• Авторизация


Художник Юрий Сергеев 2 Часть 17-03-2023 05:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Рождество"

Рождество Христово— один из главных годовых христианских праздников.

Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в Xвеке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар— напиток из сушеных фруктов и медом и кутья— каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая— своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

Первым за стол садился отец, за ним— мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества:
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.

Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

«Как на Руси отмечали Рождество?»

Екатерина Елизарова

"Бабушкины наряды"

Очевидно, что невеста в традиционной культуре по определению не могла ассоциироваться с «сухим, бесплодным деревом».

Обилие шишек было важным сигналом: «много уродилось еловых шишек - к урожаю ярового, сосновых - ячменя».

Женщины, всегда стремящиеся выглядеть красиво (а в старину красивой считалась плодовитая женщина), в прошлом носили головные уборы, кокошники – шишаки, имитирующие верх ели, усыпанный шишками. А в Сербии невеста несла к венчанию за пазухой реальные шишки (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.463).

"Иконописец"

"Золотошвейки"

"Деревенская идиллия"

"Простая еда"

"Мысли о вечном"

"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"

Пир. “Князь Сереб­ря­ный”

А.К. Тол­стой

Вот как описывает парад­ный цар­ский обед, кото­рый дал Иван Гроз­ный для 700 оприч­ни­ков граф Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой.

«… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиялкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.

Этим начался обед.

Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.

Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. ….

…Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном

…Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле.

Отличились в этот день царские повара.

Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.

Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном

… Но вот, по зна­ку столь­ни­ков, убра­ли со сто­лов соль, перец и уксус и сня­ли все мяс­ные и рыб­ные яст­ва.

Слу­ги вышли по два в ряд и воз­вра­ти­лись в новом убран­стве….

Убран­ные таким обра­зом, они внес­ли в пала­ту сахар­ный крем­ль, в пять пудов весу, и поста­ви­ли его на цар­ский стол. Крем­ль этот был вылит очень искус­но. Зуб­ча­тые сте­ны и баш­ни, и даже пешие и кон­ные люди были тща­тель­но отде­ла­ны. Подоб­ные крем­ли, но толь­ко помень­ше, пуда в три, не более, укра­си­ли дру­гие сто­лы.

Вслед за крем­ля­ми внес­ли око­ло сот­ни золо­че­ных и кра­ше­ных дере­вьев, на кото­рых, вме­сто пло­дов, висе­ли пря­ни­ки, ков­риж­ки и слад­кие пирож­ки. В то же вре­мя яви­лись на сто­лах львы, орлы и вся­кие пти­цы, литые из саха­ра.

Меж­ду горо­да­ми и пти­ца­ми воз­вы­ша­лись гру­ды ябло­ков, ягод и волош­ских оре­хов. Но пло­дов ник­то уже не тро­гал, все были сыты. … “

В допол­не­ние — пара любо­пыт­ных фак­тов. Ока­зы­ва­ет­ся сам госу­дарь Иван Гроз­ный на сво­их пыш­ных, цар­ских обе­дах почти ниче­го не ел. По двум баналь­ным при­чи­нам: ока­зы­ва­ет­ся с моло­до­сти он стра­дал коли­том.

Но еще боль­ше он боял­ся быть отрав­лен­ным сотра­пез­ни­ка­ми, что весь­ма широ­ко прак­ти­ко­ва­лось в то вре­мя. Имен­но так была отрав­ле­на его мать — Еле­на Глин­ская. Поэтому, для самого царя блюда ставились на отдельный стол.

Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол.

Русский художник Юрий Сергеев                                                                    https://obiskusstve.com/1178855535427979885/hudozhnik-yurij-sergeev/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
мурзик49 22-03-2023-19:08 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Валентина-л-1, IMG_6028-(1) (280x280, 590Kb)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Юрий Сергеев 2 Часть | мурзик49 - Дневник мурзик49 | Лента друзей мурзик49 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»