• Авторизация


сорочки 01-02-2012 16:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения fox-cub77 Оригинальное сообщение

История нижнего белья.

 История нижнего белья отражает историю человечества. Нашим далеким предкам были чужды эти замечательные достижения цивилизации и их жизнь протекала намного скучнее.

Во времена античности никакого белья не носили вообще. И древние греки, и римляне, подарившие мировой цивилизации культуру, право и множество полезных технических изобретений, легко обходились без нижних рубашек и кальсон. прямо на голое тело они накидывали тогу или хитон - и были счастливы. Но теперь-то мы понимаем, что это лишь им казалось...

Во-первых, в странах Средиземноморья жарко и шерстяные плащи быстро пачкались ( а стирали тогда с помощью древесной золы). И античная толпа, живописно расположившись средь белых колонн Парфенона, источала запахи, далекие от аромата сандала.

Во-вторых, культ обнаженного тела лишал современников Перикла и Цезаря многих любовных услад - разве могли они представить, как хороша женская ножка, затянутая в черный чулок?!

Ну а в-третьих, южане, как известно, в старости сильно прибавляют в весе: той, что послужила моделью для Венеры Милосской, в зрелые годы очень бы пригодился бюстгальтер, какой носит ее тучная праправнучка, мирно живущая в современной Греции.

С появлением в женском гардеробе нижних рубашек и юбок, чулков с подвязками и кружевных панталон, жизнь становилась, право же интереснее: у джентельменов в 18-19 веке сердце замирало при виде краешка кружевной нижней юбки и  они были готовы целовать кончик женской ножки в изящном фильдперсовом чулке.

Эпохой расцвета нижнего белья по праву считается достигший невиданных в этом отношении высот 20 век.

Нижняя рубашка.

Нижняя рубашка или сорочка в качестве нательного белья утвердилась в обиходе относительно недавно. Объяснение тут простое: мучительно медленно  и долго вырабатывалось новое отношение людей к культуре быта и гигиене. На это ушло многие тысячелетия.

Первыми народами, ощутившими потребность в исподнем, были древние германцы. Установлено, что уже в 3-м веке до н.э. они под верхней одеждой носили подобие льняной рубашки.

В средние века рубашка еще не связывалась с гигиеной тела, скорее ее наделяли религиозной символикой. Грубые рубахи надевали христиане в дни покаяния, смирения.

  [показать]

 

[показать]

В период Раннего Средневековья нательную сорочку в большинстве стран Европы называли камиза (иногда шамиза). Ее носили и мужчины и женщины, отличалась она в данном случае лишь длинной (женщины носили камизу до пола, мужчины до колена). Камиза могла быть как облегающей, благодаря шнуровке по бокам, так и просторной.  В XV в. камиза укоратилась до середины бедра и приобрела разрезы по бокам. Ворот ее был либо стандартно овальным,  либо с разрезом. К XIV в. на таком вороте с разрезом появляются завязки.

Что касается социальной принадлежности, то камиза была универсальной частью одежды. Так, например, современник Карла Великого франкский ученый Эйнгард писал: «Карл носил народную франкскую одежду. На тело он надевал полотняное белье, сверху обшитую шелковой бахромой тунику…».  Такой состав костюма сохраняется до XII в.

 

 

  [показать] [показать]

 

Нижнюю же рубашку, которая была одного фасона, и у мужчин, и у женщин, носили, не снимая днем и ночью, так как  еще и в 16-м веке она была большой редкостью. Даже знатные дамы имели по одной рубахе. Если сорочка была в стирке, то ее обладательнице ничего не оставалось, как ждать в постели. Из инвентарей того времени известно, что даже царствующие дамы не могли похвастаться изобилием нижнего белья. Впрочем, тут надо сделать скидку на время, на тогдашние представления о личной гигиене, на общий низкий уровень производства. Нижнее белье было еще модным аксессуаром, а не обиходной вещью. Поэтому особую заботу проявляли о качестве материала, из которого это белье шили. Сорочка служила более декоративным целям, нежели гигиеническим. Ее украшали кружевами, вставками из других дорогих тканей.

[показать] [показать]

 

Некоторые литературные источники говорят, что 16 век подарил миру ночную рубашку.  До этого ложились спать нагишом. Правда есть сведения, что ночные рубашки были известны в Европе уже с 14-го века, но были в то время суконными. Родиной ее считают Германию периода Реформации. Кстати тогда же в дворянский и бюргерский быт вошел ночной колпак.

Бельевые гарнитуры и в 18 веке выглядели еще достаточно убого. Во времена рококо дамы надевали свои грандиозные робы прямо на корсет, нисколько не заботясь о белье. В приданом княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины Второй), когда она поселилась в России, значилась всего дюжина сорочек.

Некий маркиз Куазлен мог тогда во всеуслышание вопрошать: «Какой смысл  менять белье?». В наше время, рассуждал он, у каждого были две сорочки, которые заменялись новыми, когда изнашивались.

К началу 19-го века картина уже иная. Инвертарные описи гарнитуров знати уже насчитывали сотни сорочек.

[показать] [показать]

К середине 19-го века уже вполне сформировался статус белья как среди мужчин, так и среди женщин. На исходе 19 го века был налажен массовый выпуск дамских сорочек из батиста и реже из натурального шелка. Свой сегодняшний вид дамское белье приобрело после 1924 года, когда определились  его фасон (узкие бретельки, элегантный покрой), материал (натуральный или искусственный шелк) и цвет.

 

[показать] [показать]

[показать]

В русском языке есть предшественник слову «сорочка»: сорочица. Сорочица очень старое слово, происходящее от англосаксонского «сьорк», что означает «шкура» или «кожа». Таким образом, уже в древней Руси люди отличали рубаху (грубая одежда) от сорочки (сорочица, шкура). Одна была частью верхней одежды, другая второй кожей, нательным бельем.

Раньше все полагали, что люди малого достатка и низкого социального положения на Руси не могли себе позволить использовать тонкие ткани, вроде шелка, в своем костюме. Исследователи полагали, что сорочки могли носить исключительно знатные  или просто богатые люди (купцы). Археологические раскопки последнего времени показали обратное. В рядовых погребениях археологами были сделаны находки, позволяющие предположить, что и простолюдины шили себе нижние сорочки из более тонких материй, либо делали вставки из них.

В доказательство того, что и простолюдины носили сорочки можно привести одну расписку. Ее автор новгородский ростовщик, живший в XIII в. В расписке приведен практически полный перечень костюма того времени: «А Гришки кожюхе, свита, сороцица, шяпка. А Костина свита, сороцица. А сапоги Костини, а дроугии Гришкини». Что же это значит?

[показать] [показать]

 

 

Дело в том, после принятия христианства в X в., на Руси становится популярна одежда, бытовавшая в Византии:  длинная и свободная.  В XI в. появляется первое упоминание о, так называемой, свите. Это разновидность верхней одежды, длинная и свободная. По-видимому, социальным маркером того времени было не наличие сорочки, а количество и вид верхней одежды.

- Крестьянин мог позволить себе иметь единственную нательную сорочку поверх, которой одевал в холодные времена года кожух, сермягу или вотолу. В теплое время года мужской костюм крестьянина состоял из рубахи и портов.
- Горожанин поверх нательной сорочки надевал свиту.
- Знать, купцы могли позволить себе надеть поверх сорочки богато изукрашенную рубаху, затем корнзо.  Так Ибн-Фадлан, описывая погребальный костюм знатного славянина, пишет: "они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и  хафтан  парчовый  с  пуговицами  из золота, и надели ему на голову шапку  из  парчи  соболевую". По всей видимости, под курткой подразумевается нательная одежда, а под кафтаном, богато украшенная верхняя рубашка. 

Исконный покрой сорочки практически не менялся вплоть до XVII в.  Вот, например, как описывает одежду русского человека Антоний Дженкинсон в «Путешествии из Лондона в Москву» (1557-1558 гг.):«Под верхний одеждой – другое длинное одеяние, застегивающееся на шелковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом».

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
21-07-2012-09:31 удалить
Сорочка на древнерусском называлась "срачица", поскольку прикрывала срамное место. Еще в середине 20-го века в деревнях ее так и называли. Можно, наверное, и к англосаксонской "коже, шкуре" притягивать, но такая грубая нижняя одежда не совсем логична, в отличие от древнерусского понятия


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник сорочки | sava-live - Дневник sava-live | Лента друзей sava-live / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»