Петербургский музей Фаберже — один из моих любимых. Когда-то с него началось мое знакомство с самим феноменом частных музеев, и он же стал первым глотком свежего воздуха после ковидных ограничений. А теперь именно он подарил мне встречу с одним из интереснейших феноменов современного декоративного искусства — шедеврами отечественных художников-камнерезов."Скиф-кентавр", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019 г.: кремень Вообще о наших мастерах из мира декоративного камнерезного искусства вспоминают редко, разве только когда речь заходит об исключительном гении Карла Фаберже: помните о его знаменитых маленьких зверушках, которые в конце XIX – начале XX были не менее популярны и востребованы, чем знаменитые яйца (часть из них была представлена на выставке в Эрмитаже, которой посвящена отдельная статья)? Когда-то именно он популяризировал это искусство, добился признания, хотя часто и обращался к помощи иностранцев, в частности к мастерской Дреера. Однако он отнюдь не был первопроходцем в этом направлении.
"Снегурочка", студия камнерезного искусства "Святогор", 2019г.: талькохлорид, арагонит, кварц История камнерезного дела началась в нашей стране, как водится, со «славных лет» Петра, тогда же ее центр из Петербурга (а точнее Петергофа, где была создана первая камнерезная мастерская) постепенно сместился на Урал — поближе к источникам материала.
Здесь же впоследствии и появлялись самые лучшие таланты, самые интересные и масштабные произведения, благо им было где найти применение: почти двести лет строек дворцов для императорской семьи и знати обеспечили постоянный и высокий спрос на их искусство.Чаша, Россия к.XIX века: серебро, алмазы, жемчуг, изумруды. эмаль, кварц В этом отношении творчество Карла Фаберже скорее является вершиной — наивысшей точкой расцвета отечественного декоративного искусства. И долгое время я, к своему стыду, считала, что она стала не только его вершиной, но и завершением — к советским реалиям не только само понятие искусства применять крайне сложно, про декоративность вообще говорить не приходится, а о сомнительных «достижениях» некоторых современных отечественных художников я уже не раз писала на канале. И в этом смысле новая выставка в музее Фаберже стала для меня открытием.
«Русский эпос в камне» - небольшая экспозиция, целиком и полностью посвященная достижениям современных отечественных мастеров. Лишь несколько работ относятся к более ранним эпохам: небольшой стенд маленьких и изящных изделий фирмы Фаберже (дань истории и самому музею) и еще одна работа 1948 года, которая, наверное, является самой символичной и показательной.
Да, сама работа, конечно, носит отпечаток времени и идеологии, но с технической точки зрения она является очень сложной, ведь в ней нашлось место сразу нескольким техникам: плоской мозаике, выпуклой мозаике, каменной пластике, созданию минералогических горок и др. Возможно в ней нет изящества и тонкости, присущей художникам более ранних эпох, но это — скорее традиции времени нежели отсутствие должной степени мастерства.
Это произведение — результат творчества выпускников Художественного профессионально-технического училища № 42 в Екатеринбурге. Во многом именно благодаря этому учебному заведению удалось сохранить и передать традиции отечественного камнерезного искусства."Скоморох на бочке", студия камнерезного искусства "Святогор", 2018г.: яшма, кремень, газганский мрамор, агат, джаспилит, халцедон, окаменелое дерево, офит Большая часть современных экспонатов, представленных на выставке, так или иначе связана с теми, кто когда-то учился в самом училище или у его выпускников (на выставке, в частности, представлены шедевры, созданные двумя мастерскими: «Камнерезный дом Алексея Антонова» и студией камнерезного искусства «Святогор»). И, как показывает остальная экспозиция, учился достаточно успешно и достиг невероятных высот.
Первое, что обращает на себя внимание в работах отечественных мастеров — красочность и невероятное внимание к деталям: переходя от экспоната к экспонату, получаешь чисто эстетическое удовольствие от изучения мельчайших элементов."Девушка с коромыслом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 год: моховой агат, магнетит, халцедон, кремень, шайтанский переливт, окаменелое дерево, хризопраз, металл То поражаешься кисточкам бахромы на платье девушки с коромыслом, то любуешься почти осязаемой мягкостью нежных изгибов лёгкой ткани, незаметно переходящей в морскую волну, из которой гордо выходит царевна-лебедь...
"Царевна Лебедь", Студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топаз, аквамарин, бриллиант, металл Или вдруг невзначай, почти случайно замечаешь миниатюрную фигурку снегиря, словно только что вспорхнувшего на охапку металлического хвороста, который несёт в руках обычная деревенская девчушка.
"Девушка с хворостом", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015г.: агат, моховой агат, халцедон, кремень, яшма, кахолонг, магнезит, металл Вот, например, в сущности простой сюжет: «Иван Грозный» - наверно, никто бы и не обратил особого внимания на эту скульптурку в ряду других, более масштабных и красочных экспонатов. Но если подойти ближе, можно заметить ее невероятно выразительные детали: смятую шубу, ткань ковра — их линии настолько естественны, что даже не верится, что это не ткань, а камень.
"Иван Грозный", студия камнерезного искусства "Святогор", 2012 г.: газганский мрамор, агат, джаспилит, яшма, тигровый глаз, магнезит, мрамор Самое же очаровательное лично для меня — это тонкий, ажурный узор, украшающий белоснежный трон безумного царя...Любоваться им можно бесконечно долго — от подобного изящества у меня всегда замирает сердце и перехватывает дыхание...
Подобная ювелирность работы поражает воображение, когда начинаешь понимать как создавались эти произведения — практически все из них выполнены в технике мозаики, при которой детали создаются отдельно и потом подгоняются друг к другу. Для этого необходимо точно подобрать оттенки камней, аккуратно выполнить все мельчайшие элементы, соединить их так, чтобы этого не было заметно... Это — безумно сложная и кропотливая работа."Саночки", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: моховой агат, кремень, арагонит Не случайно, что подобная техника хоть и появилась во времена античности, долгое время не пользовалась широкой популярностью: в средние века о ней забыли, потом в XVI-XVII веках начался новый виток ее славы при дворе итальянских герцогов, затем новый этап забвения, и наконец — очередной расцвет, связанный по-видимому, с тем, что один русский ювелир в поисках новых источников вдохновения случайно посетил выставку впервые открытых для публики коллекций этих самых итальянских герцогов, вот только имя у ювелира было не совсем русское — Фаберже.
Если я вас ещё не убедила, то вот три экспоната выставки, которые особенно мне приглянулись, и в которых, наверное, лучше всего воплотились все основные черты и особенности, о которых говорилось выше: тонкость работы, сложность техники, многогранность сюжета, композиция, символы и образы...
Две из них - это фигуры легендарных завоевателей: Чингисхана и Тамерлана. Каждая из них — не просто банальная скульптура, а сложный сюжет, в котором художник постарался отразить характер, историю каждой личности с помощью специфики и цвета разных полудрагоценных камней."Чингисхан", студия камнерезного искусства "Святогор", 2013 г.: агат, долерит, яшма, авантюрин, металл, горячие эмали Каждую из них можно изучать бесконечно долго, и все равно снова и снова с почти детским восторгом будешь находить какие-то мелкие детали. Мягкость камня завораживает и очаровывает, то с какой точностью этот холодный и твердый материал передает естественный блеск шерсти, фактуру кожи, лаконичную сдержанность металла и странную, невероятно сильную энергетику персонажей, кажется почти непостижимым...
Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г.: яшма, пирит, сердолик, родонит, кахолонг, малахит, бирюза, кварцит, ирменит, лазурит, агат, сапфирин, металл Особенно это заметно в фигуре Тамерлана: жуткая, угрожающая тень то ли смерти, то ли демона, которая стоит за плечом великого полководца своим равнодушным металлическим блеском неприятно контрастирует с теплотой мягкого и красочного камня, словно мертвое с живым... А страшные руины и груды человеческих костей под копытами могучего коня — жуткие детали, которые почему-то лишь добавляют всему произведению какую-то странную притягательность и своеобразную, пугающую красоту...
"Тамерлан", Камнерезный дом Алексея Антонова, 2014 г., фрагмент Однако больше всего мне приглянулась не столь красочная и не столь сложная, но не менее интересная скульптура — «Пересвет»... С именем этого легендарного воина связана одна из самых славных страниц в отечественной истории (если, конечно, не вдаваться в реалии действительности, а удовольствоваться только легендами).
Много кто из художников пытался воплотит его образ, но из всех именно этот почему-то оказался больше всего созвучен моим собственным представлениям: могучий воин, воплощающий в себе душевную стойкость и силу, с какой-то истинно русской угрюмостью и строгостью взирающий на врага, готовый к тому, чтобы вести борьбу с оружием в руках, но все же отдающий предпочтение вере и ее защите..."Пересвет", студия камнерезного искусства "Святогор", 2015 г.: долерит, моховой агат, кремень, яшма. сердолик. халцедон, гематит, газганский мрамор, нефрит, серебро, латунь А то насколько искусно выполнена эта работа — вообще отдельная тема: не только детали вооружения, амуниции коня, фактура ткани и шерсти выполнены безупречно, не только выражение лица героя передает сильные, живые эмоции, но даже его руки, на которых в едва уловимом мгновении проступили тонкие линии вен, кажутся почти настоящими...
Снова и снова погружаясь в мир красоты, я так или иначе постоянно сталкиваюсь с чем-то подобным — тонкое изящество миниатюрных деталей привлекает меня больше всего на свете, но, наверное, впервые за всю краткую историю моего канала, я говорю о подобном применительно к творчеству современных отечественных мастеров декоративного искусства."Кочевники", студия камнерезного искусства "Святогор", 2016 г.: кремень, агат, моховой агат, халцедон, яшма, пирит, металл От этого, особенно с учётом современных реалий, на душе становится особенно тепло и приятно — отрадно видеть, что в нашей стране ещё находятся моральные силы и желание создавать нечто столь красивое...
Что же касается мастерства, техники, материалов — то с этим у нас никогда проблем не было... Ведь даже слава Фаберже зиждилась на трудах и творчестве бесчисленных мастеров, имена многих из которых так и остались неизвестными широкому обывателю, навсегда сгинув за лоском громкого европейского имени...