[показать]Basilica di San Pietro in Vaticano
“Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”.
Собор Святого Петра в Ватикане - самый величественный храм во всем христианском мире. Он является ключом к Ватиканской тайне, которая была заложена в поручении, данном Иисусом Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи от Царства Небесного.
Об этом гласит надпись на карнизе купольного барабана собора: "Т ы - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"
Только Собор Святого Петра может гордиться тем, что он воплощает слова Христа.
Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика.

Апостол Пётр. начало VI в. Доска, восковые краски. 92,8 × 53,1 см Монастырь Св. Екатерины, Египет
ЖИТИЕ, ПОДВИГИ И СТРАДАНИЕ СВЯТОГО СЛАВНОГО И ВСЕХВАЛЬНОГО ВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА ПЕТРА
***
Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.
Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.
В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.
Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.
В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.
Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д'Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.
Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.
На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.
Высота каждой статуи — почти 6 метров.
Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.
Швейцарский гвардеец
Святые ворота
Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.
Длина центрального нефа — 211 метров.
Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле, который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.
общий вид зала.
Потолок
Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.
Пол
Центральный неф
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.
В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.
Статуя Св. Петра
В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.
Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.
29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.
Трон Св. Петра и Слава
Неф базилики
Кафедра Святого Петра
Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.
Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.
Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.
Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.
Балдахин
В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.
Парит в сиянии символ Святого Духа.
Правый неф
В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà).
Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”.
Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.
Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.
Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини.
Гробница Матильды Тосканской
Надгробие могилы Бенедикта XV.
Григорий XIII Gregorius PP. XIII
226-й папа римский
Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового календаря (григорианского).
Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.
Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
Его Святейшество папа римский Климент XIII Clemens PP. XIII
Надгробие Климента XIII.
Памятник святому Викентию де Полю
созданное в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.
Памятник апостолу Андрею
Левый неф
Надгробие Александра VII работы Бернини.
Монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.
Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.
надгробие Иннокентия VIII,
Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III.На монументе в центре изображен Яков, слева Карл, справа Генрих.
Памятник последним Стюартам
Памятник Марии Собесской
Спускаемся в некрополь под собором!
это могила Святого Петра!!! Лестница ведет к Балдахину наверз.
Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Это творение Микеланджело возвышается над полом собора без малого на 120 метров.

Диаметр купола ровно на метр меньше купола Пантеона. С этим фактом связана интересная легенда. Микеланджело, восхищавшийся античной архитектурой, специально не стал умалять величие Пантеона и спроектировал свой купол чуть меньшим, несмотря на то, что Папский заказ подразумевал, что купол собора Святого Петра станет крупнейшим в мире.
Купол собора
Наверху расположена смотровая площадка.
К основанию купола ведет пологая лестница и лифт. Стены лестничного прохода украшают автографы побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на внутренний, опоясывающий купол внутренний балкон, с которого можно видеть всю алтарную часть собора. Под куполом расположились ватиканские мастерские, сувенирные лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп "Кровля Святого Петра". Отсюда можно попасть на вершину купола, откуда открывается круговая панорама Вечного города и его окрестностей.
На крыше
Вид с купола на площадь
Источники:
4. https://www.flickr.com/search/?text=Saint%20Peter%27s%20Basilica%20in%20Vaticano