• Авторизация


Сказочная красота, застывшая в камне или ещё одна выставка в музее Фаберже. 05-01-2023 07:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Петербургский музей Фаберже — один из моих любимых. Когда-то с него началось мое знакомство с самим феноменом частных музеев, и он же стал первым глотком свежего воздуха после ковидных ограничений. А теперь именно он подарил мне встречу с одним из интереснейших феноменов современного декоративного искусства — шедеврами отечественных художников-камнерезов."Скиф-кентавр", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019 г.: кремень"Скиф-кентавр", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019 г.: кремень                                                                               Вообще о наших мастерах из мира декоративного камнерезного искусства вспоминают редко, разве только когда речь заходит об исключительном гении Карла Фаберже: помните о его знаменитых маленьких зверушках, которые в конце XIX – начале XX были не менее популярны и востребованы, чем знаменитые яйца (часть из них была представлена на выставке в Эрмитаже, которой посвящена отдельная статья)? Когда-то именно он популяризировал это искусство, добился признания, хотя часто и обращался к помощи иностранцев, в частности к мастерской Дреера. Однако он отнюдь не был первопроходцем в этом направлении."Снегурочка", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019г.: талькохлорид, арагонит, кварц"Снегурочка", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019г.: талькохлорид, арагонит, кварц                                           История камнерезного дела началась в нашей стране, как водится, со «славных лет» Петра, тогда же ее центр из Петербурга (а точнее Петергофа, где была создана первая камнерезная мастерская) постепенно сместился на Урал — поближе к источникам материала.

Здесь же впоследствии и появлялись самые лучшие таланты, самые интересные и масштабные произведения, благо им было где найти применение: почти двести лет строек дворцов для императорской семьи и знати обеспечили постоянный и высокий спрос на их искусство.Чаша, Россия к.XIX века: серебро, алмазы, жемчуг, изумруды. эмаль, кварцЧаша, Россия к.XIX века: серебро, алмазы, жемчуг, изумруды. эмаль, кварц                                                                                   В этом отношении творчество Карла Фаберже скорее является вершиной — наивысшей точкой расцвета отечественного декоративного искусства. И долгое время я, к своему стыду, считала, что она стала не только его вершиной, но и завершением — к советским реалиям не только само понятие искусства применять крайне сложно, про декоративность вообще говорить не приходится, а о сомнительных «достижениях» некоторых современных отечественных художников я уже не раз писала на канале. И в этом смысле новая выставка в музее Фаберже стала для меня открытием.

«Русский эпос в камне» - небольшая экспозиция, целиком и полностью посвященная достижениям современных отечественных мастеров. Лишь несколько работ относятся к более ранним эпохам: небольшой стенд маленьких и изящных изделий фирмы Фаберже (дань истории и самому музею) и еще одна работа 1948 года, которая, наверное, является самой символичной и показательной."Урал кует победу", 1948 г.: яшма, долерит, поделочные камни, металл

"Урал кует победу", 1948 г.: яшма, долерит, поделочные камни, металл                                                                                             «Урал кует победу» - шедевр советских художников-камнерезов, показывающий и доказывающий, что исключительно декоративное в своей основе направление в советскую эпоху не только не исчезло, но и продолжало успешно развиваться и даже достигать определенных высот.

Да, сама работа, конечно, носит отпечаток времени и идеологии, но с технической точки зрения она является очень сложной, ведь в ней нашлось место сразу нескольким техникам: плоской мозаике, выпуклой мозаике, каменной пластике, созданию минералогических горок и др. Возможно в ней нет изящества и тонкости, присущей художникам более ранних эпох, но это — скорее традиции времени нежели отсутствие должной степени мастерства.

Это произведение — результат творчества выпускников Художественного профессионально-технического училища № 42 в Екатеринбурге. Во многом именно благодаря этому учебному заведению удалось сохранить и передать традиции отечественного камнерезного искусства."Скоморох на бочке", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018г.: яшма, кремень, газганский мрамор, агат, джаспилит, халцедон, окаменелое дерево, офит"Скоморох на бочке", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018г.: яшма, кремень, газганский мрамор, агат, джаспилит, халцедон, окаменелое дерево, офит                                                                                                                                                 Большая часть современных экспонатов, представленных на выставке, так или иначе связана с теми, кто когда-то учился в самом училище или у его выпускников (на выставке, в частности, представлены шедевры, созданные двумя мастерскими: «Камнерезный дом Алексея Антонова» и студией камнерезного искусства «Святогор»). И, как показывает остальная экспозиция, учился достаточно успешно и достиг невероятных высот.

Первое, что обращает на себя внимание в работах отечественных мастеров — красочность и невероятное внимание к деталям: переходя от экспоната к экспонату, получаешь чисто эстетическое удовольствие от изучения мельчайших элементов."Девушка с коромыслом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 год: моховой агат, магнетит, халцедон, кремень, шайтанский переливт, окаменелое дерево, хризопраз, металл"Девушка с коромыслом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 год: моховой агат, магнетит, халцедон, кремень, шайтанский переливт, окаменелое дерево, хризопраз, металл                                                                                                          То поражаешься кисточкам бахромы на платье девушки с коромыслом, то любуешься почти осязаемой мягкостью нежных изгибов лёгкой ткани, незаметно переходящей в морскую волну, из которой гордо выходит царевна-лебедь..."Царевна Лебедь", Студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топаз, аквамарин, бриллиант, металл "Царевна Лебедь", Студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топаз, аквамарин, бриллиант, металл                                                                                                                                           Или вдруг невзначай, почти случайно замечаешь миниатюрную фигурку снегиря, словно только что вспорхнувшего на охапку металлического хвороста, который несёт в руках обычная деревенская девчушка."Девушка с хворостом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015г.: агат, моховой агат, халцедон, кремень, яшма, кахолонг, магнезит, металл"Девушка с хворостом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015г.: агат, моховой агат, халцедон, кремень, яшма, кахолонг, магнезит, металл                                                                                                                                                                      Вот, например, в сущности простой сюжет: «Иван Грозный» - наверно, никто бы и не обратил особого внимания на эту скульптурку в ряду других, более масштабных и красочных экспонатов. Но если подойти ближе, можно заметить ее невероятно выразительные детали: смятую шубу, ткань ковра — их линии настолько естественны, что даже не верится, что это не ткань, а камень."Иван Грозный", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: газганский мрамор, агат, джаспилит, яшма, тигровый глаз, магнезит, мрамор"Иван Грозный", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: газганский мрамор, агат, джаспилит, яшма, тигровый глаз, магнезит, мрамор                                                                                                                                                                             Самое же очаровательное лично для меня — это тонкий, ажурный узор, украшающий белоснежный трон безумного царя...Любоваться им можно бесконечно долго — от подобного изящества у меня всегда замирает сердце и перехватывает дыхание..."Скиф", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018 г.: долерит, кремень, окаменелое дерево, сердолик, яшма, пирит, агат, металл

"Скиф", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018 г.: долерит, кремень, окаменелое дерево, сердолик, яшма, пирит, агат, металл

Подобная ювелирность работы поражает воображение, когда начинаешь понимать как создавались эти произведения — практически все из них выполнены в технике мозаики, при которой детали создаются отдельно и потом подгоняются друг к другу. Для этого необходимо точно подобрать оттенки камней, аккуратно выполнить все мельчайшие элементы, соединить их так, чтобы этого не было заметно... Это — безумно сложная и кропотливая работа."Саночки", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: моховой агат, кремень, арагонит"Саночки", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: моховой агат, кремень, арагонит                                                    Не случайно, что подобная техника хоть и появилась во времена античности, долгое время не пользовалась широкой популярностью: в средние века о ней забыли, потом в XVI-XVII веках начался новый виток ее славы при дворе итальянских герцогов, затем новый этап забвения, и наконец — очередной расцвет, связанный по-видимому, с тем, что один русский ювелир в поисках новых источников вдохновения случайно посетил выставку впервые открытых для публики коллекций этих самых итальянских герцогов, вот только имя у ювелира было не совсем русское — Фаберже."Охотник", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018 г.: моховой агат, халцедон, окаменелое дерево, яшма, кремень, металл

"Охотник", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018 г.: моховой агат, халцедон, окаменелое дерево, яшма, кремень, металл                                                                                                                                                                                                Именно Фаберже дал технике мозаики новое рождение и популяризировал ее. И вот сейчас мы можем наблюдать какого развития она достигла благодаря весьма органичному сочетанию многовековых традиций с современными техническими достижениями, а ещё — благодаря доброму и светлому обаянию старинных русских сказок и легенд..."Гусляр", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.:"Гусляр", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.:                                                                                                            Да, наверное, сами сюжеты экспонатов это — вторая ключевая особенность выставки, которая и привлекает большую часть посетителей. Дело в том, что маленькие, хрупкие скульптуры из бытовой жизни: охотники, ребятишки на салазках, девушки с хворостом и коромыслом, рыночные шуты и скоморохи — это лишь половина экспозиции. В них много теплой душевности, присущей всем хорошо знакомым образам из повседневной жизни давно ушедших эпох. Другую же часть экспозиции отличает совершенно иной характер..."Соколиная охота", студия камнерезного искусства "Святогор", 2017г.: моховой агат, яшма, кремень, окаменелое дерево, кремень"Соколиная охота", студия камнерезного искусства "Святогор", 2017г.: моховой агат, яшма, кремень, окаменелое дерево, кремень                                                                                                                                                                                                  Здесь с одной стороны присутствует высокомерная роскошь и безупречная красота истинных шедевров, а с другой — какое-то магическое очарование ярких образов и героев старинных былин, эпосов и почти легендарных исторических личностей, являющихся неотъемлемой частью того, что, наверное, можно назвать русскостью, родиной, ее духом, частью ее сути... Всего того, без чего не мыслима отечественная культура, ее история и традиции..."Князь Святослав", студия камнерезного искусства "Святогор", 2014 г.: долерит, моховой агат, нефрит, газганский мрамор, кремень, тигровый глаз, пегматит с кварцем, яшма, агат, металл"Князь Святослав", студия камнерезного искусства "Святогор", 2014 г.: долерит, моховой агат, нефрит, газганский мрамор, кремень, тигровый глаз, пегматит с кварцем, яшма, агат, металл                                                                                                      Так, словно по волшебству в камне внезапно оживают образы могучих русских богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, в существование которых почему-то хочется поверить именно теперь. Один из них ведет сражение со Змеем-Горынычем — вечной аллегорией на то, что воевать нам всегда приходится в трех направлениях."Добрыня Никитич и Змей Горыныч", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2010г.: кварцит, пирит, яшма, тигровый глаз, родонит, долерит, халцедон, металл"Добрыня Никитич и Змей Горыныч", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2010г.: кварцит, пирит, яшма, тигровый глаз, родонит, долерит, халцедон, металл                                                                                                                                                Другой — пытается одолеть соловья-разбойника или несётся во весь опор в поисках новых легендарных подвигов, либо новых врагов — благо их у нас во все времена было с избытком."Илья Муромец и Соловей-разбойник", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2012г.: кварцит, халцедон, пирит, гемаит, яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, металл"Илья Муромец и Соловей-разбойник", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2012г.: кварцит, халцедон, пирит, гемаит, яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, металл                                                                                              Помимо них есть ещё и легендарный Святогор — сцена с ним и Микулой вообще кажется ожившей иллюстрацией из книги или застывшим кадром — настолько сложно оказывается поверить, что все это — камень..."Святогор и Микула", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2011 г.: пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, горный хрусталь, шайтанкий периливт, долерит, родонит, скарн, металл"Святогор и Микула", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2011 г.: пирит, халцедон, яшма, лазурит, кварцит, нефрит, окаменелое дерево, горный хрусталь, шайтанкий периливт, долерит, родонит, скарн, металл                                                           Как и в то, что именно благодаря ему сказочные образы Кощея и Бабы -Яги вдруг наполняются каким-то добрым, веселым теплом и задорной легкостью: ведь кто может заметить в мимике Кащея, так забавно исказившей его скучные, сухие черты и фигуру, холодный блеск минерала? Кто вспомнит, что он сделан из камня?"Кощей", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2013 г.: яшма, халцедон, кахолонг, горный хрусталь, тигровый глаз, пирит, кость, гематит, агат, окаменелое дерево, аметист, топаз, авантюрин, фианит, металл"Кощей", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2013 г.: яшма, халцедон, кахолонг, горный хрусталь, тигровый глаз, пирит, кость, гематит, агат, окаменелое дерево, аметист, топаз, авантюрин, фианит, металл                                                                      "Баба-яга", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г."Баба-яга", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.                                                                                                            Когда любуешься гордой фигурой Георгия Победоноца, снова и снова сокрушающего коварного змея, об этом тоже забываешь: только вглядитесь в детали скульптуры, в то, насколько точно и подробно сделана каждая из них, какая потрясающая пластичность, какая тонкая и сложная работа, ведь даже змей состоит из разных камней, оттенки и цвета которых безупречно подогнаны друг к другу для создания в сущности простого образа..."Георгий Победоносец", студия камнерезного искусства "Святогор", 2014 г."Георгий Победоносец", студия камнерезного искусства "Святогор", 2014 г.: пирит, яшма, мрамор, агат, халцедон, серый кварцит, шайтанский периливт, дымчатый кварц, окаменелое дерево, металл.                                                                                   Мне даже нарисовать такое не под силу, а здесь кто-то смог оживить легенду в камне... Разве это не удивительно? Разве это не повод гордиться достижениями современных отечественных мастеров?

Если я вас ещё не убедила, то вот три экспоната выставки, которые особенно мне приглянулись, и в которых, наверное, лучше всего воплотились все основные черты и особенности, о которых говорилось выше: тонкость работы, сложность техники, многогранность сюжета, композиция, символы и образы...

Две из них - это фигуры легендарных завоевателей: Чингисхана и Тамерлана. Каждая из них — не просто банальная скульптура, а сложный сюжет, в котором художник постарался отразить характер, историю каждой личности с помощью специфики и цвета разных полудрагоценных камней."Чингисхан", студия камнерезного искусства "Святогор", 2013 г.: агат, долерит, яшма, авантюрин, металл, горячие эмали"Чингисхан", студия камнерезного искусства "Святогор", 2013 г, фрагмент"Чингисхан", студия камнерезного искусства "Святогор", 2013 г.: агат, долерит, яшма, авантюрин, металл, горячие эмали          Каждую из них можно изучать бесконечно долго, и все равно снова и снова с почти детским восторгом будешь находить какие-то мелкие детали. Мягкость камня завораживает и очаровывает, то с какой точностью этот холодный и твердый материал передает естественный блеск шерсти, фактуру кожи, лаконичную сдержанность металла и странную, невероятно сильную энергетику персонажей, кажется почти непостижимым..."Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г.: яшма, пирит, сердолик, родонит, кахолонг, малахит, бирюза, кварцит, ирменит, лазурит, агат, сапфирин, металл"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г."Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагментТамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г.: яшма, пирит, сердолик, родонит, кахолонг, малахит, бирюза, кварцит, ирменит, лазурит, агат, сапфирин, металл                                                                                                                            Особенно это заметно в фигуре Тамерлана: жуткая, угрожающая тень то ли смерти, то ли демона, которая стоит за плечом великого полководца своим равнодушным металлическим блеском неприятно контрастирует с теплотой мягкого и красочного камня, словно мертвое с живым... А страшные руины и груды человеческих костей под копытами могучего коня — жуткие детали, которые почему-то лишь добавляют всему произведению какую-то странную притягательность и своеобразную, пугающую красоту..."Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент                                                                                        Однако больше всего мне приглянулась не столь красочная и не столь сложная, но не менее интересная скульптура — «Пересвет»... С именем этого легендарного воина связана одна из самых славных страниц в отечественной истории (если, конечно, не вдаваться в реалии действительности, а удовольствоваться только легендами).

Много кто из художников пытался воплотит его образ, но из всех именно этот почему-то оказался больше всего созвучен моим собственным представлениям: могучий воин, воплощающий в себе душевную стойкость и силу, с какой-то истинно русской угрюмостью и строгостью взирающий на врага, готовый к тому, чтобы вести борьбу с оружием в руках, но все же отдающий предпочтение вере и ее защите..."Пересвет", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: долерит, моховой агат, кремень, яшма. сердолик. халцедон, гематит, газганский мрамор, нефрит, серебро, латунь"Пересвет", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г"Пересвет", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г, фрагмент"Пересвет", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: долерит, моховой агат, кремень, яшма. сердолик. халцедон, гематит, газганский мрамор, нефрит, серебро, латунь                                                                                                                          А то насколько искусно выполнена эта работа — вообще отдельная тема: не только детали вооружения, амуниции коня, фактура ткани и шерсти выполнены безупречно, не только выражение лица героя передает сильные, живые эмоции, но даже его руки, на которых в едва уловимом мгновении проступили тонкие линии вен, кажутся почти настоящими...

Снова и снова погружаясь в мир красоты, я так или иначе постоянно сталкиваюсь с чем-то подобным — тонкое изящество миниатюрных деталей привлекает меня больше всего на свете, но, наверное, впервые за всю краткую историю моего канала, я говорю о подобном применительно к творчеству современных отечественных мастеров декоративного искусства."Кочевники", студия камнерезного искусства "Святогор", 2016 г.: кремень, агат, моховой агат, халцедон, яшма, пирит, металл"Кочевники", студия камнерезного искусства "Святогор", 2016 г., фрагмент"Кочевники", студия камнерезного искусства "Святогор", 2016 г, фрагмент🌺Сказочная красота, застывшая в камне или ещё одна выставка в музее Фаберже."Кочевники", студия камнерезного искусства "Святогор", 2016 г.: кремень, агат, моховой агат, халцедон, яшма, пирит, металл                                                                                                                                                                                                                        От этого, особенно с учётом современных реалий, на душе становится особенно тепло и приятно — отрадно видеть, что в нашей стране ещё находятся моральные силы и желание создавать нечто столь красивое...

Что же касается мастерства, техники, материалов — то с этим у нас никогда проблем не было... Ведь даже слава Фаберже зиждилась на трудах и творчестве бесчисленных мастеров, имена многих из которых так и остались неизвестными широкому обывателю, навсегда сгинув за лоском громкого европейского имени..."Илья Муромец", студия камнерезного искусства "Святогор". 2013 г.: долерит, белорусский кремень, агат, арагонит, яшма, халцедон, окаменелое дерево, металл

"Илья Муромец", студия камнерезного искусства "Святогор". 2013 г., фрагмент
"Илья Муромец", студия камнерезного искусства "Святогор". 2013 г., фрагмент
"Илья Муромец", студия камнерезного искусства "Святогор". 2013 г., фрагмент     "Илья Муромец", студия камнерезного искусства "Святогор". 2013 г.: долерит, белорусский кремень, агат, арагонит, яшма, халцедон, окаменелое дерево, металл                                                                                                                                                                    https://dzen.ru/a/Y2lHwVEFqUXMaiUJ                                                                                                                                                                                                                                                                                 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
мурзик49 12-01-2023-15:59 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Валентина-л-1, Превью 0_76c31_c5e56f15_XXXL (612x700, 368Kb)
мурзик49 12-01-2023-15:59 удалить
Ответ на комментарий Лучик__света # Лучик__света, Превью 0_76c31_c5e56f15_XXXL (612x700, 368Kb)
Ответ на комментарий мурзик49 # 0_91acd_1cb5fd20_S.png
мурзик49 13-01-2023-08:57 удалить
Ответ на комментарий Лучик__света # Лучик__света,


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказочная красота, застывшая в камне или ещё одна выставка в музее Фаберже. | мурзик49 - Дневник мурзик49 | Лента друзей мурзик49 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»