13 января (стуженя, сеченя) отмечается Мара Зимняя - святодень, когда великая тёмная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот - один из самых "несчастливых" дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, о сию пору на волю "отпускаются" Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави. На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме "поселилось" Лихо, обращаются к Домовому за помощью.
Иные праздники и дни 13 января.
Какой праздник в этот день отмечают в различных странах мира?
Это день величайшего пророка Мухаммеда. Если быть точными, то дата его появления на свет неизвестна. Отмечают же день, когда пророк умер. Именно поэтому сама дата празднуется с некоей долей грусти. День этот называется Маулид ан-Наби. В Тунисе, Марокко, Алжире и Сирии отмечают его очень широко.
13 января какой праздник божественный в Индии? Так, там почитают богиню Лори. В это время по всей части Северной Индии зажигаются костры в знак окончания суровой зимы. Приход Лори принято отмечать постом и подарками друг другу. А вечером разрешается организовать пир со множественными вкусностями и яствами. Также в этот день можно увидеть особый индийский танец Бхангра, принимают участие в котором исключительно мужчины.
13 января какой праздник церковный у шведов? Так, это День Кнута (Tjugondag Knut). В это время отмечается конец рождественских гуляний. Первое слово в названии праздника дословно переводится как «двадцать», т.е. со времени Рождества (католического) прошло именно двадцать дней. Сценарий торжества разнится в зависимости от района. Например, в южной части страны сжигают соломенное чучело размером в человеческий рост.
Нужно отметить, что сегодня об этом дне известно мало. О нем старались поменьше говорить, празднований никаких не проводилось. Однако если человек был лихой, то в это время он мог призывать злые силы природы, чтобы навредить своему недругу. 13 января какой праздник божественный Обряд на Мару Зимнюю Рассматриваем далее дату 13 января. Какой праздник в этот день отмечали наши предки? Мару Зимнюю, владычицу зимы. Сохранился один обряд, который определенные люди в этот день могли проводить. Как известно, все силы природы, как плохие, так и хорошие, надо чтить. И для этого существовали особые люди. Чтили также и Мару. Для этого в лесу надо было найти поваленное дерево, у его подножья клали череп собаки, а к ветвям привязывали звериные шкуры. Преподносили Маре вареные яйца и пресные лепешки, наколотые на так называемые «Навьи кости», т.е. остро заточенные колышки. В это время читали специальные заклятья и стихи. А все для того, чтобы Зимняя Мара не злилась на людей и не портила им жизнь.
13 сеченя на волю «отпускаются» Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны и другие имена Сестриц-Трясовиц. Лихорадки же - буквально: "радеющие о лихе (зле)", ср. в этимологическом словаре Фасмера: "рада лиху"; олицетворение болезней, зловредные и "злообразные" духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов). В иконописи до конца XVII века было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси Лихорадок отождествляли с "проклятыми" дочерьми библейского царя Ирода. По одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде принесли голову Иоанна Крестителя, она "затряслась от ужаса в лихорадке", именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по всей земле, поэтому Лихорадка считается "жидовкой" (в значении "иномирного" существа). На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме "поселилось" Лихо, обращаются к Домовому за помощью. Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора: Дядя Домовой, Хозяин Дворовой! Приходи ко мне на свет от свечи, На зелень, как дубовый лист, На синь, как речной вал! Приходи таков, как я есть сам, Я тебе яичко Ярилино дам! Пособи мне, помоги мне, Отведи моё горе [такое-то] От моего дома, от моего двора, От моей семьи, от меня, Внука Даждьбожьего [имярек]! Хозяюшко, пособи в моей беде! Именем Велеса заклинаю! Гой! Свечу и яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать. Сведущие люди чтут в этот день Зимнюю Владычицу особо — обрядами и радениями. В лесу находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» — заточенные колышки, воткнутые в снег вокруг дерева. Колдуны чертят на яичном белке своей кровью особые чиры, призывая Силу Тёмной Владычицы — как ради исцеления, так и для Кощных заклятий... Однако на Родовых обрядах, буде таковые совершаются в этот день всей Общиной, использование крови в общем кругу строго запрещено. Различают три Зимних Лика Мары:
1) Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её встречают не ранее 9 груденя/ноября-месяца («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия), но не позднее 21 груденя («Введение»);
2) Мара Владычица — Мара Зимняя — Её чествуют 13 сеченя/января-месяца
3) Мара Старица — Мара Вешняя — Её провожают на Масленицу, не позднее 25 березозола/марта-месяца, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.
ГРАНИЦА ОТКРЫТА...ГАДАЕМ..ВСЕ СБУДЕТСЯ В ЭТУ НОЧЬ, ЧТО НАГАДАЛИ..