• Авторизация


Без заголовка 07-05-2015 10:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения IRIS Оригинальное сообщение

Неумирающий лебедь Майя


...Ее арбис схож
с летящими египетскими контурами.
Да и зовут ее кратко, как нашу сверстницу
в колготках, и громоподобно, как богиню
или языческую жрицу, -Майя.
( А.Вознесенский "Портрет Плисецкой" )





С озорными глазами, невзирая на возраст, с торжествующей улыбкой и королевской осанкой, Плисецкая никогда не прекращала удивлять общественность. Она всегда была звездой, такой она и останется в нашей памяти.
Этой весной Плисецкая нашла свое место звезды среди звезд. Постоянное...
Остались ее танцы, остались спектакли,осталась хореография, осталась память о ней, осталась книга.
Отчаявшись найти журналиста, который сумел бы помочь написать ей книгу, не исказив ее собственную интонацию, Плисецкая написала сама. Ярко, образно и максимально откровенно рассказала о своей жизни. И дала совет будущим поколениям: «Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались».
Совет основан на главном выводе, сделанном из прожитой жизни: «Характер — это и есть судьба».
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования.

[600x]
 


[600x]
 

[500x]
 

[500x]
 

Смелость она превращала в эстетическую категорию.
Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход.

[700x]
 

Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия.
Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для характеристики Плисецкой достаточно трех слов: «гений, мужество и авангард».

[500x]
 

[500x]
 

[500x]
 

Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке.
Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение.

[700x]
 

[700x]
 

Уже в первом классе она обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым не раз встретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь.
…Плисецкая хорошо помнила дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года.
Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, проходившем на сцене филиала Большого театра (ныне — театр «Московская оперетта»).
С двумя партнерами танцевала номер «Экспромт» на музыку П.И. Чайковского, поставленный Леонидом Якобсоном.
На следующий день началась Великая Отечественная война.

[700x]
 

[700x]
 

[600x]
 

[600x]
 

Ее «Умирающий лебедь» – номер, который она будет танцевать всю жизнь и сделает «своим» в той же степени, что и первая исполнительница знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Санса легендарная Анна Павлова.
Если бы точно было известно, сколько раз она исполнила «Лебедя», это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса.
Но установить его не представлялось бы возможным, даже если какой-нибудь скрупулезный летописец творчества Плисецкой ухитрился бы собрать все разлетевшиеся по миру театральные программки: ей слишком часто приходилось его бисировать.

[600x]
 

В Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала «Лебедя» четыре раза подряд.

[600x]
 

Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе.
Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.

[600x]
 

…Вы спрашиваете меня о руках…
Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце — ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны.

[600x]
 

[600x]
 

В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Ваганова говорила: пусть хуже, но свои…Это цитата из документального фильма «Майя Плисецкая» (1964).

[600x]
 

[600x]
 

Есть там и еще одно принципиальное ее высказывание, относящееся как раз к «Умирающему лебедю»: «Важно танцевать музыку, а не под музыку». Из этих двух цитат можно «сложить» творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. И действительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанные предшественниками.

[600x]
 

[600x]
 

[700x]
 

А что касается музыки, она умела «реагировать» на соло любого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты не то что поворотом корпуса или взмахом руки — даже взглядом или движением брови.

[700x]
 

[700x]
 

Даже когда уже началась перестройка, бывало так, что за право приехать в США Плисецкой приходилось бороться.
В 1987 году ей пытались помешать вылететь из Испании в Нью-Йорк, где на сцене театра Сити-центра в числе других именитых гостей она должна была принять участие в гала-концерте, открывавшем 61-й сезон труппы Марты Грэм.

[600x]
 

Спокойно воспринять то, что Плисецкая будет танцевать в одном концерте с «перебежчиками» Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым, власти не смогли.
Но Майя Плисецкая все-таки уехала!

[700x]
 

[700x]
 

[700x]
 

Имя делает Париж.
Плисецкую навел на эту расхожую мысль Марк Шагал. К тому времени она уже познала свои первые парижские триумфы. (Впоследствии, в 1977 году, тогдашний мэр французской столицы Жак Ширак наградил ее золотой медалью Парижа.)

[700x]
 

[700x]
 

В Париже Плисецкая жила в доме Эльзы Триоле и Луи Арагона, с которыми встречалась еще в Москве у сестры Триоле Л.Ю. Брик.

[700x]
 

[700x]
 

Познакомилась со знаменитым танцовщиком и балетмейстером «Гранд-опера» Сержем Лифарем, предрекавшим ей мировую карьеру, если она останется на Западе, с Ингрид Бергман, специально приехавшей в Париж, чтобы посмотреть ее спектакль (кинозвезда тоже уговаривала перебраться на Запад), была представлена Коко Шанель, подарившей ей наряд из своей новой коллекции.

[700x]
 

Плисецкая, женщина до мозга костей, всегда уделяла большое внимание своим туалетам и очень интересовалась модой.
А со временем стала воспринимать ее как большое искусство.

[600x]
 

[600x]
 

[600x]
 

Олицетворением парижской моды для Майи Плисецкой стал Пьер Карден.
В 1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когда она исполняла «Лебедя» (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители в единодушном порыве как раскрыли, так и закрыли свои зонтики, захваченные красотой гармоничного слияния танца и природной стихии.

[700x]
 

Одним из этих зрителей был Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов и неоднократно предоставлял сцену своего театра «Эспас Пьер Карден», расположенного на Елисейских полях, для ее выступлений и премьер. (Недаром Андрей Вознесенский написал, что она рифмуется с Елисейскими полями.)

[700x]
 

Побывав в конце 1966 года на спектаклях Национального балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, она загорелась идеей пригласить на постановку балета «Кармен», о котором давно мечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо.
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита».
Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки — за двадцать дней.
Главную идею балета балетмейстер сформулировал емкой фразой «Вся жизнь Кармен – коррида».

[600x]
 

[600x]
 

[600x]
 

Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики.
«Когда испанцы мне крикнули “Оле!”, я поняла, что победила», — говорит она.

[600x]
 

Она любила и умела побеждать.
Побеждать запреты, побеждать сложности, даже побеждать свою лень ...вот только смерть не смогла победить. (((
Совсем немного не дожила Майя Михайловна до своего 90-летия, а ведь уже готовился юбилей, и она мечтала еще раз выйти на сцену...

[600x]
 

[600x]
 

Родион Щедрин о последних днях жизни Майи Михайловны:
- Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе.
И вдруг схватило сердце.
Поехали в клинику. Врачи делали все возможное.
Я приехал на второй день с надеждой, что сделают операцию и все будет хорошо. Но, к великому сожалению...
Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила.
И вдруг напоследок мягко улыбнулась.

[700x]
 

Я спросил ее:
- Ты меня узнаешь?
- Я тебя обожаю! - ответила Маюша.
И улыбнулась так красиво, как умела только она.

[700x]
 

Был в жизни Майи Михайловны такой случай.
После того как Президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления».
Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила:
- А я всю жизнь и сопротивляюсь.
Вот такая она и будет в нашей памяти ( не поворачивается язык сказать "была") эта хрупкая женщина с сильным характером, рожденная танцевать и посвятившая всю свою жизнь балету.

[700x]
 

[600x]
 

Одна из французских газет вышла вчера со статьей под заголовком "Maïa Plissetskaïa, danseuse indomptée qui a défié le pouvoir et le temps."
( Майя Плисецкая- неукротимый танцор, которая бросила вызов власти и времени.)
Браво, Дива танца!Несмолкающие аплодисменты...

[600x]
 

[600x]
 

[600x]
 

[600x]
 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Тайфунчик - Дневник Тайфунчик | Лента друзей Тайфунчик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»