В необыкновенном по красоте Гатчинском дворце, представлено прекрасное собрание русского фарфора. Состоящее в основном из изделий, созданных на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в ХVIll-ХlХ вв, но также обширно представлены предметы и Мейсенской мануфактуры.
Богатейшая коллекция включает в себя предметы убранства интерьеров: вазы, люстры, лампы, зеркальные рамы, а также предметы, используемые в повседневной жизни — парадные сервизы и фарфоровую посуду, хранящуюся в сервизных кладовых — дает нам возможность проследить все этапы в развитии русского художественного фарфора на протяжении полутора веков.
Одну из самых интересных и значимых страниц истории керамического искусства представляют отечественные и западноевропейские фарфоровые изделия, выполненные с заимствованиями восточных традиций в так называемом стиле «китайщина» или «шинуазри» («chinoiserie») как его принято называть за пределами России. Об этом стиле я напишу подробнее отдельно.
В 1797 году 20 сентября, в свой день рождения, Павел l получил в подарок две вазы большие кобальтовые вазы, с китайские ландшафтами. Эти вазы украшали Нижнюю Тронную Павла |.
В 1890-х годах гатчинская коллекция пополнилась большим количеством ваз, блюд, тарелок, украшенных панорамными пейзажными композициями и анималистическими сюжетами, а также подарочными чашками и тарелками, шкатулками, пепельницами, украшенными цветной глазурью.
Значительный прорыв в производстве мейсенского фарфора связан с именем выдающегося мастера Иоганна Иохима Кендлера — родоначальника «скульптурного» периода Мейсенской мануфактуры. По моделям Кендлера выполнены редкие произведения искусства гатчинской коллекции из убранства комнат императрицы Марии Александровны.
Необыкновенной завершенностью образа отличается декоративная ваза с крышкой, украшенная прорезным и рельефным орнаментами. Форма вазы восходит к классической китайской форме мэйпинь, крышку венчает, выполненная по модели Кендлера фигурка щегла, тулово декорировано мастерски вылепленными вручную цветами лилии, хризантемы и розы.
Шкатулки и коробочки в виде фигур куропаток и различных плодов наглядно демонстрируют преемственность восточных образов в создании мейсенской фарфоровой пластики.
Подобные предметы в ХVlll веке были обязательной частью сервировки в качестве «масленок», позже в эпоху историзма они использовались как шкатулки и коробочки, становясь наравне с мелкой фарфоровой пластикой неотъемлемой частью убранства интерьеров.
К сожалению коллекция фарфора в Гатчинском дворце была значительно утрачена после революции и во время войны.
Многие экспонаты, попавшие после войны в другие музеи, до сих пор не возвращены.
Закупочная деятельность музея направлена на восполнение коллекции русского фарфора, имеющей большую художественную и историческую ценность.
В 1999 году ваза-лампа Императорского фарфорового завода, была приобретена фондово-закупочной комиссией Гатчинского музея.
На протяжении всего периода деятельности Императорским фарфоровым заводом создавались фарфоровые изделия с изображением российского герба. В разные периоды сохранялось изображение двуглавого орла, изменялись только атрибуты, включенные в композицию рисунка.
Посмотрите как красиво представлен в экспозиции сервиз с российским гербом.
Вы знали, что для чая, кофе или горячего шоколада принято было накрывать отдельный стол?
Сладости, которые подавали к чаю, были очень разнообразны: сухие бисквиты и пирожные с кремом, желе и мороженое, очень популярны были также печеные яблоки с различными сладкими соусами.
В период царствования императрицы Екатерины ll на заводе был создан ряд роскошных парадных сервизов для императорских дворцов. В гатчинском собрании самым известным был «Охотничий» сервиз, который Екатеринаll подарила первому владельцу дворца Григорию Орлову.
Предметы этого сервиза, украшенные различными сценами охоты на фоне романтического пейзажа, обрамленного изящными золочеными рокайльными завитками и трельяжной сеткой «травчатого цвета», великолепно вписывались в изысканные интерьеры охотничьего замка, построенного императрицей для своего фаворита, и великолепно гармонировали с архитектурным декором, созданным итальянским архитектором Антонио Ринальди.
Мастера императорского фарфорового завода выполнили этот заказ Екатерины, взяв за образец сервиз, изготовленный на Мейсенской мануфактуре в начале 1760-х годов.
В дальнейшем «Охотничий» сервиз был любимым сервизом владельцев дворца. Дополнительные заказы на этот сервиз ИФЗ выполнял для Павла l, Николая |, Александра ll и Александра lll. В царствование Николая l сервиз включал 37 наименований и насчитывал более 2000 предметов, «из них саксонских - 261». В настоящее время сохранилось 380 предметов.
Сказочными в буквальном смысле являются тарелки, которые получили в подарок дети Александра l. В декоре этих тарелок использованы фрагменты из сказок Шарля Перро «Золушка» и «Синяя борода».
Ажурные прорезные борта тарелок в виде плетенки, цветочных веток, розеток усиливают впечатление «сказочности» этих предметов.
Детские тарелки прекрасно дополняет набор чашек с орнаментом в виде мелких кружочков, точек, ромбиков создающих иллюзию «ситцевого» рисунка и напоминающих орнамент английского ситца «чинз», который был использован в убранстве жилых интерьеров Александра ll и Александра lll.
Сервиз декорированный орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, был изготовлен для Александраll Эти орнаментальные мотивы часто привлекали внимание художников. В собрании Государственного Эрмитажа находится «Рафаэлевский» сервиз, изготовленный для Александра lll, который украшен орнаментом, заимствованным также с росписей Лоджий Рафаэля.
По описи 1925 года в гатчинском собрании насчитывалось 150 ваз с подглазурной живописью, но сохранились лишь отдельные экспонаты.
Подобные вазы не тиражировались и изготовлялись в двух экземплярах, один — императорской семье, другой — в музей завода.
Фарфоровые изделия из гатчинской коллекции, созданные на заводе в период царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1920-е годы были переданы в другие музеи и на экспорт.
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок