[524x700]
"Дом который построил Свифт" - это культовый спектакль Театра Дождей и уникальное явление в мире театрального искусства. Свифт был гениальным безумцем и спектакль о нём - это тоже гениальное безумие, которому в этом театральном сезоне исполнится ни много, ни мало, 20 лет! А 25 сентября он будет сыгран в двухсотый раз на Малой сцене Молодежного театра.
Спектакль достиг и перешел свое совершеннолетие, но история его началась гораздо раньше. Наталья Васильевна Никитина, художественный руководитель и режиссер Театра Дождей, создатель спектакля рассказывает о том, что история со "Свифтом" началась ещё в 1985 году, когда она прочла в журнале Театр пьесу "Дом, который построил Свифт". " Я прочитала пьесу, она меня потрясла и я ,естественно тут же захотела её ставить,но на тот момент я не поставила ещё ни одного собственного спектакля.,я занималась только режиссурой, восстановлением спектаклей руководителя "Субботы" Ю.А. Смирнова-Несвицкого и выбирала пьесу для первой постановки. Я колебалась между "Чайкой" Чехова и "Свифтом" Горина. Попробовала начать и то, и другое и "Чайка" вырвалась вперед. А выпустив "Чайку" я вернулась к" Дому, который построил Свифт", мы начали репетиции, и тут фильм Марка Захарова, который несколько лет лежал на полках, наконец в ноябре вышел в прокат. Сначала я узнав об этом руки опустила, подумала - "Ну, куда там, после Захарова!", но когда я увидела фильм, я не увидела в фильме того, что я увидела в пьесе и поняла что могу ставить, потому что Захаров поставил не о том, о чем хотелось бы сказать мне. И так вот 28 января 1988 года на сцене театра "Суббота" вышел этот спектакль, а в 89ом мы ушли из "Субботы" и создали Театр Дождей,и очень долго не решались вернуться к "Свифту", потому что и в Субботе площадка была небольшая, но наша несравнимо меньше и было непонятно, как сюда этот спектакль встроить. Один раз мы его восстановили и сыграли на фестивале "Зимний Авиньон" в Доме Актера и в 1997 году я всё таки решилась на полноценное восстановление этого спектакля" - рассказывает Наталья Васильевна Никитина.
С тех пор "Дом, который построил Свифт" вошел в репертуар Театра Дождей.
Спектакль всегда проходит с неизменными аншлагами. Он один из самых любимых И в то же время один из самых сложных, поэтому и мнения о нем очень противоречивы. Равнодушных после просмотра "Свифта" нет. Одни зрители ходят смотреть его десятки раз за сезон, а кто-то не выдерживает и одного раза и покидает театр в антракте, не досмотрев до конца, но резюмируя -"Какая чушь!"
Я принадлежу к числу первых. С тех пор, как в первый раз 28 февраля 2014 года я увидела "Дом который построил Свифт" на сцене Театра Дождей, этот спектакль меня не "отпускает". И состояние шока и эмоционального потрясения, возвращается снова и снова.
"Свифт" удивителен тем, что при всей сложности , он прост. Прост, как всё гениальное. Наталья Васильевна не заставляет нас разгадывать головоломки, символы и образы доступны пониманию всех зрителей, а не только высоколобым и искушенным театралам. Темпоритм, динамика и энергетика спектакля потрясающая. В нём нет провалов, действие держит в постоянном напряжении. Удивительная трансформация главного элемента оформления сцены создает иное пространство, в которое падаешь с самого начала. Музыка, которая вплетается в канву и становится неотъемлемой частью происходящего погружает в состояние, напоминающее гипнотический транс! Всё это "Свифт"!
Рассказывать, о чем эта постановка - занятие бессмысленное и неблагодарное. Это надо не только смотреть, но и видеть, это надо прочувствовать, пропустить через себя. Не на умственном уровне, а на уровне чувств, ощущений, эмоций. Ведь "Свифт" напоминает книгу, которую мало прочитать один раз, чтобы понять всю её глубину и полноту.
Сюжет основан на реальном факте из дошедшей до нас биографии Джонатана Свифта, в которой говорится, что бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных. О том, что из этого вышло или могло выйти и говорится в спектакле.
В "Свифте" смешиваются жанры, переплетаются друг с другом, меняются местами. Драма превращается в комедию, трагедия в фарс и наоборот! Полностью теряешь ощущение времени и пространства , чувствуешь себя совершенно в ином измерении. Порой это напоминает бред и галлюцинации в сознании умалишённого, порой - безумную фантасмагорию. Фантасмагория в какие-то моменты превращается в мистерию!
"Свифт" не измеряется обычными мерками. Об этом говорит и Наталья Васильевна Никитина - "Свифт" не имеет никакого отношения к быту, к жизни, к нормальной психологии, это мистерия. Это действительно мистерия и воспринимать её бытовым сознанием невозможно. Здесь надо перестать задавать вопросы - кто сумасшедший , кто нет, здесь это не имеет значения, надо в это пространство погрузиться , спокойно открыть подсознание и впитать в себя все это, потому что эта пьеса, она как матрешка, ты открываешь одну, а внутри следующий смысл, ты открываешь следующий а внутри ещё, ещё и такое ощущение что дальше эта матрешка идет к бесконечности..."
Эта многоплановость, многомерность "Свифта" делает его самым интересным, самым сложным и самым спорным из всего репертуара Театра Дождей. Мнений здесь может быть бесконечное множество, но есть одно, которое определяет истинную ценность спектакля. Это мнение автора. Григорий Горин, посмотрев этот спектакль , сказал, что он впервые увидел свою пьесу, поставленную так, как она была им написана.
Нельзя не сказать о замечательных актерах! Ощущение, что они не играют, они живут в этом мире, создают его каждую минуту в этом маленьком сценическом пространстве и раздвигают стены до размеров Вселенной!
Многие актеры играют в "Свифте" со дня его премьеры. Переходя из роли в роль они искали и нашли "свои" образы. И сегодня уже невозможно представить , что когда-то роль Доктора Симпсона играл не Александр Маков, а Патриком был не Александр ИвАнов! Потому что это стопроцентное попадание в образы этих героев и игра актеров доставляет наслаждение, причем не только зрителям, но кажется что и самим артистам. Удивительно точный, проникновенный, тонкий , глубокий, мистичный образ Некто создал Николай Лосев, ранее играющий в массовке, Иван Кожевников, начинал когда-то с роли лилипута Флима, а сегодня он играет две роли - самого Свифта и великана Глюма. Так же как и Валерий Саломахин , игравший в прежние годы Патрика, а сегодня ставший великаном Глюмом.
Спектакль живет и развивается, и это ещё одна причина его долголетия и популярности. Все новые и новые зрители открывают для себя необыкновенный, причудливый мир "Свифта", и каждый находит в нём свое, созвучное сердцу, душе и чувствам.
Закончить я хочу цитатой из отзыва зрительницы, недавно в первый раз увидевшей "Свифта" . "Спектакль выполнил главную задачу: каждым жестом, каждым звуком, каждым взглядом проник в душу и заставил задуматься о жизни и ты выходишь уже другим - более чистым, более мудрым. Не каждый спектакль так очищает душу. Именно в таких спектаклях хочется поучаствовать - которые могут изменять судьбы и свои и людей. "
Вероника Родкевич.
1.
[700x466] 2.
[700x538] 3.
[600x450] 4.
[467x700] 5.
[700x360]