Антикварный русский фарфор с аукционов. Двусмысленные монахи и кружки головы.
Лоты сегодня очень интересные!
"Монах, несущий спрятанную в снопе девушку" Фарфоровая фабрика Гарднера, кон. 1810-х – нач. 1820-х гг. https://ru.bidspirit.com/
Скульптурная курильница "Турок с трубкой". Частные заводы Гжели (возможно завод Кузнецова в Дулёво по модели братьев Новых, кон. 1820–40-е гг. Высота 20,8 см. Очень хорошая сохранность, незначительные сколы. Без трещин и реставрации. Курильница имеет два отверстия для выхода запаха - одно сверху на головном уборе за плюмажем, второе в трубке. Продано за 67 тысяч рублей.
Ковш в русском стиле с гербовым рисунком и орнаментом "Пироги ешь - хозяйку тешь, а вино не пить - хозяина не любить". Завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, 1884–1917 гг. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, позолота. Размер 19,4х11,8 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Продано за 183 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
На первый взгляд, мне показалось, что эти парные фигурные сосуды (кружки-тоби) выпущены где-то в Западной Европе, но нет, они наши - российские. Кружки: Обпивало (в виде фигуры мужчины с кружкой пива) и Объедало (в виде фигуры женщины с миской) были созданы на фарфоровом заводе братьев Корниловых в середине 19 века. Проданы за 610 тысяч рублей
Парные фигурные сосуды. Обпивало 1843–1861 гг.; Объедало 1839 – начало 1840-х гг. Высота 24,5 см. https://ru.bidspirit.com/
Обпивало: Хорошая сохранность: без сколов и трещин. Проф. реставрация сколов по краям головного убора, ручки, сколов на основании, потёртости позолоты, проф. реставрация в нижней части пробки. https://ru.bidspirit.com/
Объедало: очень хорошая сохранность: без сколов и трещин. Проф.реставрация ложки, потёртости позолоты. На основании предмета надглазурная марка "Завод братьев Корниловых / С. Петербург" https://ru.bidspirit.com/
Традиция изготовления кружек-тоби пришла в Россию из Великобритании. Кружки в виде человеческих фигур, начали создавать мастера Стаффордшира в 1760–80 гг. Название сосуда было заимствовано у персонажа поэм середины 18 века. Тоби из английских песен - весельчак и любитель выпить. Сначала, кружки-тоби украшали интерьеры “среднего класса”, их ставили в витрину таверны или гостиницы, для привлечения внимания. Часто кружки имели съемные «шляпы» (крышки), которые служили рюмками. Кружки-тоби популярный объект коллекционирования
Кружка "скульптурный портрет Героя Отечественной войны 1812 года". Фарфоровый завод Н. С. Храпунова, 1815 – нач. 1820-х гг. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 10,8 см.Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Небольшие потёртости красочного слоя. На основании — надглазурная марка предприятия чёрной краской «НХ», метка «3». Продано за 150 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Кружка-голова вакханки (голова Ариадны). Частная фабрика Всеволожского–Поливанова, 1811–1816 гг. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 10,1 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Незначительные потёртости красочного слоя. Продано за 170 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Первый раз в мой обзор попадают осветительные приборы. Декоративные лампы с бронзовой отделкой и самое главное фарфоровым основанием от ИФЗ, 1855-70-е гг. Проданы за 560, 495 и 340 тысяч рублей соответственно
Цветочная симфония (розы, сирени, вьюн, примулы и фрезии). Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода правления Императора Александра II. ИФЗ, 1855- 60 гг. Художник: Красовский Фёдор Иванович (1820–1863). Фарфор, надглазурная роспись, позолота; бронза, золочение. Высота 80 см. Лампа с изготовленным совр. абажуром. Продано за 560 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Цветы. Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода правления Императора Александра II. ИФЗ, 1855-70е гг.Фарфор, надглазурная роспись, позолота; бронза, золочение. Высота 84 см. Отличная сохранность: без сколов и реставрации. Лампа с изготовленным совр. абажуром. Продано за 495 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Цветы в резерве. Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода правления Императора Александра II. ИФЗ 1855-70-е гг. Фарфор, подглазурная и надглазурная роспись, позолота; бронза, золочение. Высота 58 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Лампа с изготовленным совр. абажуром. Продано за 340 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Фабрика Гарднера представлена очень красивыми парными фигурами в разных стилях. Скульптуры “Мать с сыном” (Вброд) и “Охотник с дочерью” были выполнены в 1870-е годы по моделям ведущего скульптора ИФЗ - Августа Карловича Шпис (1817–1904). Подобные экземпляры фигур хранятся в ведущих собраниях страны: Эрмитаже, ВМДПНИ, Музее-усадьбе “Кусково”. Фигуры проданы за 450 тысяч рублей
Высота 27,6 см (Мать с сыном); 29,1 см (Охотник с дочерью). Хорошая сохранность фигур. Проф. реставрация фигуры "Мать с сыном". Фигура "Охотник с дочкой" без реставрации, имеются сколы: пальцев на правой ножке девочки, перевязи салатового цвета у охотника. На основаниях фигур: тёмно-красная печатная марка с надписью "Фабрик. Гарднеръ в Москве" https://ru.bidspirit.com/
Следующая пара "Девушка и юноша с ягодами в корзинах". Фарфоровая фабрика Ф. Я. Гарднера 1900-10-е гг., то есть фактически фабрика Товарищества М. С. Кузнецова. Выполнена так же по моделям ведущего скульптора ИФЗ - Августа Карловича Шпис. Проданы за 340 тысяч рублей
Бисквит, полихромная роспись. Высота 25,3 см (девушка); 25,5 см (юноша). Отличная сохранность: без трещин и реставрации. На основании - Государственный герб и изображение Георгия Победоносца, заключённое в овал, с надписью «Фабрик. Гарднеръ в Москве», тёмно-красного цвета по бисквиту. https://ru.bidspirit.com/
Пара "Девушка с козлёнком и юноша с голубкой" хотя и имеет романтический и даже мещанский вид, была создана уже в СССР. Фигурки выпущены на правопреемнике Гарднера-Кузнецова, Дмитровской фабрике в Вербилках "Фарфортрест" в 1924–27 гг. Проданы за 170 тысяч рублей
Бисквит, лепка, полихромная роспись. Высота 27,5 см (Девушка); 27,7 см (Юноша). Очень хорошая сохранность. https://ru.bidspirit.com/
А вот это настоящая редкость, можно сказать скандальная!) “Монах, несущий спрятанную в снопе девушку”. Фигура-сосуд выпускалась, первоначально на заводе Никиты Храпунова (ориентировочно с 1815 г.), а с 1818 г. на заводе Гарднера. Уж не знаю, что имел в виду художник, создавший эту миниатюру: может девушка ногу подвернула, а монах по отечески помогает ей или прячет девушку от злодеев!? Скандал тогда разразился грандиозный: архимандрит Саратовского монастыря Савва потребовал от властей изъять из продажи весь тираж и наказать художника и хозяина завода за насмешку над священством. В 1822 г. дело об “Опальной кукле” рассматривалось в высших органах власти. О непотребстве было доложено Александру I, который собственноручно написал: “Куклу прислать сюда, узнав, где она была сделана”. Ходили слухи, что Гарднер отделался лёгким испугом, а вот купца Храпунова высекли в полицейском участке, чтобы другим неповадно было (по другой версии заплатил штраф). Политические элиты видели в сатирических образах угрозу власти, а коммерсанты шли на риски ради прибыли и удовлетворения потребительского спроса. Продано за 400 тысяч рублей
Фарфоровая фабрика Гарднера, конец 1810-х – нач. 1820-х гг. Фарфор, надглазурная роспись. Высота 29,8 см. Очень хорошая сохранность: без сколов и трещин. Проф. рест. в области шеи, бороды, сколов на головном уборе и сколов на колосьях. На основании — марка в виде буквы «G» синей краской подглазурно от руки. https://ru.bidspirit.com/
И снова предмет с подвохом: “Монах, читающий священное писание”. Скульптурный сосуд (чайник?), а возможно сосуд для вина. Голова в апостольнике сделана под крышку, а рука служит носиком. Крамола была создана также на частном фарфоровом заводе Никиты Храпунова, в 1815 – нач. 1820-х гг. Завод Никиты Храпунова находился в Кузяево Богородского уезда Московской губернии и похоже в 19 веке там работали атеисты или творческие хулиганы). Предприятие прожило долгую жизнь, скончавшись в начале 2000 годов (Кузяевский фарфоровый завод).
Фарфор, надглазурная роспись. Высота 21,8 см.Очень хорошая сохранность: без сколов и трещин. Проф реставрация большого пальца, держащего книгу, верхней части сосуда. Без крышки, без марки. https://ru.bidspirit.com/
Ковши в русском стиле, завод братьев Корниловых. Автор формы Иван Андреевич Гальнбек (1855–1934). Предприятие Корниловых часто обращалось к древне-русским темам, пословицам и поговоркам в декоре своих изделий
Ковш в русском стиле по мотивам рисунков Е. М. Бём. Завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, 1884–1917 гг. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, деколь, позолота. Размер 21х13,3 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Продано за 190 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Ковш в русском стиле с гербовым рисунком и орнаментом. Завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, 1884–1917 гг. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, деколь, позолота. Размер 21х13,3 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Продано за 183 тысячи рублей. https://ru.bidspirit.com/
Ковш в русском стиле с гербовым рисунком и орнаментом "Первый ковш крепит, второй веселит, а третий морит". Завод братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, 1884–1917 гг. Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, позолота. Размер 21х13,3 см. Отличная сохранность: без сколов, трещин и реставрации. Продано за 183 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Как Вам сегодняшний обзор?!) Помимо того, что все оочень красиво, еще и как захватывающе интересно! Делитесь своими впечатлениями в комментариях!