Это цитата сообщения
Мираж_ок Оригинальное сообщение
[показать]
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Это не лакировка действительности, а способность видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. Там, где одни видят только проблемы, другие находят возможности. Практически рефрейминг может проводиться несколькими способами.
Для начала, анекдот — философская притча, ставшая для многих отправной точкой рефрейминга.
Идёт по лесу, ну, предположим, Заяц. И произносит себе под нос позитивную аффирмацию: «Я — сильный! Я — сильный! Я — сильный!». Скоро натыкается на Медведя-не-в-духе. Медведь пинает зайца ногой, заяц летит над кустами, обозревает окрестности и кричит радостно: «Я сильный и лёгкий! Я сильный и лёгкий! Я. Умею. Летать!...»
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
-
Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, проходя тренинг в те дни, когда можно было продавать и зарабатывать, люди думают: «Вместо того, чтобы зарабатывать деньги, мы сейчас тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать». Другой пример: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени».Рефрейминг: «Мы сейчас обеспечиваем себе большой временной выигрыш на будущее».
-
Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем. Действительно, сейчас очень напряженная работа — зато она позволит выполнить план. Неприятный в общении человек — зато умный; у него многому можно научиться.
-
Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Здесь нет призыва к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности».
Несколько примеров:
-
Потенциальный клиент работает с конкурентами. Можно рассудить, что он бесперспективен, а можно сказать, что у него уже сформирована потребность, так что остается только убедить работать с нами.
-
В коллективе появился неформальный лидер. Можно увидеть в нем своего потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к нему как к конкуренту, усугубляя конфликт.
-
Присутствуя на неудачном совещании или презентации можно воспринимать происходящее как урок — определять, что не надо делать, фиксировать ошибки и брать на вооружение. А можно просто сожалеть о напрасно потраченном времени.
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Рефрейминг: практикум
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагается вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
-
Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли.
-
Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника».
-
Большая нагрузка.
-
Трудный клиент в продажах.
-
Необходимость частых командировок.
-
Необходимость выступать публично.
-
Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами; на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными.
-
Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.
-
Нет карьерного роста.
-
Частые изменения.
-
Частые совещания.
-
Хороший работник, но непростой в общении человек (а хотелось бы именно приятного в общении).
Варианты рефрейминга
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли:
-
Настоящий профессионал может все, а не только то, что нравится.
-
Универсальность — залог карьерного роста (или другого в соответствии с картой мотиваторов сотрудника).
-
Можно найти креатив и в рутинной работе (показать конкретно). Вызов самому себе: слабо ли мне?
2. Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника»:
-
Задача руководителя — добиться целей бизнеса, используя ресурсы других людей, а не собственные.
-
Инвестиция времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем (если задача повторяющаяся).
-
Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненных.
-
Научив подчиненного, можно больше внимания уделять той работе, которая вам больше нравится.
-
Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, так что это повышает их лояльность.
3. Большая нагрузка:
-
Чем больше занят, тем больше успеваешь.
-
Учишься лучше ценить отдых.
-
Учишься лучше планировать свое время.
-
Если такая загрузка — явление временное, то можно думать о том, что скоро за счет большой работы сейчас будет легче.
-
Больше загрузка — больше заработок.
-
Больше нагрузка — больше тренировка, эффективнее повышается профессиональный уровень.
-
Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.
4. Трудный клиент в продажах:
-
Тренинг профессионализма, конкретных навыков.
-
Трудные клиенты часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.
-
Урок на будущее.
-
Воспитание терпимости — пригодится в жизни.
-
Конкретный вариант с «зато»: например, зато денежный, зато редко приходится с ним общаться.
-
На самом деле их не так и много.
-
Можно пожалеть, потому что трудные люди — как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.
-
Можно найти что-то забавное в ситуации.
-
Есть чем похвастаться перед коллегами.
-
Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — значит вас ценят.
-
«Завоевав» трудного клиента, вы завоюете авторитет и уважение руководства.
5. Необходимость частых командировок:
-
Путешествия.
-
Разнообразие.
-
Больше возможностей заработка.
-
В дороге можно сделать многое, на что времени обычно не хватает (например, почитать, посмотреть фильмы или сериалы и т.д.)
-
Много знакомств.
-
Веселое времяпровождение с клиентами.
-
Возможность устроить личную жизнь.
-
Отдохнуть от «домашних обязанностей».
-
Не заниматься хозяйством.
6. Необходимость выступать публично:
-
Всегда понадобится в случае карьерного роста.
-
Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.
-
Приятно, когда тебя ценят — ведь публичные выступления не всем доверят.
-
Как правило, люди стремятся получить от презентации пользу, иначе их время будет потеряно зря. Поэтому думайте о том, что они тоже заинтересованы в том, чтобы выступление прошло хорошо.
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:
-
Это прекрасный опыт для будущего руководителя.
-
Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).
-
Раз обращаются, значит, ценят и уважают.
-
Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.
-
Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижениях или включении в кадровый резерв.
8. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:
-
Есть у кого учиться.
-
Бесплатный тренинг.
-
Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.
-
Вызов самому себе: смогу ли я?
9. Нет карьерного роста:
-
Меньше должность — меньше ответственность.
-
Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.
-
Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.
-
Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.
-
Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.
10. Частые изменения:
-
Формируют гибкость и креативность.
-
Работа никогда не надоест.
-
При изменениях легче проявить себя.
-
При изменениях легче всего продемонстрировать лояльность. Изменения могут давать дополнительные выгоды и возможности. Карьера часто делается именно в ситуациях изменений.
11. Частые совещания:
-
Зато в рабочее время.
-
Можно проявить себя.
-
В обсуждении легче отшлифовать идеи.
-
Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.
-
Снижаются риски принятия решений.
-
Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.
-
Знаешь планы руководства.
12. Требовательный руководитель:
-
Скорее научишься.
-
Точно будешь знать, что делать.
-
Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.
-
Зато все понятно и четко.
-
Зато результаты хорошие.
[показать]
[показать]