Немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке.
Школьная тетрадка 16-летней Мерет однажды оказывается исписанной не упражнениями, а гротескными идеями и умозаключениями. "X = заяц", – это необычное уравнение Мерет рисует в красно-белой гамме. На что отец девушки, врач по профессии, отправляет дочь на консультацию к другу - знаменитому психиатру Карлу Густаву Юнгу (Carl Gustav Jung). После беседы с "пациенткой" светило психоанализа успокаивает коллегу. Просто его дочь, сообщает Юнг в письме, изучая окружающий мир, делает собственные выводы. Это длительный процесс, предполагает врач, который, вероятнее всего, со временем приобретет еще более глубинный характер
.В 18 лет Мерет бросает школу, покидает семью, живущую в Швейцарии, и отправляется в Париж, чтобы стать там художницей. На брегах Сены юная девушка действительно учится живописи. Но гораздо интереснее учебы - художники-мужчины, сплошь - сюрреалисты. Макс Эрнст (Max Ernst), Жан Арп (Hans Arp), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), Курт Зелигман (Kurt Seligmann) вскоре становятся ее "братьями по разуму". Объединяет их то самое нестандартное мировосприятие, которое юная Мерет пару лет назад облекла в форму "заячьего уравнения".
Мерет Оппенгейм смирилась с "мужской природой" сюрреализма как с обычной исторической практикой. Будучи свободной от предрассудков, она считала, что ничего оскорбительного в условиях приема женщин в ряды сюрреалистов нет. Роль женской "музы", которую она играла перед фотокамерой Ман Рея, можно рассматривать просто как попытку помочь мужчине преодолеть в себе женское начало.
Знаменитая швейцарка была не только любимой моделью для фотографий Мана Рэя в стиле ню. Именно она в 1936 году создала реди-мэйд-объект «Меховой завтрак», ставший символом и квинтэссенцией сюрреализма. Как-то Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из проволоки с мехом. Художница с юмором заявила, что практически любую вещь можно покрыть мехом: «Даже эту чашку с блюдцем» — и воплотила это утверждение в арт-объект, обыграв несовместимость разных видов чувств: мех приятен коже, но отвратителен языку.
Ранний успех сыграл с ней злую шутку. Художнице досталась долгая депрессия из-за неспособности превзойти свой дебют. Для преодоления которой потребовались годы, замужество с коммерсантом, тяжелые поиски новых способов для самовыражения и недюжинная сила характера.
Das Leiden дер Genoveva, 1939
|
|
[показать]
В 1985 году, практически за полгода до погибели, к ней пришло и запоздалое «академическое признание». Берлинская Академия искусств уже совершенно на короткий срок приняла Мерет Оппенгейм в свои члены.
(1894–1954)
Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». В то время как большая часть талантливых женщин удостаивалась роли второй скрипки при своих мужьях, становясь их моделями, помощницами или музами, неординарная Каюн уверенно пробовала свои силы в разных областях искусства. Писательница, фотограф, художник перформанса и скульптор, Каюн известна, прежде всего, своими автопортретами. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. Она настолько глубоко входила в эту роль, что многие зрители не сомневались: автор и модель — мужчина.
Писательница, актриса, художница и фотограф-самоучка. Настоящее её имя – Люси Рене Матильда Швоб. Тогда же в восьмидесятые сначала специалистам, а потом публике стали известны её многочисленные автопортреты (впрочем, большая часть работ Каон пропала во время войны), которые заставили говорить о ней, как о весьма своеобразной художнице, работающей с вопросами самоидентификации.
Как художник Каон находится вполне в русле сюрреалистических практик, занимается типичными сюрреалистическими вопросами и так же, как её коллеги, обожает куклу, манекен, автомат, искусственное в естественном и наоборот. Но то, что она является женщиной, неизбежно ставит её в особое положение. Женщина для сюрреалиста – это Муза, Медуза, объект вожделения, любовница или модель. Женщина-сюрреалистка, независимо от сексуальных предпочтений, неизбежно становится сама себе женщиной, сама себе мужчиной, сама себе субъектом и объектом и идёт дальше всех по этому пути.
Клод Каон (настоящее имя – Люси Рене Матильда Швоб) родилась 25 октября 1894 года в зажиточной еврейской семье. Её мать страдала душевной болезнью и содержалась в психиатрической лечебнице, а отец женился второй раз.
Марсель Швоб, известный писатель-символист и один из основателей «Меркюр де Франс» (в которой Каон неоднократно публиковалась), был родным дядей Клод.
В 1898 году Клод Каон пережила острый душевный кризис, после чего неоднократно лечилась от психических расстройств, предпринимала попытки самоубийства.
C 1908 по 1909 год была в любовной связи с Сюзанной Малерб (дочь второй жены отца), с которой не расставалась практически всю жизнь.
С 1911 года взяла себе мужской псевдоним, под которым и стала известна.
В 1919 году Клод познакомилась с Филиппом Супо (французский поэт и прозаик), скульпторами Ханой Орловой и Жаком Липшицем. Хана Орлова создала скульптурный портрет Клод Каон.
В 1918 году Каон поселилась в Париже, а в 1920 году они там жили уже с Сюзанной.
Клод писала и печатала рассказы и статьи в известном журнале «Mercure de France», была знакома с известными личностями: Анри Мишо, Робером Десносом, Сильвией Бич, Иваном Мозжухиным, Людмилой и Жоржем Питоевыми.
В 1929 году были опубликованы первые снимки Каон. Но помимо писательства и фотографии Каон увлекалась театром и выступала на театральной сцене как актриса.
В 1930 годы вошла в Ассоциацию революционных писателей и художников и в группу сюрреалистов, участвовала в их выставках в Париже и Лондоне.
В 1937 году вместе со своей подругой переехала на Джерси, где они жили как отшельники, а Клод под влиянием Сюзанны создавала серию фантасмагорических автопортретов.
Все творчество Клод пропитано поиском себя, сменой сексуальных ролей, она поднимает вопрос не только противопоставления женщины и мужчины, но и вопросы души, места человека на земле и в высших сферах.
В годы Второй мировой войны участвовала в Сопротивлении, распространяла антинацистские листовки, коллажи и прокламации.
В 1944 Клод и Сюзанну арестовали и приговорили к смерти. Сестры чудом избежали смертного приговора и в мае 1945 года были освобождены; но за время их заключения значительная часть работ Клод Кахун была уничтожена или расхищена. Клод планировала вернуться в Париж, к своей работе с сюрреалистами, но болезнь помешала этому сбыться. Она прожила на "Ферме без названия" до своей смерти в 1954 году.
[590x450]
[275x450]
[345x450]
[338x450]
[338x450]
[590x450]
[344x450]
|
Self-portrait as a young man, 1920
|
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать] [показать]
[показать]
[показать]
Источник: