• Авторизация


Игровые 05-06-2015 13:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Shepolga Оригинальное сообщение

Игровые

Кукла на счастье          

               

Первая и самая любимая (впрочем, так я говорю о всякой кукле, я влюбляюсь во всех народных кукол), которая является знаком моего сайта - кукла на счастье.

 

Кукла найдена на раскопках древнего Ржева, называется на счастье, как она о себе рассказала, что она на счастье? Видимо, коса, которая является признаком женской силы, подсказала это. Ведь на свадьбах жених выкупал девичью косу - красоту, и получал ту, которую мог сделать счастливой.

 

Маковский.Под венец.
 

http://bibliotekar.ru

 

 

 

 

Источник: Старинная русская свадьба. Сергиев Посад. 2000 – С.17-22.

 

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы - «колтун» - в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром... Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, чтобы не принести несчастья мужу и его родне, она должна была покрывать голову. Выйти из дома на улицу непокрытой, простоволосой даже в начале ХХ века считалось недопустимым.

На венчании девушкам полагалось не закрывать полностью волосы или оставлять их совсем  распущенными.

 

 

 

 

 

Важнейшим элементом свадьбы был ритуал надевания на голову новобрачной женского головного убора - повивание, окручивание, принятие закона, снятие покрова (Архангельская, Вологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: две косы укладывались вокруг головы и убирались под кокошник, моршень, борушку, повойник, являвшиеся уже закрытыми уборами.

Неизменно имевший место в свадебных обрядах всей России, девичник, как правило, устраивался или накануне дня свадьбы или даже в утро этого дня. На девичнике пелось подругами невесты большое количество песен, в то время как она печалилась, плакала, но не причитала. Главное же место на девичнике занимали обряды расплетания косы невесты.

Еще я думаю, что эту куклу делал башмачник, уж кто же мог додуматься до таких чудесных ножек?
А счастье, надеюсь, она может принести, на таких ножках, только вот нужно понять для себя, задаться вопросом, а что же такое счастье, из чего оно складывается? Для каждого - это что-то свое, можно попробовать понять и рассмотреть, а поняв и увидев - построить шаги к этому и достичь его.

Кукла эта не оставляет никого равнодушным, образ, который она несет, содержит какую то основу, знание человека, если каждым что-то узнается.
Кто узнает в ней и что видит, вопрос, возможно, к ответу мы сможем прийти, изучая традиционную народную куклу.

 

 

Орловская кукла
 
 

 

Она является образом матери. С детства девочки играют в куклы, часто игры так и называются дочки-матери, проигрывая, примеряя на себя образ себя матери, обучаясь на кукле обращаться с ребенком. В этой кукле видно предназначение женщины, растить детей, поэтому на нее так отзывчивы девочки.

 

 

Ф.А. Малявин
Баба с ребенком
 

http://bibliotekar.ru

 

Это традиционная игровая кукла. Такое название ее «мадонна» бытует у современных мастериц. Кукла передает образ молодой матери, идущей куда-то со своим дитем.

Делали ее девочки 11-12 лет для своих младших сестер для ролевых игр, в которых эта кукла изображала молодую невестку.
Одета кукла в рубаху, поневу, фартук. На голове повойник, украшенный тесьмой и яркий платок. К кукле шерстяной шалью прихвачен младенец. Рук у куклы нет.

Кукла на выхвалку

                Название на выхвалку означает, что ею хвалились.

 
Материалы из журнала «Народное творчество»
(от мастерицы Агаевой Ирины Владимировны из г. Тула)

 

«Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого"

                 Простоволоска
 

      Это самая простая кукла. Шили ее девочки 7-8 лет.

Это и есть образ такой девочки.
Сарафан у нее прямой, короткий, без украшений. Ручки не пришивали, а складывали ладошки и вставляли в рукава, которые привязывали к шее.
Как и саму рубаху. Волосы были распущены.
На этой кукле девочки учились заплетать косу.
Шили швом вперед иголку мелкими стежками.

 

 

 

 

"...Каждая девочка хотела быстрее сделать куклу, на которой могла показывать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться – заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки.

Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят, какую девушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла – «Простоволосая». Вторая – «Кукла с косой». Третья – «Молодуха». Четвертая– «Кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестер, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом."

 

Далее умения девочки росли и усложняеся сама кукла.

Кукла с Косой - усложняется сама кукла- пришиваются руки и становится сложнее сарафан и рубаха.

Вышивается фартук, на нем показываются умения вышивать, несколько швов, мережек.

Нарядная - в этой кукле уже шьется нарядная одежда.

Молодуха - образ женщины первого года замужества или  до рождения ребенка.

На этих куклах девочка видела и меняла образ себя по возрастным вежам, от 7 летки, когда заплетали косу, до замужней женщины, когда косу расплетали в свадебном обряде и заплетали две косы, которые прятали под платком или головным убором. Далее женщина могла их снимать перед мужем или в особых случаях.

 

 

Кукла Простоволоска

Кукла с косой

Венецианов
Крестьянка за вышивкой

http://bibliotekar.ru/

                                          
 

 

     Источник: Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-   СПб. 2001. – С.440-442
 
Материалы сима "Русский наряд"
 

http://www.zapovednik.ws/Russkij_narjad.htm

 

ПОСИДЕЛКА (БЕСЕДА, БЕСЁДА, ВЕЧОРКА, ПОСИДА, СУПРЯДКА). Собрание парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, форма общения холостой молодежи. П. начинались после уборки урожая, в разных деревнях в разное время: со дня Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), с Покрова Богородицы, на Кузьму u Демьяна, с Введенuя Богородицы, а заканчивались к Рождеству Христову. Они устраивались обычно в будние и воскресные дни по вечерам в специально снятой для этой цели избе или поочередно в домах девушек....

...Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривая друг с другом, пели протяжные песни. Праздная часть начиналась с появления парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их: «Здравствуйте, красные девушки!» или «Посиделке Вашей, лебеди белые!» Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: «Здравствуйте, молодцы хорошие!», «Бог на спосиделку!».

                        

Куклы Нарядная и Молодуха

Покосница

 

Рассказывала о них Агаева Ирина Владимировна, известная тульская кукольница, которая много времени и сил посвятила этнографическим сборам кукол в Тульской губернии.

 

Покосница одна из самых простых в изготовлении кукол. Близка по способу изготовления кукла малышок-голышок. Покосницу делала мама своему ребенку, чтобы он мог играть с ней в то время, пока она работает в поле. Кукла Покосница передает образ самой матери на покосе. Известно, что на покос и жатву одевали светлую и яркую, праздничную одежду, рубаха была с вышивкой по подолу.
Бытовала «Покосница» в деревне Федоровка на территории Ленинского района Тульской области.

 

               
               
         
   

Специально предназначенной для покоса была женская рубаха - подольница, сенокосница, покосная рубаха, которую одевали без сарафана с поясом, иногда к ней добавляли юбку или передник. В начале 20 века верх покосной рубахи обычно шили из красной фабричной ткани, нижняя часть была из пестряди или набойки, по подолу шли полосы браного узора.
 
В Каргопольском уезде Олонецкой губернии (Ошевенский с/с) бытовали "подолы"."Подол" - юбка из льняного холста, богато украшенная тканьём или тканым и вышитым бумагой и шерстью многоцветным узором, который покрывает, особенно в нарядах молодух, почти всю ткань. "Подолы" надевали в определённых случаях:
- На сгон - день первого выгона скота в поле после зимы. Женщины одевали рубаху - подоляницу и "подолы". Молодухи, особенно в первый год замужества, за раз одевали до трех "подолов". Если женщина бедна или не рукодельна "подолы" занимали на этот день в более дальних деревнях. В этих "подолах" женщина так же ходила на реку за водой - считалось, что корова будет лучше доиться.
- На покос "меснины". "Меснина" - общий надел, который косили все вместе, сообща. На 1-й день покоса одевали красную рубаху; на 2-й день покоса - белую рубаху и "подолы". Идя на покос женщина сарафан подтыкала за пояс (чтобы видны были "подолы"), а потом на пожне сарафан снимался и оставались работать в "подолах".
(по материалам северно-великорусской экспедиции 1948-49 гг., Институт этнографии им. Миклухо-Маклая)

http://www.terem.msk.ru/

     

  Рубаха покосница

       
           
     

Я предполагаю, что эта кукла была не только игровой, но и обережной, поскольку ребенок оставался один на долгое время.
  Кроме того, известны еще две куклы Покосницы, одна из которых защищала руки жнецов от порезов и витки на руках были оберегами. И та, что оставлась под одним из стогов, найти куклу когда заканчивался стог, считалось большой удачей.

Венецианов. На пашне.
 

http://bibliotekar.ru/

Куколка Сударушка.

 

 

 

Передавала  Агаева И.В.

 

Бытовала в Тепло-Огаревском  р-не Тульской обл.

 

Не яркая, не красная, в сине-голубых тонах.

 

Про нее существует легенда.

У одной женщины заболела дочка, и ничего не помогало, дочка таяла день ото дня. Женщина  отчаялась не знала, что может помочь,  она сделала для дочки куколку и положила ей в кровать. Попросила ее: «Матушка- Сударушка, помоги моей доченьке!» Через некоторое время она увидела девочку сидящей на постели и играющей с куколкой, на щеках девочки появился румянец. После этого девочка выздоровела.

 

 

Что нужно для куколки:

 

 

1.Журнал или газета для основы.

2.Лоскут светлой ткани размер 40*20 на основу ткани

3.Лоскут белоземельный 30*35 на нижнюю юбку

4.Лоскут 30*35 на верхнюю юбку

5.Лоскут на фатук

6.Лоскут  30*30 на руки

7.Лоскут на платок – диагональ 25 см.

 

Размеры приблизительные.

1.Делаем Столбик высотой 35 см из газеты или журнала,  перевязываем в трех местах, обматываем светлой тканью и опять перевязываем в  тех местах, деля на равные части.
2.Делаем нижнюю юбку – способ – прикладываем, запах сзади
3.Грудь из двух квадратов, вкладываем ветошь (называются пампушки) привязываем  над нижней юбкой
4. Верхняя юбка, запах сзади
5.Фартук
6. Руки ( как конфетки) в два прямоугольника  вкладываем ветошь и завязываем с двух концов. Прикладываем – привязываем к шее по бокам.
7.На голове делаем рожки, на  длинном куске ткани завязываем два узла, так, чтобы они оказались на висках головы куклы, завязываем сзади.
8. Завязываем платок, концы назад, вокруг шеи.
10. Пояс, сложенная в несколько сложений нить с завязанными на концах узелками.

Куклаки

Куклаками называют кукол изображающих мужчин.
Куклаки были игровыми куклами, предназначенными для игры в свадьбу. Куклаки были так же заместительными куклами тех мужчин, которые уходили из дома в армию, на войну, на заработки.

 

 

Рекрут - человек, принятый на службу по найму или рекрутской повинности. С 1705 по 1874 г. русская армия комплектовалась на основе рекрутской повинности: податные сословия (крестьяне, мещане и др.) поставляли из своих общин определенное число рекрутов (солдат) в армию. В 1874 г. после начала военной реформы Александра II термин "рекрут" был заменен словом "новобранец".

 

Записано в 1965 г. от Иван Абрамовича Орлова

 

О рекрутчине в Н. Тагиле в 1908-1914 гг

 

В назначенный день новобранцы являлись в призывную комиссию…

После врачебно приёмной комиссии стригли голову под нулёвку, выдавали повестку о времени явки в уездный город Верхотурье для назначения в часть. Дан месяц на устройство своих домашних и семейных дел.

Знакомые девушки, родственницы, сёстры дарят призывнику цветные платки – простые или шёлковые, в зависимости от состоятельности. Прикалывают ему цветок на гапку и на грудь. Если цветов много – их прикрепляют на ленте, привязанной через плечо (Обычай, в ведённый в Тагиле примерно с 1909 года, до этого лент не привязывали). В Тагиле было принято носить воскояровые цветы (подвенечные), а у приезжих из соседних деревень – крупные, яркие цветы из бумаги.

Товарищи, друзья подхватывают рекрута на руки, под «ура» бросают его вверх. Первые, бурные проявления заботы о рекруте излиты, окончены. Едут домой. Назначается вечер в доме рекрута. Пляски, рекрутские песни, советы, пожелания, слёзы матери, жены или подружки.

Получив расчёт рекрут обязательно покупает башлык (шерстяной капюшон с длинными ушами, введён в русских войсках с 1862 г.) и сумку (портмоне большого размера) под деньги, даваемые родственниками и знакомыми на дорогу при прощании.

Целый месяц гуляют рекруты. На празднично украшенных конях с бубенцами, колокольчиками на дуге, запряжённых парами и тройками. С гармошками, размахивая дарёными платками, с песнями разъезжают по улицам. Заезжают в гости один к другому.

В последние дни перед Верхотурьем едут к родным и знакомым прощаться. Прощаясь рекрут становится на колени, кланяется и говорит: «Прости, Христа ради». Вставая троекратно как на Пасхе целуется. Новобранцу дают деньги на дорогу, кто гривенник, кто пятак, кто рубль – смотря по достатку.

Среди рекрутов были и попрошайки. Они заходили к торговцам, просили на дорогу. Отказать было нельзя.

В течение нескольких дней с утра шли толпы провожающих по кушвинскому тракту. Впереди провожающих шёл рекрут с белым цветком, приколотым к круглой маленькой мерлоушковой шапке. В руках он держал по связке разноцветных платков, даренных девушками, чтобы они были виднее, он ими слегка помахивал. Рядом с новобранцем могла идти девушка, его невеста или жена. При встрече со знакомыми или родственниками, с котороми он по каким-либо причинам не прощался, рекрут прощался, становясь на колени. На горе собиралось много народа. Было много шума, песен, причитаний.

 

 

Этнография

 

Материал такого рода записывался этнографами и в конце XX в.: «Вот когда он пойдет в армию, в тот день и прибивают, когда провожают ёо в армию дивчата. Они и делают и елочку, они и этоо „солдатика" делают, они прибивают ко стене... И вот пока с армии не придет, не убирали» (5, с. 277).

Подобные примеры сохраняются до сих пор на Вологод-чине: «Вот ты поэхала, мать да отец об тебе росстраиваюц-ця, жалеют, сделают куклу и хранят... на грядки посадят... эту куклу никуда не девают, с места ни стрясут! Все на иё глидят... Из глины делали <...> Одевали, платье сошьют, наложат <...> У коо дак из глины, а у коо дак вот так, навертят тряпки на павки [палки], куделю... и ждут до тех пор, пока она [или он] не вернецца домой. Она [кукла] сидит все там, стоит. А вернецца. <...> Как приэжжаэт он домой... сразу куклу ему подают в руки. Он садицца за стол, куклу берет в руки. А потом отдает ребятишкам [играть]. <...> Раньшы... дак или на полицу посадят к иконам, штёбы было видно, как зайдешь... А покажут ему — посмиюцца да выбросят, да и все. <...> А это у нас в диревни-то, раньшни-ти старухи... старше матери нашей, они делали» (5, с. 276). Стр 303

По судьбе К. судили об участи отсутствовавшего члена семьи: если она падала или разрушалась, то считали, что человек погибнет или пропадет.

 

 

 

Девочки с раннего детсва играли куклами в «свадьбы» -окне избы, в амбаре или просто на улице. В куклы разыгрывались отдельные свадебные обряды: сватовство,, баня, девишник, венчание свадебный пир и др. Девочки воспроизводили настоящие свадебные приговоры, диалоги, песни и даже причитания в голос. Подобным образом играли также «в беседу» (посиделку), «в метище» (гулянье), «в похороны». Они сами изготавливали кукол  из лоскутков или получали их в наследство от старших сестер. Во время игры наделяли кукол именами, отчествами и фамилиями знакомых односельчан или своими собственными.

В современной деревне кукол, которыми некогда играли дети, выставляют на окне, располагают в красном углу, в серванте или другом видном месте. В данном случае кукла. является украшением интерьера, а также, подобно фотографии, знаком-памятью о покинувших дом близких.

 

Куклы с занятий в Москве

Детская утешница

 
     Кукла сетевого семинара "Народная кукла"

 
    Эта Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез:
    
  "...  До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали…Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы.
    Кукла была хороша: высокая, статная, богато наряженная, с сережками и украшениями из малюсеньких конфет…Восхищению ребенка не было предела…
    Родители угощали его конфетами, а фантики на кукле оставляли (в них позже снова заворачивали конфеты). Незаметно Утешницу прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней.
    При необходимости все действия повторялись…" 
 

В основе ее скрученная березовая кора.

В  видели капрызы, как некие сущности, которыее захватывают ребенка и умели возвращать ребенка в разум, и послушание.

 

«По заветам старины» Мифологические сказания,заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы.  7. Магические и целебные средства. Стр.157 из-во «Тропа Троянова» 2005 год.
 
365 стр.
  "...А их три сорта. Есть капрызы выгонять, а есть глушина; она никуда не идет. А березы – так я вас научу. Как узнать…Вот, листики. Сорвите, как будет сраведливая береза – вот эту и надо пить. Вот, потрите такой листик – и она так, вроде беленькое буде. Вот это будет сраведливая.А карпызы выгонять – так эта, которые висючие ветки висят. Вот ребенок, , который капрызы имеет и завалится «брык, брык, брык!». А ты вот эти веточки принесешь, меж дверей это так вторнешь,так во, меж дверей. (Показывает) Вторни и держи. И когда будет «брык, брык», а ты- только не  жалей-  так стебани, чтоб он соскочил. И все, больше не будет делать.Глушина, она так, пушистая такая, а эта уже,которая висючая – это капрызы выгонять…»

 

Удивительно, сама береза считается капризным деревом, а помогала изгонять капрызы... Это вопросы, на которые, возможно, когда-то найдется ответ, который можно рассмотеть изучая наши народные традиции.
 

О березе
http://travnik.ucoz.ru/index/0-5
 
Береза
 
...В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем".
 

Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи.
 
Особенно благоволит береза, по народным поверьям, к детям, невинным девушкам и беременным женщинам.
Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.
 
Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течение года это дерево не трогали, так же как с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него "мороку" и неудачу в личной жизни. Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки для лекарственных целей.
 
Береза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей - только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.
 

http://kukla-dusha.net

Серия сообщений "обереги":
Часть 1 - Куклы-обереги на все случаи жизни! МК
Часть 2 - Очистительная кукла. Мастер-класс
...
Часть 22 - На здоровье
Часть 23 - Свадебные
Часть 24 - Игровые
Часть 25 - Типы кукол- отарок на подарок
Часть 26 - типы кукол - пеленашка
...
Часть 44 - Птица счастья из бересты.
Часть 45 - Исконно-русские куклы-обереги...
Часть 46 - Кукла "Коляда". Обережное рукоделие. Мастер-класс.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Игровые | Мила_Печерских - Дневник" КОФЕ - БРЕЙК " | Лента друзей Мила_Печерских / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»