• Авторизация


<<ЗЕРКАЛО>> (галерея <<Крестьянки>>, 1989г.) 22-08-2011 17:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вы закрываете журнал. И с последней обложки глядит на вас Женщина. Сегодня «Мадонна» Сандро Боттичелли, жившего пять веков назад, завтра это будут полотна других великих художников, хранящиеся в лучших музеях мира. Искусство существует столько же, сколько и жизнь человеческая. Сколько существует Весна, Победа, Нежность, Любовь, Верность, Доброта, Ласка, Прелесть. Сколько живет на земле Надежда. И когда художники всех времен и всех народов прикасались к этим неистребимым необходимостям, на которых держится мир, они изображали женщину. Свобода ведь тоже женского рода. И вера. И ночь, дарующая отдых. И земля. Пусть перед тем, как отложите прочитанный журнал, вы посмотрите в зеркало искусства и узнаете себя — все оттенки красоты, нежности, все горечи и гордости материнства, все тайны любви. Завещал поэт: «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен». А как стереть? Да вот так: довериться искусству и самой себе. Это же ваш портрет, написанный веками и любовью. Давайте так и назовем нашу новую рубрику — ЗЕРКАЛО.

[534x700]

1. Сандро Боттичелли. МАДОННА МАГНИФИКАТ. 1482—1483 гг. Флоренция, галерея Уффици.

[484x700]

2. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна Литта. Около 1485—1490 гг. Эрмитаж.

Когда волны житейского моря выше горла, вспомните ее и успокойтесь сердцем. Она — это каждая из вас в прекрасную минуту покоя

[545x700]

3. Жан Луи Вуаль (1744— после 1803). Портрет Е. Строгановой. Государственный Эрмитаж.

Так ли выглядели русские женщины двести лет назад? Во всяком случае, так увидел и изобразил одну из них французский художник. Изобразил галантно, но с искренней приязнью и уважением.

[543x700]

4. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599— 1660 гг.). Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье. Мадрид, Прадо

Художник самой-самой звездной величины, приближенный короля, гофмаршал императорского двора, испанский гранд, рыцарь ордена Сантьяго пишет портрет девочки. Но и девочка непроста: через несколько лет она станет императрицей. Невозможно глаз оторвать от колдовских переливов шелка, от мерцания кружев — и от того еще, как эти шелка и кружева задавили, обезличили ребенка. Кажется, детство стекает с лица и вспыхивает в складках жемчужно-серого, алого, белого.

Поверьте искусству, доверьтесь ему; разделите одинокую тоску великого художника, пожалейте принцессу...

[552x700]

5. Марк ШАГАЛ. «Серые» любовники. (Автопортрет с женой.) 1917 г. Париж, собрание И. Шагал, дочери художника.

Время рождения картины — 1917 — год революций и крушений, время любви. Два года назад они стали мужем и женой, год назад у них родилась дочь. Жена умрет в конце войны, в 44-м, и Мастер долго не сможет работать; он соберет ее письма, записки и выпустит книгу под названием «Зажженные огни». Вечным огнем и была она для него — всегда, всю жизнь. А еще Мастер писал стихи — о том же:

Я жду — когда ж меня ты обовьешь,

Чтоб снег, как будто лесенка, спустился.

Стоять мне надоело — полетим

С тобою в небо по ступенькам белым!

[526x700]

6. ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. Портрет мадам Муатесье, 1856 г. Лондон, Национальная галерея.

Когда Энгр заканчивал этот портрет, ему было 76 лет. Он все знал, все умел. И тем не менее ученики слышали от него: «Женский портрет! Нет на свете ничего труднее, это невозможно... Я попробую еще завтра, я начну вновь».

Есть в искусстве девушка-весна, мастером здесь был Боттичелли; Энгр оставил нам женщину-лето.

[557x700]

7. Неизвестный художник. ПОРТРЕТ ИГУМЕНЬИ. (МАРГАРИТА ТУЧКОВА.) Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Генеральша и ординарец генерала, счастливая жена и безутешная вдова, игуменья, строитель, мятежница, смиренница — перед зеркалом такой судьбы трудно испытывать себя.

[532x700]

8. УЭМУРА ШОЭН. Дама Рокудзо. 1918 г Токио. Национальный музей.

В 18-м году нашего века создана эта картина. У нас полыхает гражданская война, Япония охвачена грандиозным «рисовым бунтом», начатым рыбачками в маленькой деревушке. А художник словно с вызовом, словно даже с небрежением к дню сегодняшнему обращается к давней-предавней отечественной классике, рассказывающей о безутешной влюбленной. Но в классике отливается дух народа — то самое, что не дает народу сломаться, сгинуть.

Ах, только удержать бы мне его -  

Того, кто от меня решил уйти!..

О, вишни лепестки,

Рассыпьтесь по земле,

Преградой будьте на его пути!

Стихи эти очень старые: в них десять веков отчаяния, тысяча лет надежды.

[562x700]

9. Карло Кривелли. Мария Магдалина. Около 1480 года Государственный музей.

О художнике известно немного: родился, жил и умер в XV веке. Подписывался: Карло Кривелли, венецианец. Картины писал исключительно на религиозные темы. Героиня его туманна. Согласно евангельскому преданию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием... Уж не насмеш­ник ли наш венецианец? Этими ли прекрасными и вычурно ухоженными волосами отирала она ноги Христа? Из этих ли глаз лились слезы? И в таком ли «рубище» бро­дили кающие­ся блудницы? Хороша, хоть и грешна... Грешна, но хороша же... Не глядитесь долго в это зеркало — бес попутает...

[541x700]

10. Огюст РЕНУАР. Портрет Жанны Самари. 1878 г. Ленинград. Государственный Эрмитаж.

Вот что ждет каждого из вас, если вы посетите эрмитажный зал импрессионистов: вы уже довольно устали от этого роскошества, от этого пира красок и солнца, и вдруг вас окатывает какая-то волна, какое-то светлое и очень доброе чувство — навстречу вам от стены отделяется прелестная женщина и, склонившись, как хозяйка, встречающая гостей, улыбается вам, чуть лукаво и обворожительно. Художник говорил об актрисе, позирующей ему: «Что за кожа! Право, она все освещает вокруг. Настоящий солнечный луч».

Давно нет ни его, ни ее. Как нет? Вот же — сияет ее кожа, как солнечный луч, и навечно останутся пленительными ее глаза, и она будет всегда такой, какой ее увидел нищий художник, а он останется принцем до тех пор, пока не истлеет полотно...

[556x700]

11. Неизвестный художник. ТОРОПЧАНКА С ЦВЕТКОМ. Первая половина XIX века. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей заповедник.

До чего же скромными были крестьянские красавицы полтораста лет назад! Один из современ­ников писал: «...девицы воспитыва­ются по большей части в родитель­ском доме, в гости, кроме ближних родствен­ников, почти никуда не ходят. В церковь и на гуляния ходят немногие, и то редко, и потому женихам увидеть их трудно, а посмотреть невесту и не взять ее считается бесчестным для девицы.»

А может, это было не так уж плохо?

[525x700]

12. ЯН ВАН СКОРЕЛ (1495-1562). Мадонна с младенцем. Тамбовская картинная галерея.

Нидерландский художник Скорел был священнослужителем, инженером, архитектором, музыкантом, писателем. Все, чем бы он ни занимался, проникнуто восхищением перед силой человеческого духа. Вот одна из его Мадонн — отнюдь не красавица. Но ее простое серьезное лицо одухотворено любовью и нежностью, готовностью к великому подвигу материнства.

[568x700]

13. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Джиневра ден Бенчи. Около 1478 года. Вашингтон, Национальная галерея.

Еще очень молод титан Возрождения и молода женщина, изображенная им. Еще вся погружена в себя, еще не вошла в мир. Чуть холодна. Красива. А вот что думали о красоте современники Леонардо: «Можно сказать, что красота — это привлекательное, веселое, приятное, желанное лицо блага, а уродство — темное, беспокойное, неприятное и мрачное лицо зла. И если вы рассмотрите все вещи, то обнаружите, что хорошие, полезные всегда обладают изяществом и красотой. Таково устройство этого большого мира, созданного ради благополучия и сохранности всякой сотворенной богом вещи». Так писал Б. Кастильоне, родившийся в тот год, когда Леонардо создал свою Джиневру.

[569x700]

14. Н. АРГУНОВ. Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой (в красной шали). 1802—1803 гг. Музей «Кусково».

Это нервическое и тонкое лицо современной красавицы — оттуда, из далеких уже, почти седых времен. Была крепостная девушка Параша Ковалева, была замеча­тельная актриса Прасковья Жемчугова, была счастли­вая

возлюб­ленная графиня Шереме­тева — все она, она... 

[554x700]

15. РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН. Портрет молодой женщины. Национальная галерея. Лондон.

Этому мастеру не очень-то у нас повезло, его почти не знает широкий зритель и читатель, а был он великим нидерландским живописцем, жил и работал в Брюсселе, где и умер в 1464 году.

Только что окончилась Столетняя война между Англией и Францией; только что пал Константино­поль, а вместе с ним и Византийская империя; только что вышла первая книга, напечатанная с помощью наборного шрифта... Давние и суровые времена, но Рогир каждой своей картиной говорил: человек целен, и нечего разделять красоту внешнюю и духовную, ибо они едины; каждый из вас, живущих на земле, должен тянуться к вечному, но вечное не рай, а благородная гармония внутри вас. А поэтому человеку не нужны для подпорок ни ангелы, ни черти. Так что, когда вы будете смотреться в это зеркало, не думайте о том, как же они были одарены, эти художники давних времен,— подумайте о том, как они благородно думали о мире, о жизни и почему они изображали женщину, когда думали о земном идеале.

 

 

«КРЕСТЬЯНКА» 1989г.

Размещено с помощью приложения Я - фотограф
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник <<ЗЕРКАЛО>> (галерея <<Крестьянки>>, 1989г.) | Царица_Бумажной_Горы - Бумажная гора | Лента друзей Царица_Бумажной_Горы / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»