Удивительный факт: владельцы особняка Фентон хаус, старейшего из домов Хэмпстэда, имеют тесную связь с Россией викторианских времён. Старшая дочь Джеймса Фентона Маргарет родилась в Риге, а выйдя замуж, переехала в Санкт-Петербург, где и провела остаток жизни. А Роджер Фентон за свой вклад в фотографию, первый в мире военный корреспондент и личный фотограф королевы Виктории, несколько раз путешествовавший в Россию, включен в список фотографов, изменивших мир.
Комната Маргарет
Сейчас в Фентон хаусе , построенном в 1693 году, находится музей, где хранится коллекция старинных клавишных музыкальных инструментов Бентона Флетчера. Старинные музыкальные инструменты все в отличном состоянии и используются во время регулярных концертов, проводящихся в Фентон-Хаусе. Также здесь находится коллекции фарфора, гобелены и объёмные вышивки XVII века, мебель георгианского периода, и прекрасное собрание живописи, в том числе портреты Вильяма IV и Георга IV. Помещения верхнего этажа трёхэтажного дома Фентонов в свое время служили в качестве детских комнат.
Интересная подсветка витрин, стилизованных под готические окна
“Fenton House” стал собственностью Национального фонда благодаря завещанию последней владелицы дома – леди Биннинг, которая на протяжении двадцати лет была единственной обитательницей трехэтажного богатого особняка, не считая, служивших ей, шести слуг.
Вокруг дома разбит замечательный фруктовый сад и огород. Ухоженные цветочные грядки и мини-лабиринты из фигурно-постриженных кустов самшита видны из окон особняка и дополняют интерьеры эффектным загородным флёром. Саду также как и дому более 300 лет, Если выйти на крышу Фентон Хауса, то открывается замечательный вид и на панораму Лондона и на дом моряка ставшего прообразом "Адмирала" в книге о Мэри Поппинс.
Роджер Фентон - известен миру своей серией из 360 работ с Крымской войны, сделанные под Севастополем,. внёс огромный вклад в продвижении фотографии как искусства. В 1852 году Фентон посетил Киев, Москву и Санкт-петербург. Его ранние серии фотографий с видами России одни из первых были замечены в Англии и принесли фотографу быструю известность.

Фентону повезло родиться в состоятельной семье. Его отец владел крупной хлопко-прядильной фабрикой. Предполагали, что Роджер после окончания университета, присоединиться к бизнесу отца. Вместо этого, Фентон-младший увлекся живописью и поступил в парижскую художественную школу Поля Д'ляроша. Не проявив особых успехов как живописец, Роджер вернулся в Лондон в 1844 году и приступил к изучению закона. По приезду в Англию Фентон знакомится с процессом калотипии (*) и делает свои первые фотографии. В 1847 году Роджер Фентон вместе с другими фотографами открывает "Calotype Club" - первый фотографический клуб в Англии. Затем едет в Париж изучать процесс дагерротипа в фотографии. Вернувшись в Англию в 1953 мастер открывает фотографическое общество, делает первые фотографии королевы Виктории, а также ее семьи, и становиться официальным фотографом при Британском музее, а так же личным фотографом королевы Виктории.

Во время Крымской войны между Россией и Турцией в 1855 году к английским войскам впервые были прикомандированы репортеры лондонских газет, и публика впервые увидела изображения войны, полученные новоизобретенным способом фотографии. Их автором был Роджер Фентон. По настоянию принца-консорта Альберта на фотографиях Англия не должна была выглядеть агрессором. Издатель Томас Агню планировал использовать фотографии в коммерческих целях и поэтому Фентон не снимал разрушения и боевые действия. Он фотографировал лагерные стоянки, железнодорожный ярд, окопы и батареи, а так же различные группы солдат и чиновников. Фотограф запечатлел панорамы окрестностей Севастополя, Балаклаву, суда на рейде. Война получилась похожей на прогулку британской армии на крымский пикник.
Генерал Браун
По возвращению в Англию Фентон был вызван королевой Викторией с полным отчетом о своей поездке. Вкупе с откровенными репортажами Рассела, фотографии Фентона произвели неотразимый эффект не только на Королеву, но и на европейскую публику, после наполеоновских войн совершенно отвыкшую от кровопролития. Результатом этого потрясения стало учреждение Международного общества Красного Креста и подписание в 1864 году Женевской конвенции об оказании помощи больным и раненым на войне.
Кавалерийский лагерь вблизи Балаклавы
Несмотря на несовершенство фототехники того времени, на ограничения, накладываемые политической обстановкой, а так же элементарную неустроенность (Фентон передвигался в винном фургоне, переоборудованном в лабораторию), снимки художника наполнены искренней человеческой теплотой.
Кородева Виктория представила 20 снимков Фентона Наполеону во время своего визита в Париж в 1864. В скором времени Фентон получил приглашение Наполеона для фотовыставок и издания фотографий в виде гравюр.
За 11 лет Роджер Фентон сделал более 900 снимков, среди которых пейзажи, натюрморты, архитектурные изыскания, портретная живопись и исследования восточного костюма. Фентон оставил фотографию в 1861 году и вернулся к юриспруденции. Возможно, это шаг был протестом против коммерциализации фотографии Источники:. http://bigpicture.ru/?p=293221 и http://www.sevastopol.ws/Pages/?aid=22
Заслышав русскую речь, музейные работники непременно подойдут к вам с благодушной улыбкой и поведают об огромной коллекции Питерского фарфора и о том, что большая часть населения Хэмпстэда сейчас – русскоговорящие, которые нанимают репетиторов по английскому для своих детей в музеях. Например, бабуля в зале с объёмной вышивкой (про которую был пост ТУТ) очень тепло отзывалась о своём маленьком русском ученике.
Обратите внимание на крышу вот этого дома: владелец, бывший моряк, сделал надстройку в виде корабельной палубы и в ясную погоду встаёт на стилизованный капитанский мостик и наблюдает панораму Лондона в подзорную трубу.
А в этой замечательной спаленке леди Биддинг гобелен сделан на холсте способом фото-печати, так как хозяйка не стала завещать Нэйшенел трасту убранство этой спальни, только коллекцию фарфора оставила. Все остальные предметы интерьера – современные реплики и стилизация.
Я очень удивилась воочию обнаружив ту самую шкатулку с объёмной якобитинской вышивкой, о которой писала статью ТУТ.
Ещё одна забавная деталь, которая бросилась в глаза – на Лире 17-го века внутренние реечки склеены с помощью нарезок из старых писем. Видимо бумага была дорогая и получился вот такой раритетный Скрап-метод у музыкального мастера. Очень стильно смотрится, не правда ли?
А вот этот струнный инструмент приводится в действие вращением ручки (как шарманка). Видимо струны внутри крутятся. Очень интересный экземпляр!
А вот у этого старинного инструмента клавиши гораздо белее, чем у его соседа – более нового собрата.
Белоклавишный несколько раз в месяц используется в концертах и арендуется профессиональными музыкантами, как объяснил мне смотритель верхнего этажа. Да, обратите внимание – основания у многих инструментов новые, так как эти клавесины изначально делались мобильными (переносными) без ножек!
Возвращаясь к станции метро, к улице Фляги (Flaskstreet) я заглянула в дом Бургомистра. И не пожалела – оказывается именно в этом музее находятся акварели викторианских времён, о которых были посты ТУТ и ТУТ. На самом деле эти рисунки очень махонькие, зато комнаты Бургомистровского дома-музея очень красивые. А лестница просто роскошной резьбы!
Там есть модель дома из спичек и вот акварель садика:
Ещё немного видов Фентон хауса, Фентон-садика и окрестностей Хэмпстэда.
Фотографии в альбоме «Fenton House», автор milendia
Спичечный домик:
О мероприятиях, концертах и часах работы музея см. на сайте
http://www.nationaltrust.org.uk/fenton-house/
Fenton House Concerts:Концерт "Трио Гоя" состоится 23 октября в 7:00pm, билеты по £18
Серия сообщений "Лондон и окресности":