Рождество во Франции — самый яркий и любимый праздник в году!
Первоначально основанное на цикле зимнего солнцестояния, продолжающегося 12 дней, празднование Рождества в современной Франции растягивается на целый месяц.
Начинаясь 6 декабря, в день святого Николая, оно подходит к концу только 6 января - в день Короля (или день Эпифании).
Порядка месяца не покидает улицы праздничное настроение, пока не пройдет Новогодний маскарад-шествие по улицам города.
Этот период является самым радостным как для детей, так и для взрослых, ведь именно сейчас что-то меняется, в воздухе беспрестанно царит тепло, умиротворение и радость.
Праздновать Рождество начинают вечером 24 декабря.
В канун Рождества после полуночной мессы люди собираются на праздничный ужин под названием réveillon (Ужин в рождественскую ночь) от слова réveil – "пробуждение",
Ревейон означает пробуждение, наступление дня, так как по традиции участники должны не спать фактически всю ночь или, по крайней мере, до полуночи. .
Это символическое духовное пробуждение человека вследствие осознания значения рождения Христа.
Большинство блюд на французском рождественском столе имеют ритуальное происхождение, то есть, наличие на столе того или иного блюда – дань прошлому.
Главным достоинством стола и по сей день остается пирог в форме полена и аппетитно приготовленная птица.
Я уже делала посты и про традиции, и про рождественский стол, и про главные знаковые блюда, а сейчас хочу рассказать как описывал южные традиции празднования Рождества провансальский поэт Фредерик Мистраль.
Почему южные? Да потому что именно в Провансе эти традиции сохранились лучше всего.
Чтобы понять, каким бывает настоящее французское Рождество, лучше всего отправиться в Прованс.
Туда, где этот день называют не модным словом Noel, а старинным Nativite, где вспоминают за столом младенца в яслях, где хозяйки в сочельник застилают на стол три скатерти, где выносят одно за другим семь блюд, а следом тринадцать десертов...
Где бы вы ни оказались в этот день - на уединенной крестьянской ферме близ Авиньона или в богатом буржуазном особняке в Экс-ан-Провансе, центром праздника станет ночь Le Gros Souper, большая трапеза кануна Рождества.
Именно эти традиции еще с детства запомнил Фредерик Мистраль и очень ярко описал их.
Он вспоминал, что взрослые в этот день «работу заканчивали рано и начиналась подготовка к празднованию.
Послушайте как это было!
Мать давала каждому из нас масляный хлебец в салфетке, кружку нуги и пригоршню сухих фиг.
На стол ставили сыр, салат из сельдерея и бутылку вина.
На наш хутор поздно вечером приходили бедняки, одинокие люди, старики и сироты и всем говорили:
«С праздником! Мы пришли, чтобы подложить полено в ваш очаг!»
Мы шли за рождественским поленом, которое должно было быть из плодового дерева.
Его трижды обносили вокруг кухни, а мой отец разливал по нему стакан подогретого вина, и все говорили:
«Радуйтесь! С Рождеством приходит все хорошее! »
Стол для большого рождественского ужина накрывают тремя скатертями -в честь Святой Троицы, посреди него ставят три свечи. Затем подают семь специальных блюд - по числу ран Христа.
А потом наступает черед особых сладостей. «Тринадцать сотрапезников было на Последней вечере, - говорят в Провансе, - столько же и лакомств на нашем столе».
Все эти лакомства на столе появляются разом: в маленьких корзинках подают «четырех попрошаек».
Каждый орех и сухофрукт в нем соответствует одному из четырех нищенствующих монашеских орденов и выбран под цвет их одеяний: фундук олицетворяет августинцев, инжир - монахов-францисканцев, миндаль - доминиканцев, изюм - кармелиток.
Говорят, в 20-е годы слава "dessert des quatres mendiants" докатилась до Парижа, и даже Александр Куприн застал время, когда «во всех кабачках и ресторанах можно было спросить на десерт лесные орехи, миндаль, изюм и вяленые фиги.
Надо только сказать гарсону: дайте мне «нищих» - и вам подадут аккуратную бумажную коробочку, в которую заключены все эти четыре сорта заедок, столь любимых когда-то и у нас, в бывшей богатой торговой тысячеглавой Москве».
Далее следует нуга.
Хрустящая черная из меда, миндаля и сахара символизирует зло.
Оно и правда, шутят на французском юге, - это не сладость, а сущее испытание для зубов и десен!
Белая нуга помягче: ее готовят с добавлением белков и считают символом добра.
Начиненный розовой или зеленой миндальной пастой инжир называют «нугой капуцина».
Но это не все, только половина!
Остальное-засахаренные фрукты, которыми славятся Апт и Арль, мармелад из айвы
из соседнего Карпентраса, чернослив из Бриньоля, апельсины, мандарины, яблоки и груши особых южных сортов...
Белый мелкий виноград, собранный в конце урожая, хранится до Рождества-он непременный гость на празднике.
И ни один стол не обходится без знаменитой «зимней» белой ноябрьской дыни.
Венец десертов - лодочки-калиссоны (calissons) из Экса, миндальные конфеты с дынными или абрикосовыми цукатами, покрытые белково-сахарной (королевской) глазурью. Экс-ан-Прованс уже полтысячи лет считается главным центром по производству миндаля во Франции.
Настоящий «калиссон» должен состоять из миндаля не меньше чем на треть,а то и на половину.
Впрочем, в каждом уголке Прованса есть свои рождественские сладости - пирожные Комбата, сладкие каштаны Арля, яблочные пироги и ореховые «ушки» горного Прованса...
И гость должен отведать понемногу от каждого из тринадцати десертов - тогда будет ему счастье.
Большой ужин заканчивается рюмочкой вишневой настойки, ратафии, -именно ее пригубляли на последней трапезе апостолы со своим учителем.
Тринадцать десертов остаются на столе в течение трех дней.
По их истечении хозяйка соберет на столе остатки трапезы, завяжет узлом углы последней, третьей скатерти и отнесет все это бедным: ведь Рождество - это праздник милосердия..
Понятно, что "ревейон", начавшись часов в 9-10 вечера, длится почти до того часа, когда законопослушные французы уже должны начинать просыпаться.
Тут все, расцеловавшись, отправляются "faire dodo" или "nager dans les plumes".
Первое выражение - из детского лексикона, что-то вроде русского "баиньки".
Второе, "плавать в перьях", более взрослое.
Значат оба одно - сладко, посапывая, почивать, зная, что наступил светлый праздник Рождества!