Урок№1
Этот урок открывает курс японского языка для начинающих (т.е. для меня и для Вас). В качестве руководства я выбрал книгу Лаврентьева Б.П. "Самоучитель японского языка", как книгу с самой, на мой взгляд, доступной формой подачи материала. Таким образом, день за днем, урок за уроком, мы будем открывать для себя этот язык. Перед тем как начать заниматься, убедитесь, что Ваша система способна отображать иероглифическое письмо (например, это - "お早うご座います。"). Если в скобках Вы не увидели японскую письменность, Вам следует скачать и установить файл "Установка поддержки японского языка" с сайта Кандзи. Если все в порядке, приступим! В японском тексте главными видами письменных знаков являются знаки слоговой азбуки хираганы и иероглифы. Реже используются знаки второй слоговой азбуки катаканы. Все эти виды письменных знаков целесообразно изучать постепенно. Буквы хираганы возникли из скорописных начертаний иероглифов. Самыми общими принципами написания любых знаков японского письма являются следущие: знаки начинают писать с левого верхнего угла и заканчивают в правом нижнем горизонтальные черты пишутся слева направо, вертикальные - всерху вниз вертикальная черта, пересекающая горизонтальную, пишется после горизонтальной Задание 1.1 Запомните 10 знаков хираганы: а - あ, и - い, у - う, э - え, о - お, ка - か, ки - き, ку - く, кэ - け, ко - こ. Грамматика Правило 1. В японском языке нет грамматических категорий рода, числа и лица. Категорями числа и лица обладают лишь личные местоимения, а также в некоторых особых случаях - существительные. В соответствии с этим существительное нэко может быть переведено в зависимости от контекста как кот, кошка, коты, кошки; глагол миру "смотреть" в прошедшем времени - мита может быть переведен как видел, видела, видело, видели и т.д. В некоторых случаях, когда различие этих категорий совершенно необходимо, оно достигается либо словобразовательным путем (главным образом присоединением аффиксов), либо введением других слов - числительных, местоимений и существительных. Задание 1.2 Продолжить перечень возможных переводов японских слов: 1. тори "птица"... 2. кикай "механизм"... 3. табета "съел"... 4. сирой "белый"... 5. аой "зеленый, синий"... Правило 2. Все без исключения имена существительные и приравниваемые к ним словосочетанияобразуют формы падежей единообразно, изменнеий основы при этом не происходит. Форма падежа образуется путем присоединения к существительному падежного суффикса. Падежные суффиксы и их основные значения приведены в таблице. Не торопитесь выучить все суффиксы сразу, обращайтесь к таблице по мере выполнения заданий. Суффикс Основное значение Отвечает на вопрос -га именительный падеж (рематического подлежащего) кто? что? -ва именительный падеж (тематического подлежащего) -о винительный падеж кого? что? -де творительный падеж (падеж орудия или места действия) чем? где? -но родительный падеж чей? который? -ни дательный падеж; падеж места при глаголах состояния; падеж направления; превратительный падеж где? кому? куда? во что? в кого? -э падеж направления куда? кому? -маде определьный падеж до какого места (времени)? -ёри падеж сравнения по сравнению с чем? -кара исходный падеж откуда? с какого времени? -то совместный падеж с кем? с чем? -мо присоединительный падеж (и) что? (и) кто? Задание 1.3 Переведите на японский выделенные слова, используя падежные суффиксы. 1. Он занимается дома (иэ - дом) 2. Он увидел дерево (ки - дерево) 3. он вышел из сада (нива - сад) 4. Ракеты долетят до звезд (хоси - звезда) 5. Написано ручкой (пен - ручка) 6. Сказал учителю (сенсэй - учитель) 7. Это портфель студента (гакусэй - студент) 8. Я тоже пойду (ватакуси - я) 9. Занимался до пяти часов (годзи - пять часов) 10. Он был в комнате (хея - комната) 11. Он стал инженером (эндзиниа; гиси - инженер) Думаю, для первого урока хватит. :) Ответы на задания будут в следующем уроке.
Урок №2
Вот и подошло время для второго урока курса японского для начинающих. Для начала проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Ответы на задания урока 1
Задание 1.2
1. тори - птица, птицы
2. кикай - механизм, механизмы
3. табета - съел, съело, съела, съели
4. сирой - белый, белая, белое, белые
5. аой - зеленый, зеленая, зеленое, зеленые, синий, синяя, синее, синие
Задание 1.3
1. иэ-де
2. ки-о
3. нива-кара
4. хоси-мадэ
5. пэн-де
6. сэнсэей-ни
7. гакусэй-но
8. ватакуси-но
9. годзи-маде
10. хэя-ни
11. эндзиния(гиси)-ни
Если что-то непонятно, не стесняйтесь, спрашивайте на форуме.
Синтаксис
Правило 3. Подлежащее предшествует сказуемому, которое занимает место в конце предложения.
Правило 4.Определение предшествует определяемому.
Правило 5.Дополнения и обстоятельства предшествуют сказуемому. Порядок расположения обстоятельств времени и места диктуется смысловым членением предложения.
Например, русское предложение: Я недавно читал роман японского писателя о жизни трудящихся согласно японскому порядку слов приняло бы следующий вид: Я недавно трудящихся жизнь о японского писателя роман читал.
Задание 2.1 Поставьте слова согласно правилам японского синтаксиса в следующих предложениях и словосочетаниях:
1. Летит самолет
2. большое дерево
3. приедет вечером
4. Она поедет завтра
5. Он вылетит сегодня последним самолетом
6. Он купил ей букет красных роз
7. Она этим летом отдыхала в Крыму
8. В саду росло несколько деревьев
9. Он читает интересную книгу
Правило 6. Прилагательные, оканчивающиеся на -й (далее они называются предикативными прилагательными), могут быть определением к существительному или сказуемым.
Определение
|
Определяемое
|
прилагательное на -й
|
имя существительное
|
акай
"красный"
|
хоси
"звезда"
|
Задание 2.2 Составьте все варианты словосочетаний типа "прилагательное + существительное" из перечисленных ниже слов, переведите эти словосочетания:
акай (красный), сирой (белый), курой (черный), аой (зеленый; синий), хоси (звезда), моно (вещь, предмет, нечто), ками (бумага), иси (камень).
Задание 2.3 Исходя из значения перечисленных ниже слов, составьте из них все варианты словосочетаний типа "прилагательное + существительное".
фукай (глубокий), яма (гора), сэмай (узкий), такай (высокий), мити (дорога), кава (река).
Задание 2.4 Переведите словосочетания на японский.
1. черный кот
2. белый дом
3. красная ручка
4. зеленый сад
5. высокое дерево
Диалог
-Коннитива! 'Здравствуйте!'
-Коннитива! 'Здравствуйте!'
-О-гэнки дес ка? 'Как здоровье?'
-Аригато:. Генки дэс. 'Спасибо. Хорошо'.
Двоеточие после гласного означает, что этот звук является долгим. Здесь и далее в диалогах русский перевод не является дословным, а передает лишь содержание японской части.
Задание 2.5 Выучите диалог наизусть
Задание 2.6 Запомните еще 5 знаков хираганы: са - さ, си/ши - し, су - す, сэ - せ, со - そ.