• Авторизация


Философ, математик, маг 24-07-2015 16:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

Философ, математик, маг

 

[показать]

Пифагор неотделим от легенд о нем, поскольку первые источники и свидетельства о его жизни появились лишь спустя двести лет после его смерти. И многое в его жизни так и остается не прояснённой загадкой.

Был ли он действительно в Египте или не был, у кого научился восточной мудрости - то ли у египетских жрецов, то ли у магов Вавилона, то ли у финикийцев?

Известно, что геометрией занимались египтяне, финикийцы – подсчетами и числами, а халдеи – наблюдением звезд и неба. Поэтому большинство согласны с тем, что математике и астрологии он учился у восточных мудрецов. А как он туда попал? Существуют разные версии.

 

Порфирий в своем описании жизни философа утверждает, что Пифагор обратился к Поликрату с просьбой написать своему другу египетскому царю Амасису рекомендательное письмо к жрецам, чтобы они допустили греческого пришельца к своим  знаниям.

 

Но жрецы никак не решались: и отказать царю страшно, и согласиться – боязно. И тогда они решили устроить Пифагору испытания, противные обычаям Греции. Но он так легко справлялся с заданиями, что они только удивлялись пришельцу. А потом открыли свои тайны, допустили к богослужениям, к своим знаниям и жертвоприношениям. Отсюда родилась современная  притча о философе: 

Пифагор в Египте

Когда Пифагор пришел в Египет, чтобы приобщиться сокровенной мудрости египетских жрецов, ему пришлось предварительно выдержать экзамен по геометрии, астрономии и астрологии. Он легко преодолел все трудности известных в то время наук. Испытания завершились двумя философскими вопросами.

Первый: «Кто наибольший враг человека: зверь, злоумышленник, стихия или болезнь?»
Пифагор ответил: «Ни хищный зверь, ни коварный злоумышленник, ни бурная стихия, ни изнурительная болезнь не способны причинить такой вред человеку, какой он может причинить и часто причиняет себе сам. Поэтому я отвечаю: наибольший враг человека — сам человек».

Тогда Пифагору предложили второй вопрос: «Кто наилучший друг человека?» Пифагор ответил: «Наибольший друг человека — зверь, злоумышленник, стихия и болезнь, потому что в борьбе с ними человек — от рождения самое беспомощное существо на свете — обретает разум и силу и становится в период зрелости самым могущественным обитателем земли».

Египетские жрецы были восхищены проницательностью греческого мудреца и раскрыли перед ним врата Истины.

[468x618]

Голова Пифагора Самосского. Прибл. 570 до н. э., Сидон или Самос - прим. 490 до н. э., Метапонт (Италия)


 

Порфирий утверждает, что потом Пифагор побывал у арабов, в Финикии, где жил с царем, а в Вавилоне – жил с магами. И здесь же познакомился с Заратуштрой, от которого принял очищение, узнал, от чего теперь он должен воздерживаться и в чем состоят законы природы. Так Пифагор научился восточной мудрости, стал посвященный и просветленным. И об этом - вторая притча о философе:

Пифагор в Вавилоне

 

Когда Пифагор пришел в Вавилон, то встретился там с халдейскими мудрецами-магами. "Кто ты, пришелец?" — спросил его верховный маг. — "Я - Пифагор, уроженец греческого острова Самоса. Путешествую в поисках истинной мудрости. Посетил Египет, Индию и пришел в Вавилон.

Я постиг,  мудрость Греции — Гармония и Красота; мудрость Египта — Тайна и Число; мудрость Индии — Время и Душа; мудрость Вавилона — Звезды и Судьбы. Я слышал: вы учите, что судьбы людей зависят от положения звезд?"

"Это поверхностное и потому - превратное представление о нашем миропонимании. Если передать суть нашего учения несколькими словами, мы учим, что все сущее образует единое Кольцо, и самое далекое связано с самым близким: мельчайшая песчинка на дне моря и неведомый мир в пучине космоса;

одинокий человек на земле и зодиакальное содружество звезд на небе; любовь, согревающая сердце, и холодный хаос на другом конце Вселенной. В кольцо всего сущего равно входят камни, растения, животные, люди, боги, планеты, звезды, чувства и мысли. Приемлешь ли ты истину Кольца всего сущего, пришелец?"

"Приемлю. Но Кольцо всего сущего находится на указующем персте Числа".

[495x555]

Шартрский собор, статуя Пифагора


 

Но потом Пифагор вернулся в Грецию и о нем начинают рассказывать чудесные истории и легенды. Например, что он научился распознавать природу каждого человека по лицу и никого к себе не подпускал, пока не уяснял, что это за человек. Философу приписывают и другую историю: о том, как он научил атлета Евримену побеждать на Олимпийских играх.

По его совету атлет стал ежедневно есть определенную порцию мяса и набираться сил, в то время, как другие атлеты, по обычаю, питались только смоквами и сыром. Однако, потом Пифагор посоветовал ему бороться, но не побеждать, т.к. человек не должен своими победами вызывать зависть у других.

Когда к власти в Самосе пришел тиран Поликрат, Пифагор решил переехать из Греции в Италию, где его приняли с радостью, поскольку он был статен, образован и многоопытен. Здесь и появилось первое сообщество его учеников.

Ученики клялись тетрактидой – числом «четыре», которое считалось священным, потому что было последним в прогрессии от единицы до четырех, в сумме дававшей число десять. Четверка составляет первый квадрат и лежит в основе деления года и возраста человека на четыре времени. Пифагора ученики почитали за Бога, а  к своим утверждениям прибавляли молитву в его честь:

Будь свидетелем Тот, кто людям принес тетрактиду,
Сей для бессмертной души исток вековечной природы.

В Италии Пифагор научил народ свободе, умирял раздоры, учил воздержанию, совершал чудеса, покоряя  животных и природу. Рассказывают, что он  мог свободно перемещаться в одно мгновение на огромные расстояния,  предсказывал землетрясения и другие события и совершал много дивного и  чудесного, о чем рассказывают истории  и легенды о его жизни. Читая эти истории, я не могу отделаться от мысли о сравнении Пифагора с Иисусом Христом. И почему так?

[450x468]

Фреска "Пифагор среди учеников. Афинская школа"

Пифагор Самосский – одна из самых загадочных фигур античности. Он создал первую философскую школу, в которую попасть было очень не просто, ученики-пифагорейцы жили по особым правилам и одновременно  выполняли государственные дела. Делали они это настолько хорошо, что иначе как аристократами их и не называли.
 

О самом Пифагоре складывались  легенды, притчи и иначе как божественным его не называли. Многие знают о нем только как о создателе математического учения о числах и по теореме его имени, но он был, прежде всего, философом.

Его место в одном ряду с Лао Цзы, Кнфуцием, Буддой и Заратуштрой, хотя учение Пифагора менее воинственно, чем у перса, менее  ригористично, чем у китайского аристократа, более жизнелюбиво, чем у индусского учителя, а  по широте и благородству не уступает учению великого даоса.

Заслуги Пифагора можно перечислять долго: он создал систему начального, среднего и высшего образования; от него берет начало раннехристианская апологетика и экзегетика; его вклад в математику, физику, астрономию и оптику трудно переоценить; ему принадлежит первенство в введении в культурный оборот слов: философ, калокагатия, эзотерика, символ, гипербола, эллипс, парабола, цикл, симметрия математик и так далее.

Он был ясновидящим пророком и просветленным Учителем, скромно называвший себя любителем мудрости. Пифагор  стоял во главе философской школы, которая являлась на протяжении  веков образцом братства и духовного союза,  оставившая след в искусстве, науке, религии, философии и политике.

Сам философ почти ничего не писал, хотя сохранились некоторые его труды (о чем существуют разноречивые мнения), цитаты из его речей, записанные учениками, и несколько писем, подлинность которых тоже сомнительная. До нас дошли «Золотые стихи пифагорейцев», написанные самим Учителем, иногда называемые молитвами.

[450x668]

 

Юноша, горних богов почитай, подчиняясь закону.
Попусту клятв не давай. Чти героев преславных и бойся
Гнева божеств, что живут на земле и в глубинах подземных.
….
Сдержанной речи внимай и деяньям, идущим на пользу.
Другу ошибку прости, если он оступился случайно;
Будь, сколь возможно, терпим, ибо долг и возможность – соседи.
Также запомни: пора научиться обуздывать страсти:
Тягу к обжорству и сну непомерную, плотскую похоть, приступы гнева.
….
Будь осторожен в словах и на деле. Суди справедливо: строже себя, чем других.
Не желай невозможного, зная, что неизбежен конец и от смерти никто не спасется.
(«Золотые стихи пифагорейцев», отрывки)

Но прежде создания своей школы Пифагор едет учиться у жрецов в Египет, где остается двадцать два года. Здесь он выучил египетский язык в трех его разновидностях, занимается наблюдением за небом и изучает геометрию. Утверждают, что в Египте Пифагор попал в плен к вавилонянам. Но и в Вавилоне он продолжает учиться, теперь уже у магов: наукам о  числах, музыке,  природе богов и умению разгадывать сновидения.

В Вавилоне Пифагор  прожил еще двенадцать лет, после чего  вернулся на родину, в Самос. Ему уже пятьдесят шесть лет и он начинает свой путь Учителя. Сначала  занимается обучением всех, но его мало кто понимает, да и желающих учиться было тоже немного.

Тогда он идет на хитрость. Увидев однажды молодого юношу, играющего в мяч, пообещал ему кормить его и поить, а взамен он будет учиться у Пифагора. За каждый освоенный юношей урок, Пифагор ему платил, но когда тот втянулся в учебу, то сам стал зарабатывать на пропитание себе и учителю, чтобы тот  продолжал с ним занятия.

Потом философ уехал в Италию, где от учеников уже не было отбоя. Кто-то говорит о шестистах, кто-то - о трехстах. На первую беседу с ним пришло более двух тысяч человек, часть из которых осталась с Пифагорам, следуя всем правилам Учителя (философы), часть стала только его слушателями (акусматиками).

 

[499x318]

Федор Бронников "Гимн Пифагорейцев восходящему солнцу"


Так образовалась первая община, ставшая потом известной как прославленная школа пифагорейцев. Община имела общее имущество, свои законы и свое гражданское устройство. Ученики проходили строгий отбор: три года только ждали, проходя испытание на твердость и желание учиться.

Потом пять лет - воздержание от слов, абсолютное молчание, что было самым трудным испытанием. Только затем его имущество могло поступить в распоряжение общины. Если ученик не выдерживал, то ему все возвращали в двойном размере. За имуществом следили специальные люди, которые имели опыт и слушали Учителя, не видя его лица. Это были акусматики.

И только пять лет безмолвного обучения экзотерике, акусматики получаи допуск к общению с Учителем и  переходили в статус математиков-эзотериков, которым разрешалось входить в святая святых - к Учителю и слушать его лекции лицом к лицу. Это и были пифагорейцы в полном смысле слова.

Кто не выдерживал, того хоронили: там, где сидел "умерший" ученик, насыпали холмик и устанавливали обелиск. Это означало, что болезнь ученика оказалась смертельной и врач (Пифагор) был бессилен.

Жизнь человека Пифагор делил на четыре периода, так же, как делился год на четыре времени года. Двадцать лет – мальчик (весна), двадцать – юнец (лето), двадцать юноша (осень), двадцать старец (зима). Пифагор запрещал молиться о себе, считая, что человек не может знать, что ему полезно. У философа было множество особых знаков и правил:

•Огонь ножом не разгребай: т.е. не  задевай  гневливых
•Сердце не ешь: т.е. не  подтачивай  душу  страстями  и  горем
•На хлебной мере не сиди: заботься не только настоящем, но и о будущем, хлебная мера – это только сегодняшний день
•Через весы не переступай: т.е. равенства и справедливости не забывай
•Уходя, не  оглядывайся: т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь.

Были и другие знаки-символы. Сам Пифагор тоже следовал строгим правилам: всегда носил белые одежды, постель –тоже была всегда белой и свернутой после сна, ел он только мед и хлеб, на закуску – овощи, редко – рыбу; от смеха, игр и пошлых рассказов – воздерживался; пока гневался, никого не наказывал.

Об образовании Пифагор говорил только в превосходной степени: оно остается верным нам до самой смерти; учиться надо, пока душа способна запоминать и вмещать; надо постоянно упражнять свою память; но учиться следует медленно, от самого простого и мелкого, постепенно восходя к вечному.

Очень интересно учение Пифагора о числах. Нечетные числа – мужские, четные – женские (потому что делятся). Кроме четных и нечетных есть  числа четно-четные (например, 22 или 44), нечетно-нечетные (например, 11, 33 и т.д.), четно-нечетные и т.д. Каждому числу в пределах десяти он присваивал особые значения:

[383x484]

Единица – мужская часть души, начало всех чисел, монада, единение, ей соответствует точка. Двойка – двойственность, причина противоречий, женская половина души, атрибут меланхолии и фантазии; троица – содержит в себе целое: рождение, середину, смерть; трехмерность пространства, тройке соответствует плоскость.

Четверка – основа десятки, гармонии и музыкальных интервалов, прообраз четырех частей света и четырех стихий, символ гордости и справедливости. Пятерка –  символ уравновешенности. Шесть – символ невоздержанности и ненасытности.

Семерка – предвестник насилия, зависти и похоти. Восьмерка (октава) – четно-четное число, предвещающее меланхолию. Девять – признак справедливости, Десятка – совершенное число, символ Космоса пифагорейца.

Пифагор открыл золотое сечение, тайну симметрии и асимметрии, считал геометрию обязательной для философов, а время перед сном и после – самым важным для размышлений. Его философия должна была вызволить врожденный разум от оков.

О смерти философа тоже  есть легенда. Против Пифагора и его школы был устроен заговор, т.к. знатные особы считали престижным поступить в школу, но испытаний не выдерживали. Так возник заговор богатых:  дом, в котором собрались ученики, подожгли. Но ученики, бросившись в огонь, телами  проложили путь Учителю, чтобы он смог по ним, как по мосту, выйти из огня. Но оставшись без друзей, Пифагор затосковал и покончил жизнь самоубийством.



[показать]Тина Гай

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Философ, математик, маг | Мичуринка - Дневник Мичуринка | Лента друзей Мичуринка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»