Цитата:
Ну совсем ребенок учиться не хочет – ему бы все играть да играть!» – как часто можно слышать такие жалобы и от родителей младших школьников, и от учителей. Причем звучат они, как правило, с оттенком обвинения. Ребенок, который хочет играть, выглядит в глазах взрослых нарушителем порядка, бездельником, лентяем, отлынивающим от своих обязанностей – труда, дела, работы.
Конечно, нам очень хочется, чтобы ребенок за годы детства усвоил как можно больше знаний и умений, чтобы он мог в будущем хорошо обеспечивать себя и свою семью. Мы хорошо понимаем, что без школьных знаний ребенка, скорее всего, ожидают только последние роли в социуме. И так же хорошо знаем, что, чтобы чему-то научиться, надо прикладывать усилия, трудиться, преодолевать себя, делать что-то трудное и неприятное. А игра – обычная детская игра – это занятие служит единственной цели, получению удовольствия. Удовольствие, как кажется, совсем уж не совместимо с представлением об учебном труде.
Все это, конечно, так – но в этих представлениях есть одна небольшая ошибка. К сожалению, именно эта ошибка часто приводит к тому, что родители теряют контакт с ребенком. «Я его и уговаривала, и наказывала, и даже деньги за хорошую учебу предлагала – ничего не действует! Отлынивает от учебы и все тут!» – редко ли встречается такая ситуация?
А ошибка в том, что мы как-то забыли, что детская игра – как раз и есть учеба! Игра есть не только у людей, но даже у животных – и как раз у них все очень четко и понятно: в игре детеныш моделирует поведение взрослого животного, необходимое для его выживания: в первую очередь охоту. Посмотрите на котенка – как он играет с фантиком на веревочке, имитируя охоту на мышей. Маленький котенок может играть всего несколько минут – быстро устает, начинает тяжело дышать. Но после отдыха игра возобновляется с тем же удовольствием. Конечно, никакую настоящую мышь этот котенок пока не поймает – но, играя, он получает самую лучшую тренировку всех необходимых для настоящей охоты навыков: силу, выносливость, скорость реакции, способность замирать в неподвижном ожидании – и делать молниеносный бросок.
Причем способность так играть совершенно очевидно генетически заложена у этого котенка – он мог никогда не видеть, как охотятся его предки – но он тренируется в игре именно для охоты.
И точно такие же задачи выполняет игра у человека. Только навыков ему получить необходимо гораздо больше, прежде чем он сможет «выйти на охоту» – то есть на работу. И не менее сильны врожденные механизмы, те самые, которые побуждают так упорно учиться – то есть играть – котенка.
Меня могут поправить – все-таки животное очень сильно отличается от человека. Человек не может родиться со всеми необходимыми ему знаниями, и потому очень многое – культурный опыт – ему нужно перенять у взрослых. Это уже не просто мышечная, телесная радость – это знания, их нельзя так непосредственно пережить, как удовольствие от «рукомашества и дрыгоножества».
Но человеческая игра не ограничивается только овладением двигательными навыками, она гораздо богаче и шире, чем у животных. Маленький человек, только –только получивший первые сведения об окружающем мире, начинает ими «играть», в своем внутреннем мире моделируя образы мира внешнего, поворачивая, компонуя так и эдак в своем воображении, создавая понемногу собственную картину мира. Вспомните, как только ребенок получит новое впечатление, он тут же начинает в это играть. Поехали в машине – ребенок играет в машину, сходили к врачу – играет в поликлинику, посмотрит фильм – и играет в его героев… Это для ребенка наиболее полноценный способ усвоения знаний, целиком построенный на собственной активности.
Только к семи годам внутри этого игрового способа учения у ребенка постепенно появляется потребность учиться в том смысле, который вкладывает в это слово школа. Ребенка уже не удовлетворяет имитация взрослых действий, он начинает понимать, что взрослые умеют делать это как-то так, как не получается у детей, потому что они чего-то не знают. Ребенок обнаруживает, что во взрослых действиях есть какое-то «ноу – хау», и у него появляется желание его узнать.
Но этой мотивации, этого импульса не хватает ребенку на все 10 лет учебы! Ему необходимо все время, снова и снова, пробовать сделать что-то на манер взрослых, снова и снова проигрывать в своем воображении модели окружающей жизни, чтобы интерес к познанию постоянно возобновлялся. Но вот как раз этого взрослые зачастую и не учитывают. И хотя именно в обучении взрослых обучающие игры, моделирование реальных ситуаций в игровом процессе давно и прочно заняли подобающее им место, в образовании детей мы почему-то по-старинке нагнетаем напряжение и серьезность, которого и сами порой не выдерживаем.