• Авторизация


Инро, одзимэ и нэцкэ 15-05-2011 17:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Инро – это миниатюрное изделие декоративно-прикладного искусства, существовавшее исключительно в Японии в 17-19 вв., часть светского костюма мужчин и женщин. Название обозначает: ин – «печать», ро – «коробка», т. е. «коробочка для печатей».
Так как в традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, личные вещи часто подвешивались на поясе (оби) в различных ёмкостях сагэмоно (яп. 下げ物).

 

 
 
Большинство типов сагэмоно предназначались для конкретного содержимого, например, табака (тогда это был кисет), трубки, кисточки для письма и туши.
 
 
А вот инро создавался для хранения чего-либо маленького. Состоящий из нескольких отделений, вставляющихся одно в другое, инро обычно использовался для хранения личной печати и лекарств.
Эта крохотная (ок. 8,5х5х2,5 см) многоярусная шкатулка составлена из нескольких (чаще всего 3-5) отделений, расположенных одно над другим. Каждое следующее закрывает предыдущее, причем отделения подогнаны настолько тщательно, что в закрытом виде границы между ними практически не различимы. Верхнее закрывается крышкой, имеющей внутреннее пространство или плоской. По бокам инро через все его элементы проходят канальцы, [показать] сквозь которые продергивается шелковый шнур. Длину шнура позволяет регулировать узел под дном изделия.
Инро делались из дерева, слоновой кости, кости, лака.
 
 
Лак использовался также для украшения инро, сделанных из других материалов.
 
 
Инро, подобно связанным с ним одзимэ (яп. 緒締め) и нэцкэ, с течением времени превратился из чисто утилитарного предмета в объект высокого искусства и потрясающего мастерства.
 
 
Преобладали коробочки в форме слегка выпуклого прямоугольника со сглаженными углами, они могут быть округлые в сечении и плоские. 
 
фигуративные – в виде веера, черепахи и т. д. Большим размером отличались инро актеров и борцов,
 
 
маленькие предназначались для детского праздничного костюма,
крошечные служили игрушками. 
 
 
нэцкэ – это фактически противовес на другом конце шнура.
 
Карманов японский костюм не имел, шнур инро перекидывался через пояс, и нужен был какой-то брелок – зацепить за пояс и уравновесить тяжесть предмета, который хотелось иметь при себе, но не в руках. 
 
 
По шнуру между коробочкой и нэцкэ скользила крупная бусина – одзимэ (от о – «шнур» и симэру – «сжимать, затягивать»). 
Ясно, что назначение бусины – стягивать шнур над крышкой инро и фиксировать его в закрытом положении. Для одзимэ часто использовался коралл, якобы разбивающийся в присутствии яда.
 
Нередко ансамбль инро, одзимэ и нэцкэ изготавливался как единый, но в любом случае его элементы должны были сочетаться по формам, материалу и сюжету.
Абсолютное большинство инро изготовлено из лака на деревянной основе. Ранние инро оформлялись в китайском стиле красным или черным лаком. Изображались на них драконы, стилизованные растительные мотивы, придворные сцены и благопожелательные иероглифы. 
В начале 17 в. под влиянием стилей великих национальных художников-декоративистов Коэцу и Корина в декоре инро появились лаконичные, свободно льющиеся по поверхности мотивы – растения, фантастические и реальные животные, предметы (веера, повозки и др.).
 
В 19 в. общепринятым стал золотой фон, а на место цветных лаков пришла инкрустация. Некоторые инро этого времени выполнены целиком из дерева, кости или металла; встречаются акулья кожа, кора вишни, хрупкие стекло и фарфор, пористый древесный гриб.
 
 
Сохранившийся до наших дней ансамбль встречается редко.
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Инро, одзимэ и нэцкэ | Ledy_Nordlik - K.V. | Лента друзей Ledy_Nordlik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»