская загадка: Черная корова пролизала доску насквозь. И, наконец, обоюдоострый нож.
Изучая народное искусство якутских мастеров по перво-классным памятникам народного творчества, хранимым в крупнейших музеях страны, глядя на идеальную форму чоронов, трудно себе представить, что эти кубки сделаны без применения токарного станка. И по сегодняшний день известные якутские резчики по дереву, одним из которых является талантливый народный мастер Петр Васильевич Федоров, используют те же инструменты, что и их деды.
При первом взгляде на чороны Федорова кажется, будто все они одинаковы, но присмотревшись, замечаешь на-сколько они разные. Резчик много работал, изучал произведения известных мастеров в музейных собраниях. Постепенно вырабатывалась сноровка, складывался его собственный стиль, однако сохранялась и традиционность технологии. Формы чоронов могут быть различными, но соразмерность четырех основных объемов: горла с венчиком, плеча, тулова и поддона является непременным условием.
Завершив работу над формой, мастер приступает к нанесению орнамента на боковые стенки чорона. Для этого существует специальный набор инструментов разнообразной формы ножи, а также небольшое шильце-буравчик.
В зависимости от размера и назначения чорона, его по-верхность украшали различным числом горизонтальных по-лосок геометрического орнамента от 3 до 7, 9. Когда-то эти цифры имели для якутов магическое значение. Нынче орнаментальные полосы чисто декоративный элемент.
Разнообразие орнаментальных полос формировалось на протяжении столетий, мастера сохраняли древние элемен-ты, но и постепенно переходили от более простых геометрических к сложным растительным. Отдельные детали ор-намента на чоронах напоминают некоторые элементы вос-точного искусства, а у более поздних изделий можно обна-ружить некоторое сходство с европейскими стилями XVIII XIX веков. На современных чоронах самые разнообраз-ные орнаменты: гребенчатые, зубчатые, треугольные зигзагообразные, сетевидные, ромбовидные, арочные, лирообразные, силуэтные и другие.
Кубки-чороны бывают двух типов одни заканчиваются маленькой конусовидной ножкой, другие треножником, напоминающим стилизованные согнутые конские ноги.
Затем изделие отваривают в настое лиственной коры (древесина приобретает красивый красноватый оттенок), неоднократно натирают маслом, жиром и просушивают вдали от солнечных лучей. И чорон готов. Можно звать гостей на праздник.
1.
[354x502]
Художественные вкусы и представления якутов особенно сильно проявлялись в оформлении весеннего праздника Ыссех - праздника возрождения и обновления природы, появления приплода у лошадей. Ыссех имел много общего с древними языческими весенними праздниками других народов, в частности славян. Во время праздника все якуты пили кумыс. Для этого изготовлялась специальная праздничная кумысная посуда, запас ее хранился в каждом якутском доме, в каждой семье. В комплект этой посуды входили деревянные резные сосуды-кубки - чороны, деревянные конусовидные резные воронки - кенкелейны, разливательные ложки. Особенно интересны в художественном отношении чороны.
Чороны бывали разных размеров и разной вместимости. Наиболее крупные, из которых пили кумыс коллективно, вкруговую, передавая сосуд друг другу, достигали в высоту до 80 см, а в обхвате, в самой широкой части, до 90 см. Форма чорона очень своеобразна. От широкой круглой горловины, или устья, он плавно сужается примерно до середины высоты сосуда, а от середины стремительно расширяется, образуя шарообразное вздутие, которое внизу плавно переходит в конус, заканчивающийся в самых больших чоронах непропорционально маленькой конусовидной ножкой, которая ни зрительно, ни фактически не может быть опорой для такого большого сосуда, особенно когда он полон кумыса. И действительно, большие чороны не были рассчитаны на то, чтобы их ставить. Их передавали по кругу, пока не выпивали все содержимое, а затем опрокидывали вверх ножкой на траву, окропляя ее остатками напитка.
Формы чоронов при кажущейся внешней однотипности были разными у разных мастеров и соответствовали их представлениям о красоте, стройности, соразмерности. У одних это почти ровные цилиндры, сходящие на конус у подставки; у других - шарообразные или горшкообразные сосуды с горловиной в виде раструба или воронки; наконец, у третьих чороны имеют не плавные, мягкоокруглые очертания, а угловатые жесткие контуры и в самом широком месте как бы переламываются под углом.
Огромные коллекции чоронов хранятся в музеях Ленинграда, а также в Якутском музее истории и культуры народов Севера. Когда видишь стоящие рядами на музейных полках велико-ленные в своей завершенности внушительные по емкости сосуды, то черные, как чернолощеная керамика, то красно-коричневые, как древнегреческие вазы, то коричневые, как благородная бронза, невозможно поверить, что все это - дерево (цв. ил. 85, 86, 87).
1.
[601x700]
85. Чорон. Дерево (береза). Долбление, резьба. Якуты. Первая половина XIX в. МАЭ
2.
[639x414]
86. Чорон. Фрагмент. Дерево (береза). Долбление, резьба. Якуты. Первая половина XIX в. МАЭ
3.
[404x438]
87. Чороны. Дерево (береза). Долбление, резьба. Якуты. Первая половина XIX в. МАЭ
Какова техника изготовления чоронов и других якутских резных деревянных изделий? Чороны, например, благородной правильностью своих обводов производят впечатление выточенных на токарном станке. Но якуты не знали токарного станка и, значит, не пользовались им; все изделия выполнялись мастерами вручную от начала до конца.
Основным материалом для изготовления чоронов служила древесина березы, которая ценилась за свой белый цвет, плотность, отсутствие ярко выраженной текстуры. Работу мастер начинал с того, что вырубал топором первичную заготовку - чурку; чаще всего это была просто часть ствола срубленного дерева, освобожденная от коры и сучков. Внешняя грубая обрубка будущего чорона производилась также топором, а затем теслом.
Якуты применяли тесла двух типов: более грубое, насаженное, как топор на рукоятку, и более удлиненное, составляющее как бы продолжен"не рукоятки, единую плавно изогнутую форму - для выбирания материала из середины сосуда. Этой же цели служили и другие инструменты, например кёрке, имеющий вид плоской заостренной лопаточки, насаженной на горизонтальную круглую палочку, с помощью которой можно было вращать кёрке внутри сосуда, разрыхляя, а затем выбирая дерево; а также инструменты йэт, напоминающие токарные крючки.
Затем на поверхность сосуда наносили орнамент. Обычно это была трехгранновыемчатая, контурная или ногтевидная резьба, которую выполняли также специальными инструментами (стамеской прямой и полукруглой формы, ножом со скошенным лезвием, буравчиком-шильцем).
После того как в целом чорон был сделан, середина его выбрана, орнамент нанесен, его проваривали в настое коры лиственницы. При этом из древесины выходили лишние соки, она приобретала дополнительную крепость, как металл при закалке; вываренный сосуд становился красновато-коричневым по цвету. Во время проваривания можно было также выправить некоторые дефекты формы, например сделать почти идеальным круг горловины. После этого готовый чорон натирали жиром, топленым молоком, коровьим маслом и просушивали па воздухе, по не па солнце; последняя операция повторялась несколько раз.
Производство чоронов требовало большого мастерства и составляло в Якутии настоящий промысел, которым занимались искусные сие и, на листы-ремесленники - чоронщики. В настоящее время в Якутии можно еще найти потомственных мастеров-чоронщиков.
Остановимся немного подробнее на декорировании чоронов.
Каждый чорон равномерно и достаточно густо покрывался горизонтальными поясами геометрического резного орнамента. Эти полосы почти не выступают над поверхностью, и рельеф воспринимается не столько зрительно, сколько рукой на ощупь. На первый взгляд кажется, что геометрический узор очень прост. И лишь пристально всмотревшись, можно увидеть, что резчик, пользуясь Действительно очень немногим и декоративными элементами, достиг замечательного результата.
Неизвестные мастера применяли один и тот же прием выборки фона чрезвычайно мелким инструментом (маленькими стамесками разного профиля), оставлявшим рельефный узор в уровень со всей поверхностью объема; выбранный фон оказывался незакрашенным.
Орнамент располагали по всей поверхности поясами, или лентами, шириной 2-4 см каждая, причем пояса эти делали тем шире, чем ближе они были к наиболее широкой части сосуда. Элементами декора служили: пояски с правильными вертикальными бороздками, зигзагообразные полосы с более или менее заостренными и сжатыми с боков зубцами; пологий двойной (встречный) зигзаг, образующий ромбовидные ячейки. Правильные вертикальные бороздки играли в орнаменте роль своеобразных изобразительных пауз, которые мастер ритмически, равномерно распределял на поверхности чорона; на горизонтальных лентах - другие мотивы.
Часто чороны декорировали полосой, заполненной орнаментом в виде правильных полуциркульных арочек или лунок, модулем для их выполнения служил палец резчика. Иногда арочный орнамент преобладал в узоре. Весь объем чорона покрывали полосы воздушно легких, стройных арочек, опущенных полукружиями вниз, а их кончики или опоры, направленные кверху, заканчивались предельно условными цветочными розетками или звездочками, каждая из которых была составлена из четырех углублений.
Подобные орнаменты встречаются и на других деревянных изделиях, например на цилиндрических деревянных коробках.
Наряду с очень изысканными, изящными чоронами с плавными мягкими очертаниями и легким графическим узором, встречается, особенно в глубинных сельских районах Якутии, много чоронов, в которых, наоборот, выявлена и подчеркнута массивность формы, в орнаменте - простота, непосредственность членений, подчеркнут грубоватый характер самой порезки. Возможно, это наиболее древнее и популярное направление при производстве чоронов, а изысканные и намного более трудоемкие по исполнению сосуды делались на заказ для представителей правящей верхушки.
В конце XIX - начале XX века вместо обычной конусной появляется подставка в виде трех опор, трех ножек. Соответственно изменяется поддон чорона, он становится округлым. Ножки довольно массивны; своей массивностью они даже в какой-то степени противоречат самому чорону, во всех случаях сохраняющему силуэт, устремленный кверху. Концы ножек-опор обрабатываются в виде конского копыта, сама ножка часто согнута в середине, углом наружу, как колено конской ноги.
Есть, однако, сосуды на опорах почти полуциркульной конфигурации, расходящихся от поддона врозь и вогнутых, а не выгнутых. Некоторые чороны имеют тяжелую, приземистую форму, как бы осевшую, приближающуюся к форме деревянных чаш-кытыйялар. По существу, это и есть чаши, только на высоких подставках.
Необыкновенное разнообразие чоронов, индивидуальный характер каждого отдельного экземпляра позволяют рассматривать их как чрезвычайно яркое художественное явление.
4.
[358x400] 1.
[700x525] 2.
[700x525] 3.
[640x360] 4.
[404x438] 5.
[230x335] 6.
[469x657] 7.
[597x500] 8.
[525x700] 9.
[400x268] 10.
[700x524] 11.
[600x268]