Борецкая роспись.
Борецкая роспись относится к линии северорусских видов росписи, среди которых также известны мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская росписи. Их нередко объединяют общим названием – северодвинская роспись. Северорусские росписи делятся на живописные и графические. Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская. К графическим видам росписи относятся борецкая, пучужская, мезенская. Главным и основным материалом северных мастеров было дерево. Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода.
[показать]
Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный. Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый. Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.
Другой значительной особенностью росписи является ее композиция – она повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.
[показать]
Центральная часть композиции – некое подобие Царских врат или двери – в этой части содержится основной рисунок, главная тема. Это может быть фигура человека и лошади – всадник или упряжка (санки или ездок – такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), символизирующих борьбу двух начал или миров, земного и потустороннего, различные сцены - сцена сватовства. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна).
[показать]
Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.
Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.
ПТИЦЫ
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Борецкий конь
[показать]
[показать]
Последовательность рисования трилистника
[показать]
Последовательность рисования веточки с ягодами
[показать]
Тюльпаны / кусты
[показать]
А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент.
Типы геометрического орнамента
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Виды розеток
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Уголки
[показать]
Композиция в квадрате
[показать]
[показать]
[показать]
Материалы
В современных условиях роспись может выполняться художественной или плакатной гуашью, и затем закрепляться светлым лаком. Расписывают липу, березу, сосну, даже фанеру, имитирующую древесину. Поверхность нужно тщательно прошкурить, затем отшлифовать суконкой. Чтобы достичь идеально ровной поверхности, изделие покрывают крахмальным грунтом, используя тампон из ткани, затем снова шлифуют. Рисовать нужно круглыми колонковыми или беличьими кистями №№ 1, 2, 3, 4 с заостренным концом.
Также необходимы черногрифельные карандаши, наждачная бумага, лак.
Мне нравится идея росписи тарелок, используя традиционные орнаменты и элементы борецкой росписи (чем и собираюсь заняться в ближайшее время) – в центре тарелки можно поместить розетку, орнамент в круге, птицу, по кайме – один из ленточных орнаментов. При росписи квадратных тарелок можно поэкспериментировать с уголками.
ССЫЛКИ
Процесс работы подробно описан на сайте http://dekor.nm.ru/Borez/Borez.htm
Там же о мезенской, пермогорской, ракульской росписях.
Здесь можно посмотреть мотивы, орнаменты самых разных росписей - хохломской, гжели, северодвинской и пр.
Здесь можно посмотреть старинные расписанные изделия из дерева.