Это цитата сообщения
Я-Крис Оригинальное сообщение20-й век в цвете. Мир 100 лет назад и мир 90 лет назад
Хотя миллионы пластинок автохрома с 1907 г. находились в свободной продаже по всему миру, профессионально их использовали почти исключительно французы, причём в рамках одного проекта "Архивы планеты", который с 1912 по 1930 г. финансировал банкир-меценат Альбер Кан. Его коллекция из 70 тыс. пластин составляет большинство из ныне известных автохромов, поэтому мы будем смотреть на мир 1918 года глазами французских фотографов.
Пойдём мы по географическому принципу. И начнём. конечно, с Франции, которая в конце 1918-го пришла к своему триумфу - победно завершила Первую Мировую войну.
Площадь Согласия в Париже, 14 ноября 1918 г.:

Праздник Победы у парижской мэрии, ноябрь 1918:

Весь Париж был в знамёнах и трофеях, причём последние появились задолго до Компьенского перемирия.
Германие "Фоккеры" и "Альбатросы" на выставке трофеев в Париже, октябрь 1918:

Церемония напротив собора Нотр-Дам, 1918:

О войне в Париже напоминали не только трофеи, знамёна и люди в синих шинелях. Прифронтовой город тщательно готовили на случай прорыва германских войск, налёта Цеппелинов или обстрела из сверхдальнобойной артиллерии (была у гансов такая!)
Витрины магазинов покрыли такие замысловатые узоры (10 мая 1918):

Ворота Сен-Дени в Париже, защищённые на случай бомбардировки, Огюст Леон, 2 мая 1918:

Конечно, много внимания автохромисты уделяли документированию фронтовой жизни (см. наши выпуски про 1914, 1915, 1916, 1917 гг.). Кажется, к 1918-му эта тема успела порядком поднадоесть фотографам, но они могли пройти мимо бронированных чудищ, ставших новым зловещим символом Большой Бойни.
Британский танк в местечке Перрон близ Амьена, 1918:

Обломки британского танка Mark IV или Mark V с германской символикой, 1918:

Разбитый французский танк Schneider CA1, 1918:

Французский солдат, 1918:

На всём протяжении войны автохромисты Альбера Кана документировали не только события и приметы военного времени, и сцены повседневной жизни Парижа и Франции.
Площадь Республики в Париже на фото Огюста Леона (August Leon) 10 мая 1918 г.:

На улице Камбон в Париже, 1918:

Даже в трудную военную пору парижане не могли обойтись без цветов и развлечений.
"Гран Синема Плезир" на улице Рокетт в Париже, Огюст Леон, 14 мая 1918:

Канал Сен-Мартин в Париже, 1918:

Огороды парижан:

Сестры Helene и Denise Lauth в Эльзасе, фотограф George Chevalier, 1918:

Сборщик винограда в Бургундии на фото Огюста Леона (Auguste Leon), 1918:

Эдвард Бенеш, будущий президент Чехословакии на фото Огюста Леона (Auguste Leon), Франция, 26 мая 1918 г.:

Тот самый, которого так жёстко кинули западные друзья в Мюнхене.
За пределами Франции и европейского театра военных действия автохромисты тоже успели кое-что поснимать.
Римский колизей в 1918 . на фото Фернана Кювиля (Fernand Cuville):

Для колизея 100 лет - не срок, ничего в нём не изменилось, только теперь вокруг него водят хороводы толпы туристов, да холмик на переднем плане срыт за ненадобностью:

Собор Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции на фото Фернана Кювиля (Fernand Cuville), 1918:

Афонский монастырь (один из многих), фото Фернана Кювиля (Fernand Cuville), 1918:

Американцы на тот момент относились к автохрому как-то лениво, поэтому весь Новый Свет на этот раз будет представлен лишь двумя кадрами.
В 1918 г. весь Нью-Йорк, как и другие города США, был увешан призывами покупать военные блигации - "бонды свободы", фотограф J.D.Willis:

Дети в Джонс-Парк, фотограф Charles Zoller, 1918:

Неутомимые французские автохромисты добрались в 1918 г. и до Ближнего Востока, откуда англичане только что прогнали турок.
Fayz Bey el Azm, соратник принца Фейсала, который возглавил антитурецкое восстание в Аравии при содействии английского агента Лоренса Аравийского, г. Кувейра, фото Поля Кастельно, 1918:

Воины-бедуины в Акабе, Иордания, на фото Поля Кастельно, 28 февраля 1918 г.:

Курильщица трубки в Иерусалиме на фото Поля Кастельно (Paul Castelnau), 3 августа 1918 г.

Город Джедда в Аравии, фото Поля Кастельно, 1918:

Надеюсь, этот обзор помог читателям хоть немного представить образы мира 100-летней давности.
link
1928 год в цвете: мир накануне Великой Депрессии
1928-й - последний год процветания перед началом величайшего экономического кризиса в новейшей истории. Для СССР это был последний год НЭПа, в 1929-м начнётся "Великий перелом", но цветных фотографий страны того периода пока не выявлено. Потому будем смотреть остальной мир в красках, сохраненных для нас пластинками автохром.
К счастью, для 1928 года их оказалось довольно много. Во-первых, продолжался великий проект Альберта Кана (он прекратится в 1930-м из-за разорения банкира-мецената), во-вторых, цветные съемки на автохроме начал активно использовать американский журнал National Geographic, который контрактовал для этого лучших фотографов-автохромистов Европы и США.
Поэтому большинство представленных в подборке снимков имеют своё происхождение либо из "Архивов Планеты" Альберта Кана, либо из архива National Geographic Society/Corbis. Исторических событий почти нет, зато много этнографии.
Полицейский разруливает напряженное движение на Трафальгарской площади в Лондоне, 1928:
Чуть крупнееЭтот и нижеследующие английские снимки сделал для National Geographic Клиффорд Адамс.
Женщины покупают мороженное в Корнуэле, Англия, 1928:

Лайнер "Мавритания" в сухом доке, Англия, 1928:

Стильный почтовый ящик в Белфасте, Северная Ирландия:

Английский аэроплан 1928 года:

Пассажирский самолёт над побережьем Северного моря, Германия, 1928:

Этот снимок сделал фотограф Wilhelm Tobien для National Geographic.
Прелестный уголок Германии на реке Майн, снимок Вильгельма Тобиена 1928 г.:

Семья в Нижней Силезии позирует у своего дома, Вильгельм Тобиен, 1928:

Женщина наслаждается цветами в саду г. Баден, Германия, Вильгельм Тобиен, 1928:

Фрауенбург/Фромборк в Восточной Пруссии, Вильгельм Тобиен, 1928:

Гвардейцы в старинных костюмах на День Корпус Кристи в австрийской Каринтии:

Опять Wilhelm Tobien для National Geographic.
Германский город Любек около 1928 г.:

Афишная тумба в Бельгии, 1928:

Снимал Paul G. Guillumette для National Geographic.
Югославский г. Сплит в 1928 г.:

Вид с другого ракурса:

Римская арка на Аппиевой дороге, Италия, 1928:

Снимал Hans Hildebrand для National Geographic.
Его же снимок с Пизанской башней в 1928-м:

Эпоха заметна только по конным экипажам.
Пахота на быках в Перудже, Италия, 1928:

Это тоже снимок Гильденбранда.
Стокгольм в 1928-м:

Снимал Gustaf Cronquist.
Арки на главной улице Мореллы, Испания, 1928:

Снимал Jules Gervais Courtellemont.
Арабские дети в Алжире готовятся к чаепитию, 1928:

Ещё алжирские дети 1928-го:

Снимал Gervais Courtellemont.
Танцоры Бова в Тибете, 1928:

Снимал Dr. Joseph F. Rock для National Geographic.
Тибетский бог смерти Яма танцует на ступенях храма, 1928:

Снимал Dr. Joseph F. Rock для National Geographic.
Город Удаипур в Индии, снимок датирован 1927-1928 гг.:

Женщины в традиционной одежде на о. Бали, Нидерландская Индия, 1928:

Снимок сделал фотограф Franklin Price Knott для National Geographic.
Знаменитый камбоджийский храмовый комплекс Ангкор Ват в 1928 г.:

Снимал Gervais Courtellemont для National Geographic.