Это слово буквально с пеленок знает каждый гражданин родившийся в СССР.
Тем не менее, познания о нем как правило, скудны: колыбель революции, бывший институт благородных девиц. А вот кем были его обитательницы, как попадали в Смольный и в чем, собственно, стояло их воспитание, сегодня уже мало кому известно.
В те времена в России исконно правил «Домострой», по которому женщине отводилась роль домохозяйки и не более.
Даже для аристократок светская жизнь ограничивалась лишь балами и приемами, а политикой и делами мужчин они как бы не интересовались.
Так было до воцарения Екатерины II, которая решила провести в жизнь модную поговорку: «Мужчина голова, но женщина шея. Куда шея повернет, туда голова и смотрит».
В общем, императрица решила через жен влиять на их высокопоставленных мужей.
С этой целью был издан высочайший указ об учреждении в стране «Воспитательного общества благородных девиц» – учебного заведения для представительниц дворянского сословия. Именно этот указ фактически положил начало женскому образованию в России.
преподавательский состав
Кстати, спустя всего год в Смольный стали принимать и девиц более низкого сословия. Не принимались только крепостные. Все зависело лишь от материального состояния семьи будущей воспитанницы. Самое интересное, что Смольный готовил вовсе не фрейлин или светских львиц, а именно образцовых жен для дворян Екатерининских времен.
Впоследствии учреждение переименовали в «Смольный институт благородных девиц».
В Смольном готовили будущую элиту самого высокого класса, но правила жизни и обучения были строже, чем в современном Суворовском училище, а ведь учащимися Смольного были не мужчины, а девочки!
Первый устав общества по заказу императрицы написал И. И. Бецкий. В регламенте строго прописывалась буквально каждая секунда нахождения воспитанниц в стенах Смольного.
Правила касались воспитания, обучения и молитвы. Не были забыты пища и форма одежды, праздничные собрания и даже требования к попечителям.
Предполагалось, что обучаться-воспитываться будет одновременно до 200 девиц «благородного звания». Самое неприятное было то, что девочки принимались на обучение в 4-6 лет и постоянно до достижения 16-18 лет проживали в Смольном.
Обучение не предусматривало каникул, а родителей благородные воспитанницы видели исключительно по выходным в строго отведенные для этого часы!
Полное обучение продолжалось 12 лет, которые делились на четыре «возраста». В первом «возрасте» девочек начинали обучать Закону Божьему, русскому и нескольким иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.
Словом, всему тому, что и сейчас проходят дети в начальной школе.
При переходе ко второму «возрасту» к перечисленным предметам добавляли историю и географию. Настоящие, серьезные науки появлялись в расписании занятий лишь на седьмой год обучения уже в третьем «возрасте». Это были словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика и физика.
Сами уроки проходили с 7 до 11 и с 12 до 14 часов. Причем умственные занятия обязательно чередовались с физическими упражнениями и прогулками на свежем воздухе. Экзамены проводились раз в три года во время перехода из одного «возраста» в другой.
Помимо учебы большое значение придавалось питанию, внешнему виду и, разумеется, поведению благородных учениц. Ни устриц, ни омаров с шампанским к столу не подавали. Питались воспитанницы скромно, если не сказать аскетично.
Их стол состоял из мяса и овощей, а в качестве напитков употреблялись исключительно молоко и простая вода.
Предполагалась и особая форма одежды. Самые младшие носили форменные платья кофейного цвета,
второй возраст – голубого, третий – серого и последний, четвертый, самый старший возраст – белого.
Кстати, фасон для старших разрабатывала лично императрица.
Интересно и то, что девочки, обучавшиеся за счет императрицы, облачались в зеленые платья, а воспитанницы, за обучение которых платили благотворители, обязаны были носить на шее ленту, цвет которой выбирался благотворителем.
Ежегодная оплата аристократической «казармы» составляла внушительную по тем временам сумму в 300 рублей, а иногда и больше, если ученица происходила из особо богатой семьи.
Тем не менее, несмотря на то, что воспитанницы Смольного жили на полном обеспечении, они остро нуждались в карманных деньгах.
Сегодня многие родители жалуются на «поборы» в детских садах и школах, но они существовали даже в опекаемом императрицы Смольном!
Например, многие классные дамы через горничных ставили в известность своих подопечных, какой именно подарок они хотят получить на праздник или именины.
За свой счет «смолянкам» приходилось приобретать туалетные принадлежности, обувь и одежду для балов, поскольку танцевать в казенной одежде и неудобных туфлях было попросту невозможно!
Даже за еду приходилось доплачивать. Рацион воспитанниц был настолько скуден, что еду им приходилось докупать. Мало того, делать это строжайше воспрещалось, и бедные девочки, чтобы съесть кусок колбасы, подкупали дворников, сторожей и горничных.
Особое внимание уделялось личному общению между классными дамами и их воспитанницами. Несмотря на общую строгость заведения, общаться с ученицами следовало кротко и благоразумно, категорически избегая бранных слов и тем более телесного наказания.
К провинившимся девочкам было дозволено применять исключительно «увещевания», «разъяснения» и «моральный укор».
Нередко подобные моральные наказания действовали не хуже физических. Если девочка шуршала на занятиях бумагой, мешая проведению урока, лист прикалывали к платью девушки на плечо.
Там же мог оказаться приколотым и незаштопанный чулок.
В целом выпускницы закрытого института всегда напоминали воспитанников детского дома, оторванных от реальной жизни.
Многие из них были убеждены в том, что если на балу приглашают на танец, то за этим обязательно должно последовать предложение руки и сердца.
Неудивительно, что на адаптацию к реальной жизни иногда уходили годы.
Несмотря на все лишения, образование в Смольном давалось отличное, не говоря о привитых светских манерах общения, которые, безусловно, были на высоте!
Не забывало руководство Смольного о своих подопечных и после окончания института.
12 лучших выпускниц награждались золотыми медалями, получали императорский золотой вензель, пожизненную пенсию и определялись ко двору Ее Величества!
Бедным воспитанницам Смольного из государственной казны было выделено 100 000 рублей на приданное. Со временем, в период правления Александра I, профиль института был несколько изменен. Он уже не готовил как при Екатерине II «профессиональных» жен для управления сановитыми мужьями, а превратился в обычную элитарную гимназию.
Его выпускницы могли преподавать в школе, а могли играть роль светской дамы.
последний выпуск
Февральская революция фактически упразднила это уникальное для России учреждение: уже летом 1917 г. учениц распределили в другие учебные заведения, а здание бывшего «Воспитательного общества благородных девиц» занял Петроградский совет.
Смольный монастырь является детищем императрицы Елизаветы. Именно она, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить на этом месте монастырь, в котором сама под конец жизни планировала быть настоятельницей.
А название Смольный уходит ко времени основания Санкт-Петербурга — тогда это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили деготь для нужд Адмиралтейской верфи. Именно тогда за этим местом закрепилось название «Смольное».