Таинственная Ремедиос Варо (Remedios Varo)









Сочувствие. Какой безумный красный! Он горит и обжигает. Ремедиос Варо бесподобно владеет этим цветом, всеми его нюансами. Космический, звездный кот? Еще три хвоста торчат из под скатерти. И феерия перекрещивающихся лучиков! Как бенгальский огонь.

Мёртвые листья. Выцветшее прошлое. Зеркала. Ветер, играясь с пыльной занавеской, сдувает осенние листочки. Пустой, заброшенный зал, как мираж, галлюцинация. Встреча с призраком старого замка. Нить Ариадны. Найдет ли рыжеволосая героиня дорогу к себе? Тревожная работа. Красная птичка вылетает из груди-лабиринта. Неуютно. Зябко.
Открытие геолога-мутанта. Леса-граттажи из картин Макса Эрнста. Только в них появился изящный персонаж Варо с подзорной трубой и зонтиком. Остроконечные туфельки, крылышки-плащ и хвост енота. Объект наблюдения — фантастический цветок, выросший в песках.

К башне. Изящные велосипеды. Послушные монахини. Трагическая, загипнотизированная, безумно сосредоточенная углубленность в себя. Очень романтичны пышные, пушистые, роскошные волосы, утонченные черты девушек, похожих на художницу своей трогательной грацией. Представляю эту картину иллюстрацией к средневековой, монастырской рукописи. Иеронимус Босх, Питер Брейгель, Франциско Гойя, Эль Греко, Джотто смешались причудливым, притягательным образом в творчестве Ремедиос Варо. Лица ее невесомых, бесплотных героинь напоминают мне героев Йоселя Бергнера. В ее творчестве столько отголосков разных эпох, перекличек времен. Все сливается и сплавляется в одно целое, как в магическом котле. Вспоминаются еще иллюстрации Яцека Йерки, фотоколлажи Кристиана Александрова, в которых тоже соединяется современность и старинность.

Кормежка звездного дитя. Чувство, что ее картины сотканы из морских брызг, облаков и лесного света. В них сочетается обреченность и надежда, вера и отчаяние. Художница кажется мне вечным ребенком, женщиной, потерявшей свой возраст.

Ловец звезд. Соткан из пылинок света и колыхания теней. Красивый образ, напоминающий ночную бабочку, моль, выпорхнувшую из заброшенного шкафа. Сачок и клетка с полумесяцем. Эфемерное существо, парящее в замкнутом пространстве. Шахматный пол. Игра в свободу. Темные и светлые клеточки предоставляют право выбора — куда ступить в следующий момент.
Портрет доктора Игнасио Шавеза. Люди-Коконы. Волосы-лисий хвост, заводной человек-кукла. С интересом обнаружила любопытный факт биографии: Варо в пору бедной молодости подделывала картины Джорджо де Кирико, который тем самым оказал на нее заметное влияние.
Персонаж. Многоколесный велосипед. Какая музыкальная изысканность! Образ, выехавший из кляксы разноцветных, осенних чернил. Миниатюрная книжка в руке, уверена, что стихов.
Движение бород. Парящие хоттабычи. Облачные парики. Сказочный сюжет, похожий на сон. Рыжие волосы девушки, рыжие бороды. Усы — руль, бороды — колеса. Ласточки, кружащие в испуге. Главный маг связал бородой напуганную красавицу. Она пленница или гостья? Как-будто волшебники совершают заведенный ритуал кружения вокруг колонны.
Прощание. Насыщенный до безумия, горящий, опьяняющий болью красный. Встречающиеся тени. Последнее прощание. Можно совершенно потеряться в мире Ремедиос Варо, как в зазеркалье или заброшенном лабиринте без выхода. Мне бы хотелось ощутить вблизи ее картины, почувствовать их атмосферу и рассмотреть, конечно, мельчайшие подробности, которые не видны на мониторе.
Откровение часового мастера. Пузырь-спираль. Три сферы времени, заключенные друг в друге. Прошлое, настоящее и будущее соединилось в одном месте. Часовщик потрясен открытием. Сколько намеков и символов. Зубчатые колесики катятся по полу. Часы-человеки-башни. Решетки на окнах. Заточение времени. Часы застыли, в них собрались люди из разных эпох. Остановленный миг перед лопнувшим шариком иллюзий. И мудрый кот в стороне.