[250x325]
В существующей разнообразной литературе о святом Царе-мученике Николае II до настоящего времени остается один чрезвычайно существенный пробел, вследствие которого как на уровне массового сознания, так и среди ученых (историков, богословов и др.) нет полного понимания масштабности этой личности. С одной стороны, давно уже (начиная с монографии академика С. С. Ольденбурга) существуют солидные академические исследования, камня на камне не оставляющие от той изначально лживой мифологии о последнем Царе, которая еще при его жизни сложилась среди так называемой «либеральной интеллигенции», а затем уже была доведена до откровенно патологических форм в историографии советского периода. Впрочем, рецидивы этой идеологии, к сожалению, до сих пор переполняют школьные и вузовские учебники в России (об Украине вообще умолчим - здесь раскавыченные высказывания Ленина и К° о Царе и его правлении по прежнему процветают даже на академическом уровне, как и пятьдесят лет назад).
С другой стороны, существуют написанные уже в наше время глубокие историософские работы, в которых точно проясняется антихристианский смысл свержения православной Монархии, а тем самым, и особый смысл мученичества последнего Царя. Среди авторов таких работ наиболее известны протоиерей Александр Шаргунов и Олег Платонов. Соответственно, именно эти два аспекта - праведность личной жизни Царя и его мученическая смерть - и были главными аргументами его канонизации (помимо мироточения икон, молитвенной помощи и других чудесных явлений). Они же и наиболее распространены в массовом сознании верующих.
Вместе с тем, и среди православных людей, и тем более среди неправославных (особенно тех, кто до сих пор одурманен либеральными и советскими псевдоисторическими мифами) по-прежнему возникает вопросы о тех или иных сторонах деятельности Царя, которые могут представляться якобы «ошибочными» или, во всяком случае, никак не связанными с его личной праведностью. Тем самым, в сфере своей главной - государственной - деятельности монаршего служения Николай II многим православным людям представляется лишь в качестве честного «самого большого чиновника» и не более того. Такой совершенно ошибочный взгляд основан на недоразумениях двух видов: 1) на незнании целого ряда исторических фактов и обстоятельств; 2) на незнании экклезиологического смысла монаршего служения, который определяет совершенно особый тип деятельности и государственного правления православного Царя, в корне отличающий его от деятельности светских правителей: президентов, премьер-министров и т.д. Недоразумения относительно деятельности святого Николая II, весьма распространенные даже среди широко эрудированных православных людей, связаны с тем, что они не особенно сведущи в самой природе царской власти и по наивности рассматривают Царя лишь как своего рода «президента с православным вероисповеданием». Все эти недоразумения весьма ослабляют позицию православных в диалоге с современным обществом по историческим и политическим вопросам, и поэтому требуют незамедлительного исправления.
В этом анализе будет рассмотрен ряд ключевых аспектов и событий в деятельности святого Николая II, указывающих на особый характер его правления, строго соответствующий экклезиологическим определениям сущности власти Православного Монарха. Часть из этих аспектов и событий широко известны, но подвергаются систематическому оболганию, начало которому положили антирусские СМИ еще при жизни Царя. Другие, наоборот, остаются малоизвестными именно потому, что оболгать их было бы намного труднее ввиду очевидной праведности (например, как заявил один из членов Временного правительства, переписку Царя и Царицы опубликовать нельзя, т.к. народ, прочтя это, станет почитать их как святых[2]). Обобщая сущность всей государственной деятельности Царя, академик С.С. Ольденбург писал: «Вера в Бога и в свой долг царского служения были основой всех взглядов императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем, что он отвечает за них перед престолом Всевышнего»[3]. Но для того чтобы показать, как различные действия и связанные с ними события выражали праведность служения Николая II как Православного Царя, следует напомнить основные экклезиологические определения царской власти.
-=Продолжение читать здесь=-