ЧТО СПОДВИГЛО НАС НА НАПИСАНИЕ
ЭТОЙ КНИГИ?
У братьев Стругацких в романе «Отягощённые
злом» есть категория людей, которых они назвали
«резонаторы».
«“Резонаторы”. Действительно, поскольку цивилизация
порождает такое явление, как поэзия, должны,
видимо, возникать индивидуумы, приспособленные
только к тому, чтобы потреблять эту поэзию. Они не
способны производить ни материальные, ни духовные
блага, они способны только потреблять духовное и резонировать…
И вот это резонирование оказывается
чрезвычайно важным для творца, важнейшим элементом
обратной связи для того, кто порождает
духовное…»
Эта мысль кажется очень справедливой. Но ведь
цивилизация породила ещё такое явление, как песня.
А песню надо кому-то петь. И конечно, её надо для
кого-то петь. Певец и слушатель, артист и зритель, кумир
и поклонник — всё это звенья одной цепи. И
поклонников, тех, для которых пение артиста стано-
вится чем-то большим, делается частью их жизни,
тоже можно назвать «резонаторами». Они так же помогают
артисту жить, работать, творить, создавать
что-то новое, яркое талантливое. Дают ему «ощущение
зрителя».
У Валерия Леонтьева всегда были и будут поклонники.
Потому что Его творчество, Его искусство всегда
было сознательно ориентировано на отклик зрителей.
Он всегда пел для нас. Он выходит на сцену всё
же не столько для того, чтобы денег заработать, как
большинство Его коллег, а для того, чтобы вместе со
зрителем «прожить» эти два часа на сцене, как жизнь,
со всеми её радостями, бедами, счастьем и горечью. И
именно на Его концертах достигается состояние «катарсиса
» — ощущение духовного через сопереживание.
Не каждому творцу под силу такое. «Катарсис»
— это смысл и цель любого искусства, а творчество
Валерия Леонтьева — это искусство. Он — эстрадный
певец, но именно Он является оправданием этого жанра.
Именно Он делает легковесную эстраду видом искусства.
Он поднимает её над суетой, грязью и пошлостью,
которые являются неизменной частью нашего
шоу-бизнеса. Делает её значительней.
И при этом Ему всегда удавалось и удаётся оставаться
самим собой. Он никогда не шёл на поводу у
публики; скорее, наоборот — она всегда шла на поводу
у Него. Он предлагал и предлагает зрителю себя —
своё мироощущение, свою жизненную правду. И это
всегда находило и находит самый горячий отклик в
сердцах и душах любящих Его.
В чём секрет? Не знаем… Талант, энергетика...
Однажды нам сказал один человек: «Леонтьев
ведёт себя на сцене как кундалини-йог. Он будит свою
кундалини — психическую энергию — и открывает
чакры. Но это очень опасно! Потому что Он в таком
состоянии открыт и беззащитен. И всё же Его энергетические
источники открыты. И если бы в зале оказались
люди, сознательно умеющие управлять энергией
и желающие Леонтьеву зла, они могли бы довести Его
до гибели, забрав всю энергию!» …Не знаю, правда
это или нет, но думаю, выкачать из Него всю энергию
на концерте никакому злому магу бы не удалось. Тогда
бы им пришлось опустошить энергетические сосуды
всего зала, всех зрителей, потому что на Его концертах
идёт круговорот энергии — от Него к нам и от
нас к Нему. Взаимный энергообмен. Злым магам пришлось
бы изрядно попотеть.
Талант, энергетика. Но как объяснить магию Его
личности? И возможно ли, и нужно ли её объяснять?
Его всегда окружал некий ореол загадочности.
Даже в те первые годы профессиональной работы на
сцене, когда Он ещё не выработал свою «систему защиты
», когда Он был так откровенен, искренен, трогателен
и открыт, всё равно это было. Стоило Ему появиться,
и все понимали, что вместе с Ним вошло нечто,
чему нет названия, что находится за пределами
нашего понимания, какая-то иррациональная сила, духовное
начало, которое отгораживало Его невидимой
стеной, ставя над. И вроде вот Он — такой простой и
человечный, из плоти, пота и крови, и в то же время
недоступный, далёкий, окружённый ореолом мистичности.
В этом Его загадка.
Впрочем, Он весь состоит из загадок и противоречий.
Он уникален. Он — личность талантливая, глубокая
и сложная. Его мир огромен. Его тайны, как и Его
глаза, непостижимы. Он — как Вселенная.
А мы, Его поклонники, — жители этой Вселенной.
Он — наше солнце, наш воздух, наша вода, наша земля.
Всё, чем жив человек, всё, что ему необходимо.
Все Его поклонники — это «братья по разуму».
Они могут в обычной жизни казаться странными,
быть непонятными, но стоит человеку при знакомстве
с ним сказать, что он любит Леонтьева, как всё становится
легко и просто и с пониманием не возникает
проблем.
Его поклонники — это совершенно разные люди и
по возрасту, и по социальному положению, и по характеру.
Но есть объединяющая их сила — это искусство,
талант, космический дар Артиста, Художника,
Мастера — Валерия Леонтьева. Мы — его зрители, а
Он — наш Артист… Мы герои и участники одного
действа, но как разнятся наши роли и восприятия.
Что видит зритель? Яркую сцену, освещённую со
всех сторон, и видную из любого угла зала фигуру Артиста.
Те, кто сидят близко, видят всё: лицо артиста,
его глаза, его мимику, жесты. Всё. Артист открыт, Он
как на ладони, ничто не ускользнёт от глаз внимательно
смотрящих на него людей. Ни радость, ни боль, ни
капли пота, появляющиеся на Его лице. Он в эпицентре
чувств, эмоций, страстей, средоточие всех помыслов
и желаний людей, сидящих в зале. И, зрители в
большинстве случаев знают своего Артиста.
А что же видит сам Артист? Тот, на которого
направлены все осветительные приборы, тот, кто в
центре?
В лучшем случае, если зал светлый или периодически
освещается, Он видит лица людей где-то до середины
первой части партера. А обычно Он видит
перед собой в серо-голубой пелене смутные, размытые
очертания лиц, голов, которые сливаются в одно
огромное шевелящееся существо, которое называется
«зритель». А бывает, что Он не видит даже этого.
«Чёрные» залы, как сказал сам Валера, — это когда
«кричишь ночью в поле». Артист работает вслепую.
Он вынужден придумывать для себя зрителя, представлять
его в своём воображении. Это необходимо,
ведь посыл предполагает отдачу. А для этого Артисту
нужно знать, для кого Он работает, для кого поёт.
Вот и получается, что зритель лучше знает своего
Артиста. Поэтому, наверное, Валера говорит: «Я бросаюсь
на сцену, как в пылающий дом, и забываю о каких-
то конкретных персоналиях. Зрительный зал для
меня — скорее, единый организм, в который я хочу
проникнуть, чтобы он проник в меня, произошло единение.
Такой симбиоз».
Живой организм состоит из живых людей. Каждый
зритель — человек со своей судьбой, со своей историей.
В нашей книге собраны рассказы поклонников Валерия
Леонтьева из разных времён, из разных городов.
Они решились поделиться самым лучшим и светлым,
что есть в их жизнях, и рассказать о своём любимом
Артисте. Каким Он представляется им. Каким они ви-
дят Его из зрительного зала. Его жизнь и творчество
стали для этих людей и частичкой их собственных
жизней.
Прочитайте её, и, может, мир покажется светлее,
может, вы порадуетесь за людей, в жизнях которых
первое и почётное место занимает Валерий Леонтьев.
Потому что Он делает их счастливыми.
[525x700]