«Я верю, что в будущем сон и реальность — эти два столь различных, по видимости, состояния — сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели» Андре Бретон
Я посвящаю этот пост только одной художнице, представительницы женщин-сюрреалисток, ФРИДЕ КАЛО. Художнице, которая оставила яркий след вопреки всему, спорная, яркая, до истерики откровенная и несчастная, обладавшая всем и ничем одновременно...
Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954) – всемирно известная мексиканская художница.
Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон появилась на свет 6 июля 1907 года в Койокане,(пригороде Мехико) и была третьим ребенком из четырех дочерей Матильды и Гильмеро Кало. Мать была мексиканкой с индийскими корнями, а отец евреем с немецкими корнями. Именно отец, фотограф по профессии повлиял на мировозрение дочери, судьба которой сложилась куда страшнее, чем у ее сестер.
В шесть лет маленькая Фрида перенесла полиомиелит.
Болезнь иссушила ее правую ногу, поэтому Кало всю жизнь прихрамывала и прятала ногу под брюками или длинными юбками национальных платьев. Сверстники дразнили ее «Фрида — деревянная нога». А через 12 лет она попала в страшную автокатастрофу.
Тридцать две операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль. И первые шаги в живописи. Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать картины лежа. Автопортреты — то, что Фрида рисовала постоянно, потому что фактически она сама была единственным, что могла видеть, будучи прикованной к постели.
[показать]«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Без надежды 1945г
Одно из самых известных высказываний Кало, передающее весь смысл их отношений. А одна из самых известных картин на эту тему — «Всего несколько уколов». Кровавая постель и мужчина с ножом, стоящий над распростертым телом Фриды
Любви мексиканского мачо она добивалась долго. Диего был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами.Список его любовниц был огромен. И тем не менее, фрида дала клятву выйти за него замуж и родить от него сына.
Первое осуществилось - сексуальная хромоножка со слившимися бровями покорила сердце неприступного Диего и она стала женой знаменитого живописца.
А вот со вторым заявлением - родить ребенка , не получилось. В результате той страшной аварии три выкидыша и страшные после этого депрессии, которые усугублялись постоянными изменами мужа.
Госпиталь Генри форда 1935г
В конце концов Ривера совратил младшую сестру Фриды, что послужило их разводу.Но через год они поженились снова. Сама Фрида не была идеальной женой, пила, курила. материлась, и изменяла .
Один из известных романов - это связь с Троцким, который будучи в Мексике сначала сблизился с Диего на почве марксистских идей, а потом влюбился во Фриду В январе Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико, там их встречала Фрида. Диего был болен. Они поселились у Фриды в доме, которая своей гостеприимностью и обаянием пленила их. Троцкий увлекся Фридой, но роман их продолжался недолго.
Рисунок на собственном гипсе.
Но достаточно пока автобиографических сплетен , поговорим о ее творчестве...
В работах Фриды Кало заметно сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовоых цивилизаций Америки. ЕЕ творчество насыщено символами, однако в нем заметно и влияние европейской живописи, особенно в ранних ее работах проявилось подражание Ботичелли.
Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму.Основоположник сюрреализма Андре Бретон, путешествующий по Мексике в 1938 году был очарован картинами Кало, однозначно причисляя ее живопись к сюрреализму. Он предложил устроить выставку ее работ в Париже, но когда Кало приехала в Париж, то оказалось, что ее работы не забрали с таможни. Положение спас Марсель Дюшан и выставка все-таки состоялась, но 6 неделями позже.Отзывы были доброжелательные, одну картину купил Лувр, ее работы хвалили Пикассо и Кандинский, отмечая подлинный сюрреализм. Фрида, по натуре вспыльчивая ,не скрывала своей неприязни к " к чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам", однако все таки приняла участие совместно с Диего Риверо в 1940 году в Международной выставке Сюрреализма, но позже говорила. что никогда не была истинным сюрреалистом. " Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность"
Автопортрет "Рама" , который купил Лувр.
Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой, которые раскрывает замысел ее творчества.
Моисей (ядро создания) 1945г
[показать]
Девочка в маске смерти 1938г
Маленькая лань 1946г
Объятия вселенской любви 1949г
Четыре жителя Мехико 1938г
Сиделка и я 1937г
Две обнаженные в лесу 1939
Сувениры 1937г
Ее манеру писать критики называли смесью изящества агитационного плаката, базарной простоты и глубокой метафизики. Сюрреалисты считали художницу своей, но Фрида возражала: «Сюрреалисты рисуют сны, а я рисую собственную реальность».
Мое рождение 1932г
Мое платье там, или Нью-Йорк 1933г
Портрет Лютера Бербенка
Сон 1940г
Что дала мне вода 1938г
Fleur de la vie (1) 1943
Семейный портрет 1950-54
В последний период ( 1951 - 54 год) ее творчества написано написано много натюрмортов , в основном с фруктами...
Натюрморт с попугаем 1951
Эту картину она написала незадолго до смерти...Viva la vida -"Да здравствует жизнь!" Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав в конце: "Я весело жду ухода, и надеюсь никогда у не возвращаться.Фрида"
Болезнь прогрессировала, на свою первую персональную выставку Фриду доставили в коляске на машине скорой помощи. В зал она въехала улыбающаяся, с цветком в волосах и с сигаретой