• Авторизация


Без заголовка 28-05-2017 22:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ротмистр Оригинальное сообщение

ХОЛОДНАЯ БАНЯ. Екатерининский дворец.

 

Один из павильонов ансамбля, возведенного Ч. Камероном в непосредственной близости от Екатерининского дворца называют Термы Камерона или «Холодная баня».

[500x333]

Павильон и зрительно и функционально разбит на две части: на первом этаже - банный комплекс, а на втором - нарядные комнаты для отдыха - Агатовые комнаты. В этой статье мы расскажем о помещениях первого этажа Терм.

Обо всем ансамбле, хронологии строительства и внешнем оформлении павильона читайте здесь.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио.

Понятие «холодные бани» и должно было заменить термин «термы», которым (в отличие от обычной бани) в античном Риме можно обозначить особые культурные и архитектурные комплексы.

В термах римлян были комнаты для массажа, различные вестибюли, бани с сухим и влажным паром, галереи для прогулок, помещения для картин и скульптур. Для отопления и нагрева воздуха использовались сводчатые печи, от которых горячий воздух по каналам поступал к полым стенам. В число помещений этих терм входили

  • аподитерий, или помещение для раздевания;
  • унктуарий — для хранения масел;
  • сферистерий — большой зал для упражнений;
  • кальдарий — горячая баня;
  • лаконик — парильня;
  • тепидарий — теплая комната с подогретой водой
  • фригидарий — холодная баня.

В Царском Селе подобные термы создавались в виде небольшого комплекса для купания, отдыха и прогулок только самой императрицы Екатерины II и, возможно, ее ближайшего окружения. Почетное задание на архитектурное проектирование такого античного сооружения и было поручено  Чарльзу Камерону, которого, несомненно, вдохновляла возможность создания здесь подобных сооружений в классическом стиле. То, что в царскосельской Холодной бане архитектор попытался воспроизвести планировку римских терм, подтверждают и документы.

Здание Холодных бань и Агатовых комнат требует постепенного осмотра, как и весь ансамбль Терм в целом. Оно двухэтажное, прямоугольное в плане, сориентировано по сторонам света, точнее — углы здания обращены на север, юг, запад и восток, как это делалось в римских термах. В Риме это нужно было для того, чтобы в помещениях не было слишком жарко, а здесь, на севере России,— для лучшего освещения.

В первом этаже расположены собственно бани, во втором — помещения для отдыха, в ходе строительства получившие название Агатовых комнат. Особенно наряден главный фасад— со стороны Висячего сада. Отсюда здание воспринимается небольшим одноэтажным парковым павильоном.

Комнаты в нижнем этаже, характерные для бань в римских термах, повторяли их в миниатюре.  Здесь находятся как помещения для всех видов омовений, так и другие, требуемые банным ритуалом. По мере прохода в бани здесь были расположены следующие помещения:

  • два угловых аподитерия служили “опочивальней” и “отдыхательной”.
  • фригидарий — большой купальный зал с бассейном для плавания в прохладной воде, здесь поставили боль­шую круглую ванну «с принадлежностями, лестницей, по­ручнями и балюстрадом», ее изготовил английский «оловянного цеха мастер» Альбрехт.
  • тепидарий — комната с ванной для купания в теплой воде и еще одна комната для отдыха;
  • кальдарий — самое маленькое помещение в виде горячей бани с парильней;
  • отдельная комната для массажа.
  • по приказу императрицы архитектор В. И. Неелов устроил — в качестве замыкающей анфиладу банных комнат — парную русскую баню.
  • В отдельном помещении за стеной размещался гипокауст — комната для нагрева воды, куда входила прислуга.

Все комнаты Холодных бань имели сводчатые потолки, были хорошо освещены. В каждой комнате поставили «машину для растворения окна». Темными были только помещения, отделенные от бань стеной,— гипокауст, где нагревалась вода. Сюда через вход под Висячим садом входила прислуга.

Была тщательно продумана система подвода и стока воды: чистая вода (видимо, из своего источника или от Таицкого водовода) сначала накапливалась в специальном колодце и насосами по свинцовым трубам (или вручную ведрами) подавалась наверх в гипокауст, где она затем в трех сосудах нагревалась до определенной температуры и подавалась в бассейн. Сток воды производился по трубе большого диаметра самотеком по склону холма в канал. О ее устройстве упоминается в его отчете о ходе работ в 1786 году: «...водопровод с колодцем, ящиком и насосами окончан, осталось только изготовленные уже свинцовые трубы положить на места».

Вода накапливалась в специальном колодце и насосами подавалась наверх по свинцовым трубам, проложенным под Висячим садом, она поступала в гипокауст, подогревалась в трех сосудах до определенной температуры и подавалась в бассейны. Для стока и отвода воды изготовили трубу большого диаметра и проложили ее под Цветочным садиком, по склону холма вода по трубе шла самотеком в сторону канала. Все сделали удивительно просто, экономично и удобно.

Важно отметить, что Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, предлагая изысканную внутреннюю отделку и убранство Холодных бань и Агатовых комнат, а также надежное инженерное обеспечение комплекса, насколько это позволяла смета затрат. Вместе с тем не следует упускать из виду, что в работах над термами в Царском Селе могли в определенной мере помочь и привлеченные знатоки своего дела, Илья Неелов и Иосиф (Джузеппе) Минчаки, которые параллельно построили Баболовский дворец.

По первоначальному замыслу помещения бани должны были иметь роскошную отделку. В Государственном Эрмитаже хранятся чертежи Камерона — разные варианты отделки бань. В первом варианте он предложил облицевать все стены мрамором, мраморными сделать бассейны и лестницу. В купальном зале предполагался беломраморный пол и бассейн с бронзовыми орнаментами и над ним — балдахин на золоченных фаянсовых колонках; здесь и в других помещениях были задумана роспись фигурами и орнаментами стен и потолка, отделка из искусственного мрамора с резьбой и позолотой, наборной двери из “цветных дерев” с использование перламутра.

Но Камерону трижды приказывали переделывать проекты и сметы, резко сокращал расходы, в результате их уменьшили почти в десять раз. Огромные творческие усилия архитектора, вложенные в проект, были напрасными. В поисках выхода из создавшегося затруднительного положения Камерон в 1785 году обратился к Екатерине II с вопросами, каким должно быть убранство Холодных бань. Архитектор спрашивал: «Из чего угодно сделать колонны под балдахин?» Екатерина ответила: «Не нужно вовсе ни балдахин, ни колонны, ни стен не убирать».

В связи с этим следует заметить, что на любимое сооружение, каким являлись Холодные бани, Екатерина II израсходовала огромную по тому времени сумму — 463 560 рублей. Желание сократить расходы на художественную отделку помещений первого этажа вовсе не означало отсутствия денег в казне: деньги нужны были императрице на другие цели. Известно, с какой щедростью она ежегодно раздавала Потемкину, Орловым и многим другим приближенным сотни тысяч, рублей «на известные им употребления»... Распоряжение императрицы о сокращении расходов на отделку Холодных бань вынудило Камерона трижды пересмотреть смету и внести изменения в проект, исключив всю художественную отделку, оставив лишь два мраморных камина. Отпала дорогая облицовка стен. Наборные цветные паркеты и двери заменили простыми дубовыми. Двери выкрасили белой масляной краской. Стоимость работ по отделке первого этажа снизилась с 22 270 до 2 520 рублей.  Из мрамора сделали только два камина — во фригидарий и тепидарии, ванну изготовили оловянную, двери вместо наборных, из ценных пород дерева, сделали дубовые. Стены только в некоторых комнатах облицевали искусственным мрамором.

Сокращение сметы создавало трудности и для мастеров-исполнителей, вынужденных приспосабливаться к неожиданным переменам. Интерьеры отделывали русские и иностранные мастера декоративного искусства. Лепные и штукатурные работы во многих помещениях вел Осип Мельников, скульптурный декор выполнял лепного дела подмастерье Василий Макаров. В обработке мраморных фрагментов декора участвовал Иван Семенов.

С ним же работали еще два государственных крестьянина — «вольные камнетесы» Осип Маландин и Алексей Кочетов. В 1784 году они подписали контракт, обязавшись выполнить работы по их специальности на строительстве Исаакиевской церкви в Петербурге. Вскоре мастера узнали, что в Царском Селе имеется такая же работа, но на более выгодных условиях. И они отправились туда, Однако для осуществления задуманного имелось препятствие. При выезде из Петербурга без документов они могли быть задержаны на заставе, как беглецы. Маландин и Кочетов поступили хитро. Обратившись к администрации строительства, они попросили отпуск для свиданиями с семьями, проживающими в деревне. Получив разрешение, мастера отправились в Царское Село и поступили на строительство Холодных бань.

Давно уже кончилось время отпуска, а камнетесы и не думали возвращаться в Петербург. В Конторе Исаакиевской церкви каким-то образом узнали об истинном причине невозвращения отпускников. В Царское Село послали гонца с грозным письмом, в котором, в частности, говорилось: «Осип Маландин и Алексей Кочетов, польстясь получить большую плату, вступили в работу к подрядчику Давыдову...» Контора требовала, отобрав у них паспорта, под конвоем, препроводить их в Петербург, к месту прежней работы для наказания, чтобы «дурной» поступок не был соблазнительным для других. Царскосельская контора ответила: «Да, таковые действительно работали на строительстве Холодной бани, но давно уже уволены и неизвестно где находятся» хотя мастера еще длительное время продолжали здесь трудиться.

Убранство яшмовых кабинетов производилось по руководством каменного дела мастера Ивана Балакшина. Подрядчиком был Василий Давыдов. Так как Давыдов брал подряды на мраморные и каменные работы, можно предположить, что он имел квалификацию мастера по камню.

Паркетные работы и столярные изделия выполнял) Иоганн Шпонгольц. Подрядчиками по художественной бронзе были Иосиф Басселье — содержатель часовой фабрики в Петербурге - и медного дела мастер Шпернлинг. Фактически же эти работы выполнили талантливые русские мастера, оставшиеся неизвестными.

Лепные работы в Холодных банях выполнил О. Мельников — крепостной Н. Львова, известного архитектора и поэта, скульптурные работы — Жан Доминик Рашетт и Карл Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф.

Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.

Главным украшением Холодных бань стали барельефные композиции. Наиболее интересные из них — во фригидарий. Это широкий лепной фриз из чередующихся медальонов и барельефов на мифологические сюжеты, раскрывающие назначение помещений. Все темы их связаны с водной стихией: «Триумф Амфитриты» - прекрасной

За стеной этих комнат находятся эффектно спланированные сводчатые служебные помещения которые освещались через огромные окна, выходящие под своды Висячего сада. Стены здесь оштукатурены, полы выложены из путиловской плиты. 

РУССКАЯ БАНЯ

За входом в Термы Камерона из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого в XVIII веке располагались служебные помещения: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей. Здесь же размещались печи и котлы для нагревания воды

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через хозяйственные помещения, за которыми располагается не предусмотренная в римских термах, но традиционная для России горячая баня (русская баня, русская парная) — небольшое помещение, ранее имевшее деревянный потолок, простой дощатый пол и обшитые деревом стены. Назначение парной предопределило ее скупое функциональное решение.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в середине XIX в. в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. От нее по всему зданию подавался подогретый воздух по каналам расположенных в стенах. Система подачи воды в баню состояла из водопровода, колодца, ящика с насосами свинцовых труб. Вода накапливалась в колодце, насосами подавалась наверх по трубам, проложенным под Висячим садом поступала в помещение с котлами и подогревалась с трех сосудах до определенной температуры, а затем подавалась в цистерны и бассейн. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из комнаты, расположенной за стеной.

Путь следования по Термам Камерона подчинялся сложившемуся в древнеримской практике закону постепенного снижения температуры от помещения к помещению — от русской парной к Купальной комнате.

 Баня сохранялась до 1941 года. В годы Великой Отечественной войны она была уничтожена. На остальной половине первого этажа Холодных бань, расположенной за юго-западной стеной, находились комнаты вспомогательного характера: для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей.

 

УГЛОВОЙ КАБИНЕТ

Угловой кабинет — квадратное в плане помещение с полуциркульной нишей — использовался для массажных процедур. Квадратная комната служила предбанником, т. к. в следующем помещении находилась Русская баня. По своему размеру, форме и архитектурному оформлению Угловой кабинет повторяет Отдыхательную комнату, с той лишь разницей, что здесь нет камина. Украшением небольшого кабинета стали четыре мраморные колонны с коринфскими капителями и лепные медальоны на мифологические сюжеты на парусах сводов.

ВАННАЯ КОМНАТА

Рядом с “фригидарием” расположен “тепидарий” (“теплая баня”) или Ванная комната с ванной для теплой воды (не сохранилась), которая сообщалась с “отдыхательной” и комнатой для массажа.

В просторном сводчатом помещении, расположенном рядом и освещаемом большим полуциркульным окном, — Ванной комнате — прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Две двери вдоль ее северо-восточной стены соединяли Ванную комнату с Угловым кабинетом и Купальным залом. Наряду с действующими у противоположной стены комнаты были устроены две ложные двери. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа, размещенные над дверями.

В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

 

КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ

[500x352]

Неосуществленный проект Ч. Камерона

Самое просторное и светлое помещение первого этажа — Купальный зал с двумя полуциркульными окнами и четырьмя дверями — перекрыт двойным крестовым сводом. Это простое по архитектурному решению, светлое помещение с круглым бассейном в центре.

Согласно первому проекту Камерона Купальный зал или “фригидария” с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно и поражать золотом лепных украшений на перекрытиях, а также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами. в Купальном зале пол предполагалось настелить белым мрамором, потолок расписать орнаментами и «кофрами» (иллюзорными сводами), карниз покрыть резьбой и живописью, а облицованные искусственным мрамором стены — «фигурами». Обе угловые комнаты должны были иметь «пребогатый цветной — штучный паркет», роспись с фигурами и орнаментами на стенах, мраморные колонны и камины, вызолоченные карнизы и фризы из стюка, двери наборного дерева с перламутром.

Представив проект отделки, Камерон сразу же приступил к его осуществлению. Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать зал рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией. Стены и своды перекрытий оштукатурили, пол Купольного зала выложили дубовым паркетом и в дополнение к сдержанному рельефному декору стен установили окрашенные в белый цвет двери.

В Купальном зале был устроен бассейн для плавания в прохладной воде — объемом 6 куб сажен — чаша бассейна объемом 13 кубометров . Его стены были выложены из кирпича, внутри размещалась оловянная ванна, изготовленная мастером Албрехтом. Кроме того, в зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой, ее огораживала деревянная балюстрада, здесь же были устроены спуски.

Украшением зала служили мраморный камин и скульптура в виде больших полукруглых барельефов и сплошь опоясывающих стены по периметру маленьких круглых и прямоугольных композиций. Они были исполнены Ж. Д. Рашеттом при участии мастера Маклоуда, выполнявшего часть отливок по формам Ж.-Д. Рашетта.  Скульптурный фриз, составленный из 12 прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, включает сюжеты «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Под сводами расположены крупные барельефные панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На  18 круглых барельефах:   Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров, а также музу Эвтерпу.

[500x167]

В начале 1860-х годов встал вопрос «об устройстве ванны под Агатовыми комнатами в Старом дворце». Подряд на работу достался Францу Сан-Галли, и составленная им 30 июня 1862 года смета на установку ванны в нижнем этаже Агатовых комнат была представлена Царскосельскому дворцовому правлению.

Заводчик сумел показать быстроту и высокое качество выполпенния доставшегося ему заказа. Объем предстоящих работ был достаточно обширный. Прежде всего нужно было подготовить нижний этаж под установку дубовой ванны. Были сняты паркетные полы, вырыто под ванну соответствующее углубление, в стенах пробили отверстия для прокладки труб. Была сломана старая печь и сложена новая "шведская" с мраморной нижней частью и медными дверцами. В двух окнах были поставлены новые рамы с матовыми стеклами в нижней их части. После установки дубовой ванны "с золотниками и кранами, дубовою лестницей, баллюстрадой и поручнем» вновь настелили паркетный пол, оштукатурили и покрасили стены в местах их пробивки для проводки труб.

[500x381]

Ванна заполнилась водой из специального бака, обложенного свинцом, вмещающего 600 ведер воды и снабженного "очистительным аппаратом" для очистки воды. Вокруг была сооружена деревянная стенка, обитая войлоком и по нему оштукатуренная Для нагрева воды был изготовлен медный котел откуда вода по свинцовым трубам подавалась в ванну. Кстати, все трубы для ваодоснабжения были сделаны из свинца. Помимо ванны был еще устроен душ. Водя из ванны отводилась в специальный колодец, вырытый для этой цели.

В сентябре того же года работы были закончены и 12 сентября и.д. архитектора  А. Ф. Видов подал в Царскосельское дворцовое правление рапорт. В нем говорилось о том, что работы по устройству ванной под агатовыми комнатами < > механиком Сан-Галли совершенно закончены , и потому следующую за этими работами  работу можно ему выдать».

Через сорок лет,  когда возник вопрос о капитальном ремонте нижнего этажа Агатных комнат, вновь обратились к заводу Сан-Галли. Он был привлечен для работы «по возобновлению водопроводных устройств Агатовых комнат в прежнем виде». В декабре 1902 года заводом было сделано «заявление на работу», составлена смета на сумму  2519 руб. 58 коп.,  а также был выполнен соответствуюющий чертеж.

Но на этот раз произошла непонятная история. Контроль Императорского двор обратил внимание, что в «указанном заявлении» сделана приписка об отказе завода «от ответственности за удовлетворительное действие системы водопроводных систем". Данная приписка Царскосельским дворцовым правлением «была оставлена без разъяснения". Контролю было непонятно, чем был вызвана «означенная оговорка Сан-Галли, если, «судя по чертежам. существующая система водопроводов, в особенности после ее исправления может действовать удовлетворительно, и в прежнее время ею несомненно пользовались». Действительно непонятно, почему Ф. Сан-Галли, который никогда не боялся брать ответственность за свою работу, в данном случае отказался от гарантий качества. Возможно, он не верил в действие предлагаемой водопроводной системы.

Из-за отказа Сан-Галли взять на себя ответственность за нормальную работу водопроводной системы, Контроль посчитал, что "при действительном исполнении работ", необходимо обратиться к другим «солидным» фирмам, а в целях уменьшения стоимости работ устроить между ними торги, чтобы здоровая конкуренция определила достойного.

Чем все это закончилось, автору книи о Сан-Галли - Смышляев В.А., выяснить не удалось.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах в зале прошли реставрационные работы.

 

ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ. ПЕРЕДНЯЯ

Небольшое помещение с одним полуциркульным окном и огромной нишей с полуциркульным завершением располагалось рядом с Купальной комнатой и служило местом отдыха после различных процедур. По своему размеру, форме и архитектурному оформлению Отдыхательная комната повторяла отделку Углового кабинета и почти целиком была занята «античным ложем».

Отдыхательная комната не получила той художественной отделки, которую вначале предлагал Ч. Камерон:

[400x426]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Татьяна_Островская - Дневник Татьяна_Островская | Лента друзей Татьяна_Островская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»