Когда в 1863 году Эдуард Мане (Édouard Manet) представил для Парижского салона живописи (Salon de Paris) - одной из самых престижных художественных выставок Франции и официальной регулярной экспозиции парижской Академии изящных искусств - свою работу "Завтрак на траве", разразился настоящий скандал.
"Завтрак на траве", 1863, масло на холсте, 208 × 264,5 cm, в настоящее время находится в Musée d’Orsay в Париже
Жюри Парижского салона было просто возмущено, что на их суд представили столь аморальное произведение: обнажённая женщина в компании двоих мужчин. Ведь это Салон - приличное заведение, а не какой-нибудь бордель. Картина была отклонена и предстала на суд общественности уже в Салоне отверженных (Salon des Refusés), учреждённом по инициативе императора Наполеона III после того, как методы отбора работ на Парижский салон были подвергнуты всеобщей критике.
Не сразу дошло, что если это изображена реальная ситуация того времени, то обнажённая женщина в присутствии двух одетых мужчин не может символизировать нечто безвременное, когда художники изображали библейские или мифические сцены с обнажёнными героями. Речь явно о некой женщине, спокойно сожительствующей с обоими мужчинами. Тем более по свидетельствам современников многие тут же узнали в обнажённой и любимой модели Мане - художницу Викторину Мёран (Victorine Louise Meurent), а в мужчинах брата художника - Эжена Мане и скульптора Фердинанда Леенхоф (Ferdinand Leenhoff). Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, что шло вразрез с моральными представлениями о роли женщины в обществе (что тогда, что сейчас между прочим). По признанию Мане картина была спланированной провокацией (она даже называлась сначала "La Partie carée", что можно перевести как "Секс вчетвером"), и посетители Салона отверженных отреагировали так, как и ожидалось: высмеивали произведение и возмущались художником, его стилем письма и выбранным мотивом, якобы ошибками композиции и передачи света.