|
Б |
огословы приводят саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.
|
|
|
В |
мифах древней Греции и Иудейского царства. В древнееврейской легенде "Врата небес" есть такие строки: "Из огня рождается Животное, называемое Саламандрой, которое питается одним огнем; огонь даже является её Материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет". Образ пятнистой Саламандры, связанной со Стихией Огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.
Саламандры Ирины Винник
|
С |
аламандры – духи стихии огня. Они мгновенно появляются в свете костра или пожара. Равнодушные к людям, они не стремятся снискать с ними дружбу. Очень немногие из людей имеют способность к общению с огненными элементалями. И если это случается, то дружба становится настолько страстна и сильна, как сам огонь.
Саламандры принимали участие в создании вселенной и напрямую связаны с духовным миром, так скорость их передвижения приравнивается скорости света. Они обеспечивают ясность мысли и энергию обновления и изменения его сущности.
Луканева Л.А. Огненная саламандра.
|
В |
середине XII века в странах Европы распространилось послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, сказано:
"В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь".
Марко Поло поясняет: "Саламандра - не животное, а субстанция".
|
Н |
а одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.
Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздуха и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого.
|
« |
Саламандра обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди языков пламени. Саламандры считались наиболее ядовитыми из созданий; их укус смертелен. Верили, что саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело; стала символом борьбы с желаниями плотских утех.
Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также символизировала целомудрие: в христианском искусстве она обозначала стойкую приверженность вере и добродетельность. Франциск I сделал саламандру своим символом, с девизом "Я лелею [добро] и изгоняю [зло]". В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество. Первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня»
|
|
К образам саламандры прибегают поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":
«Я, точно Феникс, яростным объят Огнем
и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей не почем, хоть мне он сущий ад».
Саламандра*
/притча/
|
К |
ак только загорелся крестьянский дом, все животные от мала до велика убежали со двора.
Перепуганные куры, гуси, голуби, индюки, кролики, овцы, свиньи, лошади, коровы вместе с дворовой собакой и кошкой наблюдали издалека за пожаром.
Огненные языки пламени, раздуваемые ветром, жадно пожирали старые сухие бревна. Вот уже рухнула крыша и над пожарищем поднялся столб искр.
[150x225] Вдруг из-за кустов выползла саламандра. Она постояла немного на своих коротких лапках, осмотрелась по сторонам и тут же юркнула в самое пекло.
От неожиданности все наблюдавшие за пожаром в ужасе вскрикнули и отпрянули назад.
- Не волнуйтесь!- успокоил их петух.- Огонь для саламандры - родная стихия, и она не чувствует никакой боли от ожогов.
- Но ведь, бедняжка, сгорит!- испуганно запричитала гусыня.
- В огне она меняет кожу,- ответил петух.- И такое дано только ей. Пламя делает ее кожу прочнее и тоньше, и саламандра выходит из огня помолодевшей и обновленной.
Петух помолчал и, горестно вздохнув, добавил:
- А из нас на огне получается жаркое.
*По некоторым источникам автором этой притчи является Леонардо да Винчи
Саламандра и художник
/притча/
|
Н |
екий владыка пригласил в столицу художников со всего света.
Долго, долго советовался он с придворными мудрецами - как выбрать лучшего, чтобы поручить ему роспись храма?
И узнал, что лишь самый одаренный художник может увидеть в огне саламандру.
Кто разглядит ее в пламени и сумеет правильно описать – тот и есть лучший.
У стен храма разожгли громадный костер. Рядом стоял владыка и по одному выслушивал художников – ждал того из них, кто скажет, что словом саламандру описать нельзя. Это и был верный ответ.
Но все художники говорили о своем:
- Она переливается, как оранжевый лед…
- Она прекрасна, как солнечный лучик…
- Она скользит в пламени, как королевская кобра!
Их гнали от костра палками, а владыка становился все мрачней и мрачней.
Наконец, в очереди остался только один художник.
- Опиши мне саламандру! – в последний раз за день приказал владыка и устало вздохнул.
Художник с минуту вглядывался в костер.
- Ее нет там, владыка.
- Но как же?!
- Саламандра давно ушла. Этот зверь не выносит лжи.
P.S.
[457x644]