[300x398]Ян Давидс де Хем (нидерл. Jan Davidsz. de Heem; апрель 1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) — нидерландский художник и сын художника Давида де Хеема. Предположительно ученик Бальтазара ван дер Аста.Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях. Некоторое время художник работал в Лейдене, в 1635 г. вступил в антверпенскую гильдию художников и в следующем году стал гражданином Антверпена. Около 1667 г. он вернулся в Утрехт, откуда и был родом, а в 1672 г. бежал в Антверпен от французов, захвативших город.Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся в почти всех крупных картинных галереях.Сын Яна де Хема Корнелис, родившийся в апреле 1631 г. в Лейдене, учился живописи у своего отца, работал в Гааге и Антверпене, умер в мае 1695 г. Он писал натюрморты с цветами и фруктами в стиле своего отца.
Still-Life
Vase of Flowers
Flower Still-life with Crucifix and Skull
Vase with Flowers
Fruits and Pieces of Seafood
Still-life
Still-Life with Bird-nest
Still-Life
Still-Life
Still-Life with a Peeled Lemon
Bouquet in a Glass Vase
Festoon of Fruit and Flowers
Festoon of Fruit and Flowers (detail)
Vase of Flowers
Fruit and Flower Still-Life
Flowers in Glass and Fruits
Fruit and a Vase of Flowers
Still-Life with Flowers and Fruit
Festoon with Flowers and Fruit
Still-Life with Fruit, Flowers, Glasses and Lobster
Still-Life
Still-Life with Fruits
Still-Life with Flowers and Fruit
Still-Life with Fruit and Lobster
Картины де Хема крупного горизонтального формата с изображением праздничных столов, архитектуры и условного пейзажа заставлены дорогой утварью и предметами щедрой трапезы. Типичное для голландских мастеров натюрморта понимание единства светотеневой и живописной среды (Питер Клас, Виллем Хеда) соединилось в творчестве Яна Давидса де Хема с чисто фламандским тяготением к изобилию и роскоши земных благ ("Натюрморт с десертом", 1640, Музей Лувр, Париж; "Натюрморт с лобстером", 1634, Городской музей, Штутгарт; "Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами", около 1660, Амстердам, Рейксмузеум). Де Хема многие признают величайшим мастером натюрморта в Голландин. Блестящие, сочные цвета на картинах художник и уверенная кисть заставляют предположить, что Ян Давидс де Хем изучал произведения Яна Вермеера. Де Хем был самым одаренным из семьи художников и вдохновлял живописцев натюрморта 17 и 18 веков, а также Анри Матисса, который так восхищался, в частности, работой Яна Давидса де Хема "Натюрморт с десертом", что сделал две копии с этой картины.Картина Яна Давидса де Хема "Натюрморт с десертом".Изобилие фруктов и экзотических угощений перемежается с набором богато украшенных кубков, кувшинов, винных бутылок на пышно накрытом столе. Это роскошное зрелище светится расточительными, щедрыми, чувственными красками и хотя и выглядит случайным, в действительности скомпоновано с великим тщанием. В Нидерландах того времени художники демонстрировали свое мастерство, живописуя широкое разнообразие предметов, часто с многозначным подтекстом и скрытым символизмом христианских, философских и метафизических идей. Эта картина являет, однако, чистое празднество чувств.
Eucharist in Fruit Wreath
Ян Давидс де Хем - крупнейший голландский мастер натюрморта.Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты " vanitas" с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Затем, в Антверпене, он оставляет спокойную упорядоченность форм, композиция становится шире, тона богаче, разнообразнее, в них нередко встречается сочетание красного с зеленым. Поздние работы художника, большие декоративные холсты, заполнены множеством предметов, поражающих разнообразием форм. В третьей четверти ХУ11 века Ян Давидс де Хем является центральной фигурой в живописи фруктов и цветов.Однако, если натюрморты де Хема приобрели большую, чем у голландцев, декоративность и динамичность композиции и цвета, в тщательности выполнения, в подробной детализации, в общей теплоте тона он остался голландцем и создал свой особый стиль, нашедший подражателей в обеих частях страны, на Севере и на Юге.Голландское искусство ХУ11 века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Сказанное относится даже к монументальной живописи, которая не являлась сильной стороной голландского искусства и где, казалось бы, больше был открыт доступ иностранным влияниям. Напротив, голландское искусство 1620 - 1660 годов само оказало воздействие на искусство стран Западной Европы, и в частности на Южные Нидерланды.Натюрморт - один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко.
[показать]
Student in his Study
Still-Life with Lobster and Nautilus Cup
A Table of Desserts
Голландский натюрморт XVII века отличается не только идеальным мастерством художников, подбором изысканных и красивых предметов, вкусно изображенных булочек, окороков, фруктов и омаров. В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. Каждый предмет как часть макрокосма, несет на себе многослойную смысловую нагрузку, как например, музыкальный инструмент - символ музыки, слуха, гармонии, или мимолетности бытии (музыка бесплотна и исчезает без следа) греховности человека, стремящегося к развлечению светской музыкой. Или, к примеру, часы, саквояж (чемодан), потухшая свеча, череп - аллегория бренности бытия, как обозначали их в то время: memento mori или vanitas (суета). Срезанные цветы в вазе, сорванные фрукты на тарелке, убитые звери - это мир, созданный Богом, но измененный и преобразованный человеком. Но также фрукты, цветы, мертвая птица, рыба или какие-нибудь морские гады - могли обозначать времена года или космологические циклы стихий - огонь, воду, землю и воздух.У натюрмортов того времени было также и морально-дидактическое истолкование. Подчас использовался воспитательный метод «от противного», когда показ пороков должен заставить зрителя задуматься о пути спасения. Изображение богато накрытых столов, изобилия, роскоши - все это призывало отказаться от излишеств, поделиться с бедными. О тщетности богатства в таких натюрмортах обычно говорят незаметные на первый взгляд символы: разбитый стакан, сломанная курительная трубка, догорающая свеча.Помимо распространения эмблематики - наследия средневековой культуры, нужно упомянуть и еще несколько увлечений голландцев, которые возникли непосредственно в XVII веке - это так называемые «тюльпаномания» и «раковиномания», а также собирание всевозможных диковин, привозившихся из экзотических стран. Ян Давидс де Хем в своем творчестве осуществил синтез фламандской и голландской школ, так как некоторое время он жил и учился в Антверпене. От фламандцев де Хем перенял огромные, многоплановые, пышные композиции, которые занимают целые комнаты, с живописной драпировкой, иногда с пейзажами на заднем плане. А от голландской школы художник воспринял важную особенность - внимание к каждому предмету.Одной из основных черт этой эпохи - эпохи барокко - была игра. Сохранились примеры игр-бесед, где победивший награждался титулом самого образованного и глубокомысленного участника. Художники в своих картинах тоже играли со зрителем - они без сомнения обращались не только к взгляду, но и к уму.
О натюрморте "A Table of Desserts" существует занятная история... Будто бы однажды ночью охранник, проходя через зал, где находится эта картина (дело было в Лувре), увидел тень, которая проскользнула в полотно, и услышал тихий стон задетой лютни… (все вспомнили фильм «Ночь в музее»?). Правда или байка, но занятно. Представьте, как хитрец де Хем иногда приходит сквозь картину в наш век одноразовой посуды, яблок с вживленными генами свиньи, макарон быстрого приготовления… Посмотрит на все это безобразие и сломя голову бежит в свой родной XVII век…
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/heem/jan/index.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Jan_Davidsz._de_Heem
http://www.artcyclopedia.com/artists/heem_jan_davidsz_de.html
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/259347/Jan-Davidszoon-de-Heem
http://www.rijksmuseum.nl/aria/aria_artists/00018379?lang=en