Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.
Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.
В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней
– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.
В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.
Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.
7 принципов «средней» ступени финского образования
1. Равенство:
– школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.
Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
– всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
– родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
– учеников.
Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.
– учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.
– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).
2. Бесплатность:
Кроме самого обучения, бесплатны
– обеды
– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность:
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность:
Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие:
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
С этим принципом тесно связаны два других:
6. Добровольность:
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.
7. Самостоятельность:
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.
Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.
Школа, школа, ты мне снишься
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
1. Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».
2. Чему учимся?
1–2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7–9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
3. Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни:
– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Первый раз в первый финский класс
Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!
Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.
Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.
Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.
Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
Наталья Киреева, Хельсинки
Круто изменили учебный процесс в школе Saunalahti, которая находится в финском городе Эспоо. Начнем с того, что само здание выглядит весьма феерично: при взгляде на него и не подумаешь, что это школа. Больше похоже на музей современного искусства. Здесь архитекторы из VERSTAS Architects отошли от скучной планировки и разделения на классы.
На 10500 квадратных метров находятся начальная и средняя школы, дошкольное отделение, дом молодежи, театральный зал, столовая, библиотека, спортивный зал и многое другое. Обучение проходит в расслабленной атмосфере. Каждый ребенок сидит как хочет и где хочет, а общение между учениками во время урока поощряется.
Большинство уроков строится на командно-проектной работе. На офисном стуле на колесиках, отрегулированном по росту школьника, можно откатиться в любой конец класса. Желающие могут прилечь на диванчик, придвинув к себе приставной столик для ноутбука. Роль классной доски выполняет ноутбук, подключенный к общей сети.
Столовая — это место встречи всех участников образовательного процесса. Также там находится сцена. Во время концертов, встреч, праздников и фестивалей столовая становится большим зрительным залом.
Школьный двор максимально подготовлен для того, чтобы дети могли гулять на большой перемене. Он разбит на площадки для разных возрастов.
По вечерам школа превращается в досуговый и спортивный центр для всех жителей микрорайона. Здесь открываются мастерские, спортивные залы и клубы по интересам.
Для отделки интерьеров и фасадов здания архитекторы использовали экологичные природные материалы, которые создают комфортную теплую атмосферу. Наружная кирпичная кладка школы с обучающей целью положена разными способами, местами беспорядочно, чтобы детям хотелось пощупать кирпичи. А там, где можно порезвиться и отвлечься (в вестибюле, на лестничных площадках), стены раскрашены в яркие цвета. У каждого класса свой холл особого цвета, заблудиться невозможно.
Открытые пространства тесно связаны с площадками внутреннего двора, выделенными для каждой возрастной группы, но являющиеся частью единого целого. Создатели проекта считают, что если поставить забор, то любому ребенку захочется бунтовать, поэтому в школе двор открытый. И, конечно, нет никаких охранников и рамок металлоискателей. Да, есть видеокамеры, но меры безопасности незаметны.
Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Галереи для учащихся расположены вдоль окон, выходящих в школьный двор. Так дети не чувствуют себя запертыми в четырех стенах.
В таких школах, которые отошли от классической формы обучения, у детей активно повышается успеваемость и снижается количество неврозов, свойственных школьному возрасту. Кроме того, они меняют социальную ситуацию в районе в целом, потому что дают людям развиваться в любом направлении в мастерских, клубах по интересам и спортивных комплексах.
ОЛЕГ ХОХЛОВ
Еще в 60-х большинство финнов учились в школе всего шесть лет. Задавшись целью построить систему бесплатного общего образования, Финляндия неожиданно для себя за несколько десятилетий сделала свои школы лучшими в мире. Впрочем, сейчас им предстоит реформа — на первых строчках международных рейтингов финских школьников начинают теснить китайские.
День знаний
Половина десятого. В школе хельсикнского района Виикки только что закончился первый урок, и сейчас старшеклассники собираются в актовом зале. Обязательное общее собрание во время первой перемены — ежедневный ритуал. Когда в амфитеатре почти не остается свободных мест, огромный экран на сцене загорается темой сегодняшней встречи — "Творчество Уильяма Шекспира".
После короткой лекции детям показывают фрагмент фильма "Ромео + Джульетта" — сцену на балконе. Естественно, никакого перевода: в старших классах все свободно говорят по-английски (собственно, и телевидение в Финляндии кино на английском показывает с оригинальной звуковой дорожкой и субтитрами). Зал аплодирует, когда Ди Каприо и девушка, играющая Джульетту, оказываются в бассейне. На этом — все, перемена закончится через пару минут.
Это большая школа (почти тысяча учеников), и у нее особый статус: Viikki Teacher Training School — один из центров подготовки учителей. Около ста преподавателей в штате, еще около двухсот — студенты-практиканты. В пяти минутах находится кампус Университета Хельсинки, который курирует школу. Но утренняя ассамблея — это не ноу-хау образцового учебного заведения. Заместитель директора школы Виикки Марья Мартикайнен объясняет мне, зачем нужны такие мероприятия. Оказывается, просто чтобы у всех было хорошее настроение. Успеваемость или вопросы дисциплины на таких встречах не обсуждают.
Урок математики в седьмом классе. Лохматый учитель в свитере с оленями и мешковатых джинсах, похожий на героя мультфильма, сначала рассказывает, что такое проценты, потом вместе с учениками решает логическую задачу. На необитаемом острове найден мертвец с обломком карандаша, зажатым в руке. Откуда он там взялся? Мне кажется, и Александр Друзь с Борисом Бурдой если бы и догадались, то не сразу. Правильный ответ: этот несчастный летел с товарищем на воздушном шаре. Шар начал падать, и, когда все мешки с песком уже были выброшены, путешественникам пришлось тянуть жребий. Выпрыгнул тот, кому достался короткий карандаш.
Это не задача из учебника. Просто учитель Пааво Пулккинен считает, что в классах с седьмого по девятый логические задачи позволяют сделать занятия (у него они продолжаются 75 минут) "более ритмичными". На решение ребуса отводится пять--десять минут, в течение которых учитель отвечает только "да" или "нет" на вопросы учеников, пытающихся раскрыть обстоятельства таинственного происшествия. Другой преподаватель, объяснили мне, может делать акцент на чем-то еще. Дело в том, что ни общей программы, ни единого списка разрешенных учебников в Финляндии нет. А еще в финских школах не бывает чиновничьих проверок. И да, еще в Финляндии нет рейтинга школ (от подобной практики отказались в начале 1990-х).
Классные комнаты выглядят, в общем, тривиально. Меня до глубины души поразил лишь кабинет музыки, в котором гитар было больше, чем в иных музыкальных магазинах. Совсем еще маленькие дети всем классом исполняли песню из фильма "Титаник". Пели только две девочки — миниатюрная блондинка и ученица в хиджабе. Но играли на чем-нибудь все без исключения. Несколько человек — на акустических гитарах, одна девочка — на басу, другая — на фортепиано. За барабанной установкой тоже сидел ребенок. Поскольку явные способности к музицированию есть, видимо, все же не у всех финских подростков, нескольким ученикам выдали бубны.
Конечно, в конце 1990-х в школе на окраине Москвы меня окружали другие декорации. У нас не было жалюзи, которые бы идеально пропускали свет, даже если их полностью закрыть, не было проектора и смарт-доски. Но сейчас все эти прекрасные вещи появляются даже в не самых престижных школах, а в лицее N1535, где я учился последние четыре года, лучшем в городе, согласно официальному рейтингу, было приятно находиться и десять лет назад. Сейчас, после ремонта, он ничем не уступает школе в Виикки.
И все-таки в финской школе все по-другому. Рядовой урок проводят сразу три преподавателя. Пааво Пулккинену, математику в смешном свитере, помогают педагог-воспитатель и девушка-студентка. В обычной финской школе преподавателей было бы двое. У финнов нет школ для одаренных детей, нет более или менее сильных классов, а инклюзивное обучение существует не в качестве эксперимента во славу гуманности — это общая практика. Почти все дети независимо от способностей или особенностей развития учатся вместе. Педагог-воспитатель иногда подсаживается к тем, кому, например, трудно сосредоточиться, чтобы помочь, и их присутствие на уроке никому не мешает.
Проведя в классе некоторое время, обращаешь внимание на отношения между учителем и учениками. Выпускнику среднестатистической российской школы они покажутся очень неформальными. Детям не запрещают переговариваться друг с другом. При этом, что удивительно, этой возможностью никто особенно не злоупотребляет. Некоторые то и дело заглядывают в смартфоны, которые здесь нет необходимости прятать под парту.
Заместитель директора школы Марья Мартикайнен объясняет, что, хотя в некоторых школах это и не приветствуется, она своих учеников на уроках немецкого телефоны отключать не просит — в конце концов, их родители, оказываясь на каких-нибудь конференциях, тоже любят зарыться в фейсбук. В финской школе дети могут называть преподавателя по имени, а молодые учительницы одеваются так же, как их ученицы, и не прячут татуировки.
Как все это сказывается на качестве знаний? Кажется, положительно. По крайней мере, система школьного образования в Финляндии уже много лет занимает первые места в международных рейтингах.
Школьные формы
Главный инструмент сравнения качества школьного образования в разных странах — исследование PISA (Programme for International Student Assessment), которое раз в три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оцениваются три дисциплины — математика, естествознание и чтение. В исследовании участвует 500 тыс. 15-летних школьников из 65 стран. У этой системы, как и у любого международного рейтинга, есть много критиков, однако на нее принято ориентироваться. Первые результаты PISA были опубликованы в 2001 году. Финны заняли первое место и с тех пор всегда оставались лидерами.
Школьное образование у финнов делится на три ступени: начальная школа (первый--третий классы), средняя (четвертый--шестой классы образуют ее младшую ступень, седьмой--девятый классы — старшую) и старшие классы (десятый--одиннадцатый), в которых учатся не все. В школе Виикки дети разных возрастов учатся в одном большом трехэтажном здании, но таких школ в Финляндии не много, менее полусотни. Большинству детей за время учебы приходится сменить несколько разных заведений. Общеобразовательных школ разных ступеней — более 2,5 тыс. (в прошлом году в них училось 520 тыс. детей), гимназий, в которых есть старшие классы,— менее 400 (в них в прошлом году было более 100 тыс. учеников). В последние годы и тех и других становится меньше. Например, прошлый учебный год не пережили 74 школы. В сельской местности с каждым годом все меньше детей — в большинстве закрывшихся школ было менее пятидесяти учеников.
В Финляндии дети учатся пять дней в неделю. Число уроков может быть разным, но важно, чтобы их не было больше семи. В остальном строгих правил нет. В младших классах обычно бывает примерно 20 занятий в неделю, в средних — 30, в старших — 35. Урок, как правило, продолжается 45 минут (перемены — по 15 минут, в полдень — получасовой перерыв на обед). Впрочем, некоторые преподаватели старших классов практикуют и 75-минутные или даже полуторачасовые занятия, как в университетах. Те, кто после девятого класса поступает в школу старшей ступени, в значительной степени свободны в определении своего расписания. Их расписание — это конструктор, который они составляют из шестинедельных курсов.
У финнов есть национальная школьная программа — National Core Curricula. Она регламентирует только то, чему нужно научить, но не то, как именно это следует делать. Считается, что учителю виднее. Финны вообще очень гордятся своими педагогами, особенно тем, что для работы со старшеклассниками необходима степень магистра. Хотя зарплата преподавателей по финским меркам не особенно высока (около €3 тыс. в месяц), специальность считается одной из престижных. После получения диплома можно несколько лет работать внештатным замещающим педагогом в ожидании того дня, когда откроется подходящая вакансия.
В младших классах оценки детям не ставят, в старших — только по итогам пройденных курсов. "Большое количество оценок сделает школьную систему соревновательной, однако в современном мире в этом нет необходимости: сейчас мало профессий, в которых вы можете быть одиночкой, практически во всех сферах требуются навыки командной работы",— объясняет Кристиина Волмари, руководитель отдела статистики и международных связей Финской национальной комиссии по образованию. За все время учебы финские школьники сдают единственный экзамен — на аттестат зрелости по окончании старшей школы. Набранные баллы учитываются при поступлении в университет наряду с результатами вступительных испытаний.
После окончания девятого класса лишь немногим более 50% учеников остается в школе еще на два (или три) года, кто-то вообще прекращает учиться, около 40% идут в профессиональные училища. В этом, в общем, нет ничего удивительного: в финской высшей школе, в отличие от российской, нет строительных факультетов или, например, факультетов туризма. Рабочим специальностям учат в колледжах, по окончании которых можно поступить в один из политехнических институтов, чтобы получить инженерную специальность.
Одно из крупнейших в Финляндии профессиональных училищ — Helsinki Vocational College. Пообедав в его учебном ресторане (в зале много живущих по соседству пенсионеров, которых привлекают низкие цены), отправляюсь в корпус, где готовят строителей и рабочих. В российских ПТУ мне в последнее время бывать не приходилось. Мой новый знакомый — студент-строитель Энди Кинг — уверяет, что по крайней мере у его питерских друзей все по-другому. Энди прекрасно говорит по-русски. Он с детства знает четыре языка: украинский и русский — благодаря маме-киевлянке, финский и английский — благодаря папе, бывшему пилоту Finnair. В колледже он учит шведский (это второй государственный язык, и как минимум в течение трех лет его изучают все финны).
Мы поднимаемся на второй этаж огромного здания, и это — что-то невероятное. Здесь целая деревня, состоящая из десятков карликовых зданий,— убедительная демонстрация финских технологий деревянного домостроения. Дом и беседку, которые мы обнаруживаем в одном из залов, Энди и его друг сделали на продажу — у них собственное дело. Это один из вариантов производственной практики: можно устроиться в какую-нибудь компанию, а можно работать самостоятельно. Колледж помогает с регистрацией и бухгалтерией, а налоги, если студенту нет 18 лет, платить не нужно. Больше нескольких тысяч евро за год заработать не удастся, но на практике в компании не было бы и этого — только проездной и бесплатные обеды. В следующем году Энди поедет на стажировку в Лондон, после возвращения получит диплом и поступит в политехнический институт. С рабочей специальностью он смог бы зарабатывать €2-3 тыс., а когда станет инженером (чтобы получить степень магистра, учиться нужно будет еще примерно пять лет) — до €10 тыс.
Китайская грамотность
Всего полвека назад многие финны учились в школе только шесть лет. Школы средней ступени, после которых принимали в профессиональные учебные заведения, и тем более школы, готовившие к поступлению в высшие учебные заведения, были только в крупнейших городах. Почти все они были частными. Создание современной системы началось в 1960-х, при этом даже спустя десять лет не более трети детей продолжали учиться по окончании средних классов. Структура школьного образования, близкая к той, которая у финнов сейчас, сложилась лишь в середине 1980-х.
Краеугольный камень системы — равный доступ к бесплатному школьному, профессиональному и высшему образованию для всех граждан. Министр образования и культуры Криста Киуру объясняет отсутствие рейтинга школ тем, что в Финляндии все школы, в общем-то, одинаковые. Гимназии, конечно, могут специализироваться на тех или иных дисциплинах, но качество образования везде примерно на одном уровне — что в Хельсинки, что в каком-нибудь городке в Южной Остроботнии. "Мы не идеальны, и, например, на юге Хельсинки проблема выбора школы все-таки может быть актуальной,— уточняет Кристиина Волмари из Финской национальной комиссии по образованию.— Это происходит из-за детей мигрантов. Дело не в том, что некоторые родители — расисты. Просто многие опасаются, что учителю придется слишком много времени и внимания уделять детям, для которых финский не является родным языком. Мы пытаемся решить эту проблему, вербуя в такие школы лучших учителей".
В 2000-е финские школы, названные лучшими в мире, превратились в центры паломничества чиновников, экспертов и преподавателей из разных стран. Сами финны стали самыми желанными гостями на международных образовательных форумах. В конце прошлого года в этой красивой истории случился неожиданный поворот. В очередном исследовании ОЭСР Финляндия заняла первое место только в Европе, а среди стран, входящих в ОЭСР,— лишь третье, среди всех государств, где проводились тесты — вообще седьмое. Особенно сильно ухудшились результаты теста по математике: финны заняли только 12-е место (три года назад они были шестыми).
Фавориты общего зачеты — китайцы. Вся КНР в исследовании пока не участвует, но Шанхай, Гонконг и Макао заняли первое, второе и третье места в общем зачете. На четвертом и пятом — соответственно Тайвань и Сингапур. За ними — Южная Корея и Япония. И только после японцев — финны (сразу за ними — Эстония и Лихтенштейн, российские школы — сразу после шведских, на 39-м месте).
После публикации результатов PISA министр образования и культуры Криста Киуру анонсировала реформу финской системы образования. Китайский опыт перенимать не планируется. "Мы — финны. Мы не можем идти за ними. Нам не нужны школы как в Азии. Нам нужно, чтобы наши школы побеждали в рейтингах",— говорит министр. На Западе пока настороженно относятся к опыту азиатских стран. Считается, что они достигают результатов за счет зубрежки и строгой дисциплины. "Мы не можем знать наверняка, какие именно знания понадобятся нашим ученикам. Важны не конкретные знания, а навыки, позволяющие их получать",— говорит Олли Вестеринен, научный работник департамента педагогического образования Университета Хельсинки.
Криста Киуру и ее коллеги видят свою главную проблему в том, что в последние годы дети теряют интерес к знаниям. "Послевоенное поколение было более материалистичным: у финнов ничего не было, все были готовы много работать. Современная молодежь мечтает о путешествиях",— говорит Кристиина Волмари. Особое беспокойство вызывают мальчики. Если бы тесты PISA проводили только среди девочек, Финляндия удержала бы первое место.
Одно из предстоящих изменений — новая программа подготовки к школе. Сейчас в финские детские сады отдают 60-70% детей. В группах для шестилетних детей, которые готовят к первому классу, занимаются почти все — 98%. Дискуссия о том, сколько времени в этом возрасте нужно посвящать занятиям, ведется давно, но сейчас она фактически завершена. Детские сады переданы из Министерства здравоохранения в Министерство образования и культуры, в этом году будет создана новая программа общего образования. К 2016 году образовательные учреждения должны будут составить собственные учебные планы на ее основе.