Замок Пьерфон построен в 90-х годах XIV века на месте более ранних укреплений XII века, разрушен в XVII веке, восстановлен во второй половине XIX века. В XII веке замок принадлежал сеньорам Пьерфон из Кьерзи. От него сохранились лишь подвальные помещения. В конце XII века он переходит к королю Филиппу Августу и с этого момента становится королевским владением.
Герцог Людовик Орлеанский получил в 1392 году в дар от своего брата — короля Карла VI Пьерфон и герцогство Турень. Окрестности Пьерфона вошли в состав графства Валуа, ставшего герцогством. В 1396 году Людовик начал полную перестройку замка, архитектор неизвестен, но возможно это был Раймон дю Темпль. Позднее работы возглавил королевский архитектор Жан Ле Нуар под наблюдением Жана Обеле. Строительство завершилось уже после убийства (1407) Людовика Орлеанского.Мощные стены(толщина около 6 м) нового замка успешно отражают многочисленные осады англичан, бургундцев и королевских войск.
Принц Конде
В начале правления Людовика XIII замок принадлежал Франсуа-Ганнибалу д'Эстре (брату прекрасной Габриэль д'Эстре), примкнувшему к партии «недовольных», возглавляемой принцем Конде. В марте 1617 года Пьерфон был осаждён и взят войсками, присланными кардиналом Ришельё. Кардинал приказал разрушить замок, но из-за масштабности сооружения ограничились тем, что срыли внешние укрепления и уничтожили кровлю.
Габриэль д’Эстре
Ришелье
[584x526]
[показать]
[показать]
[720x539]
[показать]
[391x588]
[показать]
[382x584]
[показать]
В эпоху романтизма при всеобщем увлечении архитектурой Средневековья развалины замка становятся модным местом романтического отдыха. В 1813 году император Наполеон I покупает земли, на которых был расположен замок. В августе 1832 года Луи-Филипп проводит у замка Пьерфон банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы и Леопольда Саксен-Кобургского, первого бельгийского короля. Многие художники, в том числе и Коро запечатлели замок в своих произведениях..Принц Наполеон, будущий император, интересовавшийся археологией, посетил развалины замка в 1850 году. В 1857 году он по совету Проспера Мериме решил восстановить Пьерфон и сделать его своей резиденцией.
Реконструкция замка началась под руководством Виоле-ле-Дюка, считавшегося лучшим специалистом по архитектуре Средневековья. Он реставрировал такие романские и готические архитектурные комплексы, как Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Каркассон. Однако его метод восстановления памятников старины имел как сторонников, так и противников, критиковавших Виолле-ле-Дюка за ненаучный подход. Он создавал сооружения такими, какими они должны были быть в его представлении. Нередко облик отреставрированного здания имел мало общего с тем, чем оно было когда-то. Вначале предполагалось отстроить лишь несколько башен с жилыми помещениями, сохранив «живописные» руины. Работы продолжались до 1885 года, после смерти Виоле-ле-Дюка (1879) ими руководил его ученик Ураду.
Примерно за 40 лет он и его ученики превратили стандартный рыцарский замок в настоящее произведение искусства. Именно таким Шато-де-Пьерфон дошел до наших дней. Здание выглядит как случайно забытая среди зеленых холмов декорация к историческому фильму. И, действительно, здесь снималось множество кинокартин, среди которых всемирно известные «Жанна д’Арк» и «Человек в железной маске».
Замок имеет прямоугольную форму 103x88 м, толщина стен и башен 5-6 метров. Двор внутри замка называется Двором Чести с колодцем и конным памятником Людовику Орлеанскому. Внутри замка очень интересны рисунки, показывающие в насколько руинированном состоянии он находился до начала реставрации. В гостиной представлены разные химеры и прочие чудища – фантастическая фауна средневековья, вырезанная из венгерского дуба Виоле-лё-Дюком. В зале гипсовых работ представлены его же эскизы-работы, которые использовались потом как образцы для каменных скульптур при оформлении восстановленного замка.
Самыми красивыми являются два сообщающихся зала – Гербовый зал и зал рыцарских дам. Их оформление было заказано в период второй империи – об этом свидетельствует общий выдержанный стиль и весьма характерная для того периода мебель. Вдоль стены зала расположены стилизованные гербы. Зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64м в длину, 9.5 в ширину и 12 – в высоту. В южной части зала 5 фигур рыцарей. А над камином в северной – 9 рыцарских дам, которые олицетворяют античных богинь. Круговые диваны в центре зала тоже сделаны по эскизам лё-Дюка. Находящиеся здесь до недавнего времени доспехи из коллекции Наполеона III были перенесены в Париж в Музей вооруженных сил в комплексе Инвалидов.