В этом курсе Любови Дальновой вы узнаете:
зачем вообще нужен развивающий коврик
чем коврик хендмейд отличеатся от \"магазинных\"
с чего начать работу над ковриком
какие материалы выбрать для шитья
какая фурнитура подойдет для коврика
как быстро и качественно сшить коврик
[показать]
И сразу начнем с первых двух пунктов плана этого миникурса. Cейчас я расскажу вам Елена, зачем же вообще нужен развивающий коврик и чем отличаются коврики, сделанные своими руками, от \"магазинных\".
Начнем мы с того что дадим определение Развивающему коврику, что это за зверь и с чем его едят.
Развивающий коврик - это развивающая игрушка, выполненная в виде коврика, на котором присутствуют различные сочетания игровых элементов, и направленный на развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений. Это игрушка комплексная.
Я, как и большинство родителей, хочу, чтобы мои дети выросли творческими, разносторонне развитыми личностями. И мы можем им в этом помочь. Нужно ведь не так уж и много – поместить ребенка в нужную среду и лишь подталкивать его, направлять, чтобы его интерес к познанию всего окружающего не угасал, а наоборот, только лишь укреплялся.
Чтобы у ребенка хорошо формировалась речь, нужно не только с ним много разговаривать и читать ему, нужно чтобы и пальчики хорошо работали. Существует зависимость речи от степени подвижности пальцев рук, из-за близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга. Это как раз и есть МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, вкусе, цвете, запахе, положении в пространстве, как раз составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. Это СЕНСОРИКА.
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Согласованное взаимодействие рук и глаз - это СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
Определять величину предмета относительно других (большой, широкий, низкий), его материал (гладкий, шершавый, деревянный), форму(круглый, квадратный, треугольный) на ощупь - это ТАКТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Развивающий коврик игрушка комплексная, направленная на развитие все этих направлений.
Довольно часто я читаю: \"У нас таких ковриков не было и ничего выросли...\" и в этом же духе. На это я могу сказать только одно в нашем детстве не было DVD- плееров, но сейчас мы ими пользуемся: у нас не было стиральных машин- автоматов, а сейчас мы без них жизни не представляем - прогресс не стоит на месте и не зачем отказываться от вещей, которые делают нашу жизнь удобнее или интереснее. Но выбор делать каждому придется конечно самому.
Коврики бывают разные :). По форме (круглые, квадратные, кольцом и т.п.), с дугами и без, музыкальные, тематические. В них используются разные по фактуре материалы. Это и есть первое из различий \"магазинных\" ковриков от самошитых. В фирменных ковриках используется очень небольшое количество фактур: гладкая, велюровая, шершавая и все. В самошитых ковриках, это количество увеличивается в разы и зависит только от фантазии автора. Я в ковриках только в фоне использую до 8-15 фактур, да еще и в элементах они отличаются. Конечно и в \"магазинных\" ковриках производители хотели бы разнообразить материалы, но увеличатся затраты на единицу продукции, усложнится техпроцесс (ведь каждый материал требует своих настроек в работе) и в конечном итоге цена будет выше.
По яркости коврики почти не отличаются, только в \"магазинных\" преимущественно используются однотонные яркие ткани, а в самошитых часто добавляются и ткани с рисунком. Огромный выбор в магазинах тканей этому хорошо способствует.
Второе отличие - это размеры ковриков. \"Магазинные\" коврики не очень большие, в районе 1Х1м. У самошитых нет таких ограничений, в среднем они идут 1,5Х1,5м и больше. Например, самый большой коврик, который я шила был 2Х2м, состоял из 4частей, две из которых еще расстегивались и площадь отдельной части получалась 1,5Х1м. Ну и соответственно наполненность ковриков отличается в разы, представьте сколько всяких развивающих элементов можно разместить на такой площади :).
Третье отличие - это возраст использования. На \"магазинных\" ковриках возрастная категория стоит от 0-12месяцев, редко до 18.
У самошитых это планка сдвигается до 4-5лет, за счет большого количества элементов рассчитанных на различный возраст и на возможность ролевых игр. Что выделяет \"магазинные\" коврики так это их профессиональный дизайн и наличие во многих из них музыкальных модулей, чем самошитые к сожалению похвастаться не могут. Но, то какую любовь вкладывают мамочки в шитье ковриков для своих деток, стоит того дизайна в конечном счете.
Еще стоит отметить, то что различается использование ковриков. \"Магазинные\" коврики предназначены для того чтобы подарить маме некоторое свободное время пока ребенок лежит на нем. Самошитые же направлены на совместную игру взрослого и ребенка. И это наверное самое главное отличие - самошитый коврик объединяет родителя и его малыша в игре, дает почувствовать любовь и радость от совместной игры.
В интернете представлены на суд зрителей огромное количество самошитых и фирменных ковриков. Поэтому не стоит изобретать велосипед и надо провести сбор информации. Собрать фотографии, описания, идеи, фото и описания отдельных узлов - в общем, все, что понравится по этой теме. Не стоит сразу зацикливаться на чем-то одном, смотрите в общем.
Следующий этап – анализ информации. На мой взгляд, стоит эти два этапа раздвинуть по времени в пару дней, чтобы собранная информация несколько улеглась.
Анализ стоит делать по разным направлениям: общий вид, элементы, узлы, фурнитура – т.е. двигаться от общего к частному.
Общий вид – из всего многообразия выбрать несколько вариантов, которые наиболее запомнились именно как единое целое.
Элементы – под ними я понимаю маленькие законченные образы, например, домик с открывающимися стеночками, кораблик с поднимающимися парусами и т.п.
Узлы – это интересные варианты, из которых можно собрать элементы. Ту же корзину можно сделать в виде плоского кармана, кармана на резиночке или липучке.
И фурнитура – здесь стоит выписать все варианты застежек, кнопочек, шнурочков которые использованы.
Третий этап – делаем выводы по проанализированной информации. Тут наоборот работаем от простого к сложному. Выписываем все варианты фурнитуры, которые хотелось бы видеть на нашем коврике: молния, кнопка альфа, кнопка магнитная, кнопка пришивная, пуговица, блочки (для шнуровки), фиксаторы, липучка (велькро), завязки из лент и т.п. К ним подбираем узлы и элементы, чтобы не было перекосов. Все элементы на липучке, а пуговицы забыли – мы же хотим сделать коврик более разнообразным и функциональным. В этих списках должно быть много вариантов, чтобы было из чего выбирать. После того как список элементов готов создаем общий вид в виде списка всех элементов.
Иногда у ребенка уже есть предпочтения, например, нравится транспорт, машинки, городской пейзаж, дороги, светофоры. Это стоит учитывать при анализе и сделать на это упор.
Четвертый этап – создание эскиза. Если умеете рисовать то на бумаге, если нет то на компьютере (например в фотошопе). В начале, определяетесь с формой – коврик можно делать не только квадратным или прямоугольным, но и круглым, овальным, в виде извилистой полосы, многоугольным (шестигранником, к примеру). И прикидываете примерный размер.
Если получается что элементы не очень подходят друг к другу, можно коврик сделать из частей и у каждой части будет своя тема. У меня Большие коврики «Времена года» разделены на 4 части, по одной на каждое время года и соединяются молниями. Соединять части ковриков можно также на пуговицы или липучку, кстати, в этих случаях вариантов соединения получается больше.
Пятый этап – эскиз в полную величину. Лист бумаги лучше склеить большего размера, чем планируемый коврик. На всякий случай, вдруг все не влезет, что хочется нарисовать. Перенося элементы с эскиза на большой лист, сразу сопоставляйте размеры самих элементов. Они не должны быть слишком мелкими, мелочевку трудно шить и обрабатывать, да и ребенку с очень маленькими деталями сложно справится. Но и слишком большими они быть не должны, а то много места будут занимать и что-нибудь интересное не влезет.
Если эскиз делали на компьютере, то распечатываем элементы и прикладываем к большому листу. Стоит сделать несколько пробных отпечатков с разным масштабом элементов и потом уже определяться.
Новый коврик получился именно таким, как я планировала ярким, увлекательным, и объединил самые мои любимые элементы, те, что я считаю полезными и интересными.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Новый коврик есть, нужна новая презентация для него, решила я. Обычное описание мне делать не хотелось, ведь это так скучно, видео про коврик я уже снимала…Чтобы такого придумать, несколько дней *masterskayaka*r.ru* я ломала голову и вот однажды сидела и смотрела, что-то на своем сайте и увидела решение! Оно всегда было передо мной! Я увидела баннер SkazkiPro (писала статью в свое время про этот сервис: SkazkiPro – замечательный подарок и интересная партнерская программа) и вот оно решение!
Я решила написать сказку про коврик и по коврику! Какая я молодец!
С огромным энтузиазмом я принялась за дело, исписала 4 или 5 листов. А затем *mastersk*ayakar.*ru поняла, не нравится мне, что у меня получается и все тут. Какое-то сочинение, на тему «Как я провел лето» для 6-7класса, выходит из под моей ручки. Единственное, что мне удалось «родить» достойного это название для коврика и сказки . Назвала коврик «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА» и сказка тоже так называется. Конечно, я расстроилась и сказку забросила…
Но идея осталась жива! И как часто случается, если о чем, то думаешь постоянно, появляются возможности и шансы. Через свою хорошую интернет-подругу я познакомилась с женщиной, которая пишет замечательные коррекционные сказки Натальей Гайко (у нее трое детей). Я прочитала несколько ее сказок и поняла, что хоть она и не профессиональный писатель, ее сказки полны смысла, добры и в них есть душа. Затем я договорилась с Наташей и она написала для моего коврика потрясающую сказку! Когда я прочла ее в первый раз, у меня возникло две характеристики: светлая и чистая.
Затем я решила провести эксперимент и всем мамочкам, что выбирали, какой бы им коврик сшить предлагала 5 фотографий коврика и эту сказку. На сегодняшний день из 6 заказчиков этот коврик заказали 5! Двое с дополнениями, один из них вы, наверное, видели это «Веселая прогулка» с массажной дорожкой, а один с алфавитом я шью сейчас.
Всю сказку здесь я показывать не буду, она большая и состоит из 4 частей, как и сам коврик. Поэтому сначала фотография коврика:
А теперь и кусочек первой части сказки:
НАТАЛЬЯ ГАЙКО
Сказка «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА»
Часть1. Город.
Баю-баю-баю-бай,
В час Волшебной сказки
Ты, мой ротик, не зевай,
Закрывайтесь, глазки!
Спит Жирафик и Волчок
Повернулся на бочок,
И Тигренок тоже спит,
Угомон всем спать велит.
[показать]
- Кажется, уснул,- мама поправила одеяло и вышла из комнаты. Дверь бесшумно закрылась.
- Кажется, ушла. И чего меня так рано спать укладывают? Солнышко еще не спряталось. Вон оно сияет. Ой, а где оно? Может, за тучку спряталось? Сейчас я эту тучку разгоню. Как она дождем шуршит, вот-вот капать начнет! Ой, мамочки! Как это я до неба достал? И где это я?
Малыш огляделся вокруг. Место было совершенно не знакомое. Перед ним стоял большой трехэтажный дом.
«Может, я, как Машенька, к трем медведям попал?» – подумал Малыш. «Вот и три этажа себе выстроили». В этот момент послышались всхлипы. Кто-то рядом плакал. Тихонько так, словно стесняясь.
Храбрый Малыш прислушался и, немедля, отправился к дому. Возле двери он все-таки постучал. Мало ли, из вежливости, не от страха. Всхлипы прекратились, но дверь никто не открыл. Малыш осмотрел замочки. «Да это же кнопочки! Это я запросто открою». И он потянул дверь на себя. Чуть-чуть усилий и перед мальчиком открылась следующая картина: в комнате стоял стол, а на нем тарелочки с ягодками. Угощение так и манило. Может, кто-то решил пообедать. Вон и два табурета поставил. Но в комнате было пусто, а откуда-то сверху послышался всхлип.
Малыш облизнулся, взглянув на ягодки, но без спроса брать их не стал. А спросить было не у кого. Подняв голову ко второму этажу, наш герой увидел еще одну дверь. Уже хотел потянуть ее, но понял, что эта задача посложнее. «Пуговицы! Ох, не люблю их!» Но делать было нечего. Пришлось повозиться, но мальчик справился с задачей и расстегнул пуговки на двери. Ступив в комнату, Малыш ощутил под ногами мягкий цветной ковер. А главным достоянием в комнате был телевизор. Мама не разрешала Малышу смотреть телевизор долго, а после девяти вечера никогда. Он смотрел на экран, как завороженный. Так хотелось посмотреть, пока мама не видит. Но тут мальчик снова услышал всхлип и вспомнил, что он отважный герой и должен спасти того, кто плачет.
И эта комната была пуста. А верхний этаж был закрыт на молнию. Вот чего Малыш никогда не умел, так это справляться с таким замком. Молнию на курточке ему всегда застегивала и расстегивала мама. Но мамы рядом не было, а там, на третьем этаже, явно кто-то плакал. Всхлипы доносились отчетливее и стали еще жалобнее. Малыш вздохнул и принялся расстегивать молнию. Он пыхтел, злился, готов был все бросить, но он знал, что мама не придет. Поэтому справился сам. Первое, что увидел Малыш, была картина. Сначала он подумал, что и эта комната пуста. Вот большой холодильник… А это что, то есть кто? В этой комнате сидел маленький Жирафик. Он явно только что плакал, а теперь смотрел на мальчика слегка испуганно, но с любопытством.
- Эй. Ты чего плакал?
- Я? – Жирафик икнул. – Я потерял своих друзей. Они где-то там. Волчок и Тигренок. Мы шли в деревню навестить Ослика и я потерялся, – Жирафик снова всхлипнул и свесил голову на длинной шее.
- Что же ты не бежишь искать друзей? – Малыш был весьма удивлен.
- Я не знаю, как пройти эту дорогу, – Жирафик вытянул шею в сторону окна.
Мальчик выглянул в окошко и снова вздохнул. Он еще никогда не переходил сам через дорогу. Было немного страшно, но не сидеть же здесь и не всхлипывать, как Жирафик.
- Пойдем, – позвал мальчик, – я проведу тебя.
Друзья вышли на улицу. Жирафик испуганно озирался.
- Постой тихо, – скомандовал Малыш, – я вспомню, чему меня учили.
Красный свет – проход закрыт,
Желтый – нужно подождать,
Свет зеленый – ход открыт,
Путь свой можно продолжать.
[показать]
- А еще нужно идти по зебре, посмотрев сперва на право, а потом на лево.
- Ой, я по зебре не могу, – опять захныкал Жирафик. А его длинные ноги запутались в линиях пешеходного перехода и разъехались в стороны. – Зебра может обидеться.
- Ой, не могу! Насмешил! – Малыш даже схватился за живот. – Это же не настоящая зебра. Это просто пешеходный переход. Его так называют, потому, что он полосатый…
как выбрать материалы для коврика.
К этому этапу в работе над ковриком приступаем только после того как готов эскиз в натуральную величину и нам известны размеры.
Все ткани для нашего коврика можно купить в магазине, но можно и сэкономить, взяв то, что есть под рукой. Почти у каждой женщины есть кучка вещей, которые она не носит по куче причин: от «стала не модной» до «стала малой/большой». Вот тут то и зарыта экономия. Из этой кучи выбираем вещички яркие по цвету, интересные по фактуре – они подойдут на коврик, все блеклое, застиранное, в катышках прячем обратно в шкаф или пускаем на тряпки. Такую ревизию можно провести не только в своем шкафу, но и в мамином или подружкином. Вещи стоит распороть, постирать и кусочки погладить. Советую рассортировать их по цветам. А еще некоторые мамы и бабушки имеют большие запасы разных тканей с советских времен и их тоже можно раскулачить. К этим материалам есть несколько требований:
цвет, рисунок, фактура – должны быть интересные (хотя бы один из трех признаков);
ткани надо использовать чистые;
ткани не должны расползаться от старости.
Для похода в магазин тканей стоит составить список необходимых материалов с указанием количества. Честно скажу, несколько раз я ездила в магазин без списка, считала, что все помню наизусть, и каждый раз приходилось ехать повторно, так как что-нибудь обязательно забывала. Теперь обязательно беру список и вычеркиваю по позициям.
Весь коврик настрачивается на ткань основы, я обычно использую белый ситец или тонкую белую бязь. Количество необходимой ткани рассчитываем от выбранного размера коврика. Ситец имеет ширину 80см, а бязь 1,5м (есть и 2,20м). Ситец тоньше и дешевле, бязь более плотная. Как вариант для экономии можно взять простую простыню (вдруг есть нелюбимая). Как раз материал основы идет у меня первым в списке.
Вторым я пишу ткань на обратную сторону коврика. Расход такой же, как на основу коврика. Тут фантазия не ограничена, можно взять бязь с детским рисунком (я так делаю), или джинсу, плотные костюмные ткани, гобелен. Все упирается в цену материала и стоит обращать внимание на ширину материала.
Третий пункт – это наполнитель для коврика. Я использую синтепон, но возможны и варианты, может в вашем магазине есть что-то интереснее. Синтетический ватин (синтепон, синтепух) – это легкий, объемный, упругий нетканый материал, в котором смесь полиэфирных волокон скрепляется иглопробивным или термическим способом.
Преимущества синтепона заключаются в легкости, хороших теплозащитных свойствах и малом весе, а также в абсолютной безвредности для человека. Поэтому синтепоны используют для всех видов утепленной одежды, в том числе детской, а также для изготовления одеял, покрывал и др. текстильных изделий для дома.
Какую плотность синтепона выбрать зависит от того какие полы в вашем доме – теплые (можно брать потоньше) или холодные (берем потолще). Плотность синтепона бывает 100, 150, 200, 300 г/кв.м, ширина 150 см. я обычно беру 150 или 200, для холодных полов 150 в два слоя. Расход считаю по основе коврика.
Четвертый пунктом идет дублирующий материал. Можно брать флизелин или дублерин. Клеевые прокладочные материалы на тканой или трикотажной основе по международной терминологии называются дублеринами. По применению в одежде дублерины, в отличие от флизелинов, более универсальны, т.к. позволяют дублировать стрейч-материалы и трикотажи, а также детали крупных размеров.
Я предпочитаю в своей работе использовать дублерин – клеевую на трикотажной основе белого цвета. У нас в магазинах продают дублерин от двух производителей г. Нефтекамск и немецкую (не помню названиние). И та и та неплохая по качеству.
Далее идут в списке ткани по уменьшению размера. Например, ткань на небо – 40см, ткань на воду – 35см, на отдельные детали и т.п.
Обычно войдя в магазин тканей, у неподготовленного человека наступает шок. Как можно из этого разнообразия что-то выбрать? К тканям в магазине предъявляем те же требования – цвет, фактура, интересный рисунок. Еще не стоит брать тонкие ткани (шифоны, тонкие плательные ткани), трикотажи (особенно тонкие) – эти материалы сложны в работе, требуют навыков и времени. Присмотритесь к:
креп-сатин – гладкая блестящая поверхность, яркие цвета;
вельвет – интересная фактура, бывают яркие цвета;
габардин – ярких цветов бывает, легко с ним работать;
гобелен, мебельные ткани, ткани для пальто – интересные фактуры и рисунки;
бязь, ситец, тик – красивые рисунки, можно выбрать с детским для фигурок;
флис – фактура и яркие цвета;
плащевки, оксфорд – контрастная фактура относительно любой ткани, есть интересные расцветки, например, камуфляж, осенний лес, тропики ит.п.;
мех – с ним стоит поосторожнее, не стоит его брать слишком много.
Почти в каждом магазине есть стенд/корзина, где лежат остатки тканей (по10- 30см), там иногда можно найти очень интересные ткани.
Обычно когда описывают коврики и их создание про фурнитуру упоминают вскользь, мол используем, что найдем в закромах и никаких подробностей. Максимум что можно встретить это список фурнитуры: молнии, пуговицы, бусинки и т.п. Поэтому я решила подробнее остановиться на обзоре фурнитуры, которую можно использовать в ковриках.
Застежка Молния. Существует куча вариантов этой застежки, различается по номерам (зависит от ширины звена), бывает разъемная и неразъемная, по конструкции замка – с механическим, автоматическим фиксатором или без фиксатора. А самое важное для ковриков – молния бывает разных цветов. И при желании можно подобрать молнию к любому элементу коврика тон в тон или по контрасту. Виды: молния-спираль, молния-трактор, металлическая молния, потайная молния.
Спираль я использую очень часто, разных номеров, если нужно беру разъемную. Молния-трактор мне нравится из-за своей «глобальности», по ней так интересно проводить пальчиками, она очень рельефная, да и детям с ней довольно просто справится. Металлическую молнию стараюсь не использовать, все таки для детских игрушек она слишком грубая и ей очень легко поцарапаться. Для потайной молнии нужна специальная лапка, не в каждом наборе к машинке она есть. Интересно использовать, можно сделать потайной карман и потом долго его искать.
Пуговицы. Даже не стоит говорить про разнообразие пуговиц. Мне очень нравятся пуговицы в детской тематике, фигурные. Для коврика подходят идеально различные ягодки, грибочки, цветочки, листочки, тут фантазию ограничивает только ассортимент магазина и цена за 1шт. К сожалению, цены на такие пуговки не копеечные. А обычно таких пуговок хочется побольше. Так же интересно смотреть пуговки старых образцов, из маминых/бабушкиных запасов, там можно найти такие удивительные пуговки. Мне, как сороке, очень нравится все яркое и блестящее .
Еще к пуговицам относят Джинсовую пуговицу. Состоит из двух деталей: самой металлической пуговицы и металлического гвоздя. Внутренняя часть пуговицы сделана из синтетического материала, который обеспечивает прочное закрепление ответной детали (гвоздя).Ее ставят специальной приладой, а я просто забиваю молотком. Так как детям в одежде придется с ней неоднократно сталкиваться, то мне кажется, стоит использовать такой вариант застежки и в коврике.
Бусинки. Сейчас их выбор огромен от стеклянных и очень дорогих до дешевых пластиковых. Для ковриков я выбираю фигурные пластиковые (это и бабочки, и рыбки и т.п.), просто яркие цветные разных диаметров, еще мне очень нравятся бамбуковые (деревянные) бусинки с рисунком. И все зависит от ассортимента магазина, но многие бусинки можно найти и в шкатулке с бижутерией. Только стоит смотреть чтобы покрытие на бусинках не слазило, а то попадет в рот, детки ведь изучают мир и через рот.
Кнопки. Самая простая кнопка – это пришивная, состоит из двух деталей, бывает разного диаметра от крошечных до очень больших, выполнены либо из металла, либо и пластика. Ее главный плюс не требуется никаких приспособлений для установки, только нитка с иголкой.
Стандартная кнопка для детской и рабочей одежды. Легко устанавливается при помощи станка и специальных насадок.
Кнопка для одежды " пружинный " контакт, состоит из четырех частей. Этот контакт называют " альфа " или " омега ". Благодаря вмонтированным в крепежный элемент усикам достигается максимальная сдерживающая сила. Для установки необходим специальный станок и насадки для именно этих кнопок. Рубашечная кнопка широко используется для пошива мужских и женских рубашек, блузок, для отделки трикотажных изделий. Кнопка состоит из четырех частей. Устанавливается кнопка при помощи специализированной насадки.
Главный недостаток таких кнопок нужны специальные приспособления для установки или нужно идти в мастерскую по ремонту обуви и сумок, там обычно есть все необходимое оборудование. И их нельзя использовать повторно. Плюс – качественное крепление и красивый внешний вид, а в ковриках можно использовать для разнообразия. Себе я купила ручной универсальный пресс для постановки фурнитуры и набор насадок.
Еще один вид кнопок Кнопки магнитные – чаще всего их можно встретить в сумках. Благодаря магниту, кнопка сама находит нужное положение и закрывается в "замок". От диаметра магнитной кнопки зависит ее сила притяжения. Кнопки магнитные закрепляются на изделии при помощи "шипов". В магазинах встречаются не так часто, но можно отколупнуть их с сумки или косметички. От повторного использования качество обычно не страдает.
Люверсы/блочки. Служат для обработки отверстий, шнуровать через блочки очень удобно. Люверсы от блочек отличаются только наличием второй детали. Люверсы смотрятся аккуратнее. Бывают разных цветов: светлый металл, темный металл, никель, диаметр так же варьируется. Ставятся так же как и кнопки «спецприблудами», к каждому диаметру блочки нужна отдельная насадка.
Хольнитены (заклепки). Наверняка вы их встречали на сумках, на одежде или ремнях. Это составная (из 2-х частей) заклепка для закрепления швов везде, где используется толстая ткань. Смотрится очень декоративно, а если в коврике делать, например, такую дорожку, то и очень рельефно. Но все, как обычно, упирается в установку специальными насадками. Говорят, есть умельцы, которые могут и вручную поставить хольнитен, у меня лично не получается.
Пряжки. Выбор в магазинах довольно богат, но на коврик не стоит брать пряжки со стразами, с острыми углами. Обратите внимание на пластиковые пряжки, они довольно декоративны. Еще стоит посмотреть как прочно крепится шпенек пряжки, чтобы его нельзя было снять. Ну и конечно сначала стоит пошерстить запасы, т.к. на удивление, именно пряжки любят хранить наши мамы и бабушки (и еще пуговицы).
Застежки -Крючки. В ковриках можно применять любые из этих видов в зависимости от того что будем закрывать.
Самый простой вариант – отдельные две детали крючок и петля, пришиваются вручную. В магазинах встречаются разных размеров и цветов.
Еще Застежки-крючки на текстильной основе - готовый элемент женского белья, имеют несколько рядов крючков для застегивания, что позволяет регулировать утяжку деталей.
Крючки на ленте - разновидность бельевой фурнитуры, используется в качестве застежки на боди, топах, корсетах и полукорсетах. Их очень удобно вшивать в изделия, эта застежка представляет собой ровные ряды аккуратных металлических крючков, надежно закрепленных на текстильной ленте промышленным способом.
Брючные крючки – это потайная застежка, которая состоит из 2-х деталей, где одна является петлей, другая – крючком (пришивается) или состоит из 4-х деталей (закрепляет на изделии при помощи «шипов»).
Бубенчики. Их можно купить не только в швейных магазинах, но и там где продают фурнитуру для бижетерии, бисероплетения т.п. Бывают простые, которые можно только куда-нибудь вложить и будут звенеть. Очень красивы резные бубенчики, они идут с петелькой, так что их можно пришивать, надевать на тонкую резинку, ленты. Еще вариант с петелькой – простые гладкие разноцветные. И конечно они различаются по диаметру.
Фиксаторы (ограничители шнура) - разновидность швейной фурнитура для регуляции длины шнура или шляпной резинки на изделии. По материалу: металлические или пластиковые (прозрачные, цветные, черные), по количеству дырочек: одно или два отверстия. К фиксаторам пластиковым можно подобрать подходящие пластиковые концевики.
Концевики - пластиковое или металлическое изделие небольших размеров, которое закрепляется на концах шнурков и завязок на изделии для удобства использования, и для красоты. Имеют разнообразную форму - в виде усеченных конусов, полусфер и параллелепипедов.
Карабины. Так же металлические или пластиковые, я выбираю такие которые бывают на детской одежде для тренировки J.
Фастексы (трезубцы) широко применяются в кожгалантерейных и швейных изделиях. Используются в производстве джинсовой одежды; верхней одежды; спецодежды; палаток, рюкзаков, спортивного снаряжения. Бывают простые трезубцы; поворотные, оригинальные трезубцы; трезубцы, открытие которых происходи нажатием сверху; зубцы с декоративными прорезями. Довольно часто встречается такая застежка в детской одежке, поэтому я рекомендую добавлять в коврик чтобы научиться ей пользоваться, только выбирать стоит тот что легче расстегнуть. В продаже есть цветные фастексы, так что можно сделать на коврике игру «подбери пару».
Велькро (контактная лента, липучка) состоит из двух частей, лента петельная и лента крючковая. При соединении двух лент крючки входят в петли, за счет чего происходит сцепление. Бывает разных цветов и ширины. Для детей это самый простой вариант застежки, я использую липучку для активных элементов (например, зверушек, героев коврика).
Резинка бывает бельевая и шляпная. Бельевую я использую в различных карманах (где нужно присбаривание). Шляпная резинка – круглая в сечении, диаметр разный, я обычно беру3,5-3мм. Шляпная резинка мягче, чем бельевая и цветовая гамма богаче (хотя это зависит от магазина).
Косая бейка – тесьма с заранее подогнутыми припусками. Косая бейка используется в качестве отделки, для обработки срезов. Она достаточно мягкая, поэтому можно укладывать ее по дуге без складок и перекосов, получается замечательная радуга, тем более что цветовая палитра очень разнообразная почти в любом магазине. Если в радугу под косую бейку проложить толстый шнур (в магазинах он продается метражом), то получится очень интересный эффект.
Еще в качестве радуги я использовала Ленту атласную, а также для дождика, лучиков солнца, различных завязках. Она бывает разной ширины и цветовой гаммы. Очень удобно, что края ленты достаточно опалить, и не требуется ни какой дополнительной обработки.
Мне нравится Лента светоотражающая. Она обычно обеспечивает безопасность в темное время суток и в то же время делает одежду более яркой и привлекательной, а мне интересна ее фактура. Светоотражающие ленты легко режутся и пришиваются, отличаются и износостойкостью.
Стропа (лента ременная, сумочная) используется для производства сумок, рюкзаков и пр. Изготовлена из тканных текстильных лент различного материала и фактуры. Очень удобно в качестве ремешков для пряжек, фастексов, проста в обработке, достаточно провести над огнем и края не будут распускаться.
В коврики не обойтись без Шнуров, простых (плоских или объемных, с наконечниками или метражом, цветных) и декоративных ,с различными эффектами (например, витых). Главное помнить, что в целях безопасности все шнуры не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не мог запутаться в них.
Не стоит забывать и про декоративные ленты, их выбор огромен в любом магазине, а коврики они добавят нарядности, помогут акцентировать внимание на каких-то деталях, сделают образ законченным.
Термоаппликации. Готовые элементы, приклеиваются при помощи утюга (лучше через тонкую ткань). Я в ковриках использую бабочек (разного размера), пчелки, стрекозы, рыбки, цветочки, яблочки и т.п. Это красиво, только цены немного кусаются.
Аппликации. Готовые их остается только пришить, есть с разными эффектами: объемные, махровые, джинсовые.
Пищалки. Наверняка встречали мягкие игрушки, на которые нажимаешь, а они пикают. Такую фурнитуру можно иногда встретить в магазинах. Дети их очень любят, можно в коврике вставить в солнышко, машинку, практически в любое место.
Звуковые модули. Мяукающие, лающие, поющие – их тоже продают, они довольно громоздкие и под маленькую деталь их не спрячешь. Выбирая место для такой фурнитуры, стоит помнить о том, что при стирке модуль надо вытаскивать и сразу продумывать узел сборки.
Этот список примерный, вовсе не обязательно покупать всю эту фурнитуру.
С помощью списка можно подготовить спецификацию на фурнитуру, т.е. определиться, что и в каком количестве покупать в магазине. Берете эскиз и смотрите – такой элемент сделаю на молнии, сюда поставим кнопочку, тут будет карабин, можно даже подписать на эскизе. Это позволит сделать коврик очень разнообразным по вариантам застежек и отделки. В спецификации для магазина, стоит сразу прописать замены, вдруг чего-то в неличии не будет. Промерить длины для шнурков, ленточек, косой бейки, молний и эту информацию тоже внести в спецификацию, так же как и предпочтения по цвету. Еще я подписываю, для какого элемента будет эта фурнитура, иногда озарение приходит и в магазине. Это очень сильно облегчит поход в магазин, ничего не забудете, не придется ехать повторно.
Ну что же эскиз готов, ткани и фурнитура подобраны и куплены, так что вперед – приступаем к работе над ковриком! Здесь работа тоже будет происходить в несколько этапов:
Подготовка фона
Изготовление отдельных узлов
Изготовление отдельных элементов
Объединение фона и элементов
Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
Сборка коврика
Изготовление активных элементов
Я буду рассказывать, как я шью коврики, последовательность операций, этапов можно менять в соответствии со своими желаниями и мыслями. Для меня эта последовательность в работе самая результативная, она проверена на моей практике.
1.Подготовка фона
Из ткани для основы (у меня это ситец) кроим подложку, на которую будем настрачивать кусочки фона. Она должна быть сантиметра на3 больше выбранного размера коврика (уйдут под сборку) и сразу той формы что задумана. Если коврик состоит из нескольких частей, то подложка кроится для каждой и за один раз, так есть определенная экономия времени – не придется, потом опять раскладывать ткань, делать новые замеры и т.п.
Такие элементы фона как небо, земля - т.е. крупные, я крою без лекала. Это связано и с экономией времени и экономией ткани – сделать большое лекало, выкроить по нему, потом только прикреплять к фону, на мой взгляд, удлиняет процесс. Я беру край ткани на небо прикрепляю с помощью булавок к краю подложки, потом отмеряю линейкой необходимую ширину и обрезаю. Это подходит для прямоугольных ковриков, если коврик имеет другую форму, тогда стоит сделать все-таки лекало. Небо я делаю из одного лоскута, а землю стараюсь сделать из тканей с разной фактурой. Сразу стоит смотреть эскиз, чтобы крупные детали не закрывали «интересную» ткань фона. Например, у ткани ярко выраженная фактура или красивая расцветка, то лучше ее расположить так чтобы она оказалась открытой и доступной. Я стараюсь чередовать «интересные» ткани с более простыми и по цвету и по рисунку, чтобы коврик не был перегружен, иначе он перестает восприниматься как целое. Лучше эти кусочки пустить на элементы, где они будут подчеркивать сам элемент, а не отвлекать от него внимание.
Если ткань фона очень сыпучая, легко распускается, то такие кусочки я сажу на клеевую, если по умному дублирую (Дублировать – соединить по поверхности изделие с клеевыми и прокладочными материалами с помощью утюга или пресса).
Я не пользуюсь живулькой (на живульку — простонаречное выражение о смётанном, собранном «на живую нитку»), я все накалываю на булавочки портновские, простые с колечком. Это и быстро наколоть, и не мешает при шитье, потом так же быстро убрать можно. В общем, фон накололи, теперь определяемся порядок шитья – чтобы меньше колоться, нитки менять по цветам как можно реже, минимум прерываний в строчках. Строчку прошили, булавки вытащили, следующую строчку шьем. По краям, которые уйдут под сборку, прокладываю простую строчку, а не зигзаг, для экономии ниток и меньшего растяжения ткани.
Если есть радуга, то ее надо зашивать под «землю», тогда – сначала пришиваем небо, на него прикалываем фиолетовую косую бейку по радиусу и пришиваем. Первая дуга будет ориентиром для шитья следующих цветов радуги. Потом настрачиваем «землю».
Следующий шаг - накалываем крупные плоские части коврика: реки, дороги плоские деревья (большие) и т.п. Я не стала выделять это отдельным этапом, т.к. это больше фоновые элементы. Стараемся работать в соответствии с эскизом, но если и будут небольшие отклонения в ковриках это не так страшно. Если все смотрится нормально, пристрачиваем плотной строчкой зигзаг. Если деталь прилегает к боковой стороне коврика, там прокладываю простую строчку (для экономии ниток), это строчка будет невидна, уйдет под сборку. Параметры строчки зависят от материала, чем плотнее и несыпучей – тем шаг больше, например Джинсу или Оксфорд я пристрачиваю с шагом 1- 1,5мм, ширина 4,5-5мм, более тонкие ткани – с шагом 0,5-0,8мм ширину тоже4,5- 5мм.
2. Изготовление отдельных узлов
Я обычно делю узлы по цветам, и отдельно идут узлы с молниями, потому что их шьем со специальной лапкой. В зависимости от структуры ткани (очень сыпучая, легко распускается) большую часть деталей я дублирую. По цветам означает, то какими нитками я будут делать отделочные строчки.
Я желтые узлы для контраста могу отстрочить красными или фиолетовыми нитками, белые – голубыми или синими. В этом вопросе допускается, на мой взгляд, полный полет фантазии. Именно поэтому я заранее продумываю, что и чем буду шить, представьте, сколько раз пришлось бы менять нитки в машинке, и сколько времени на это было бы затрачено, если не обдумать заранее простую последовательность. Конечно, без замены ниток не обходиться, но если свести их к минимуму, то и времени сэкономить можно довольно много. Все внутренние швы я делаю белой ниткой, т.к. ее у меня большая бобина. А цветные нитки я стараюсь использовать по максимуму экономично, ведь для коврика цветовая палитра ниток должна быть разнообразна.
Подробного описания узлов я делать не буду, здесь все зависит от вашего полета фантазии и умения эти фантазии воплощать.
3. Изготовление отдельных элементов
Объединяем отдельные узлы в элементы. Все советы по цветам те же самые что и в предыдущем этапе. Стоит только помнить где и какую фурнитуры вы планировали поставить, потому что некоторая мелочевка ставится/пришивается так чтобы обратную сторону не видно было. Например, магнитные кнопки, джинсовые пуговицы, велькро, брючные крючки (из4х деталей) и т.д. Заодно стоит поставить блочки/люверсы пока элемент не пришит к фону.
4. Объединение фона и элементов
Опять работаем последовательно, вначале накалываем крупные элементы, которые будут служить ориентирами, пристрачиваем. Не накалываем все сразу, в несколько заходов разбиваем этот процесс. Опять-таки смотрим по цветам ниток, чтобы все зеленое было наколото и пришито за один раз и т.п. Наконец оставляем мелочевку, листики, травку, велькро, термоаппликации (их стоит не только приклеить, но и пришить по краю) и т.п. Самое главное в работе с ковриком – выбрать оптимальную последовательность настрачивания элементов и узлов, потому что чем больше на фон уже пришито, тем труднее его протаскивать в машинке по сложным контурам.
5. Ручные операции (все, что пришивается в ручную, постановка фурнитуры)
Теперь наступает мой самый нелюбимый этап, пришивание бусинок и пуговиц, бубенчиков. Сразу готовим кучку из пуговок и бусин, которые будем пришивать, рассчитываем сколько и каких. Можно разложить коврик и посмотреть куда пришивать. Главное помнить, что эти пуговицы и бусинки предназначены ребенку, их надо пришивать очень крепко. Затем ставим остатки фурнитуры, половинки от кнопок, например.
6. Сборка коврика
Если коврик будет вешаться на стену/кроватку, то перед сборкой стоит пришить по верхнему краю петельки или завязки. Я их делаю из косой бейки, примерно 3шт на 1метр, можно и чаще в варианте с завязками.
Коврик, состоящий из нескольких более мелких – вначале пришиваются молнии или кант с липучкой, пуговицами. Затем по размеру коврика кроится синтепон или другой выбранный материал. На него укладывается сам коврик лицом вверх, а сверху отрез ткани лицом внутрь, которую выбрали на оборотную сторону коврика. Скалывается насквозь портновскими булавками (обязательно прихватывайте синтепон) и прошиваем простой строчкой. Надо оставить в одном из краев отверстие достаточное, чтобы вывернуть коврик. Вывернув коврик, просматриваем шов – все ли прихвачено, нет ли складок и т.п. Если все в порядке, то зашиваем оставленную дырку.
Если несколько частей коврика, то повторяем по новой.
7. Изготовление активных элементов
Под активными элементами я подразумеваю отдельные фигурки. Такие как, солнце, облако, луна, яблоки, овощи, листья, снежинки, фигурки животных или персонажи сказок. Все то, что путешествует по коврику и может быть отделено от него. Активные элементы могут быть с разной фурнитурой: на велькро, на кнопках, под пуговицы. У меня несколько способов шить такие элементы:
Кроятся по лекалу две зеркальные детали, обязательно дублируются. На оборотную сторону пришиваю липучку. Складываю две детали лицом наружу и обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг, оставляю небольшое отверстие, неплотно набиваю синтепухом (или мелко нарезанным синтепоном). Отверстие зашиваю строчкой зигзаг. Этим способом я шью тучу, яблоки, листья, овощи. Листья и яблоки только не набиваю.
Фигурки животных и персонажи сказок. Детали я вырезаю из бязи с детским рисунком с небольшим припуском относительно изображения, обратная деталь кроится по верхней. Остальное как в первом способе.
Солнце и луна кроятся с припуском 0,8-1см, дублируются. На оборотную деталь пришиваю липучку, складываю детали лицом друг к другу (для солнца еще прикалываю лучики из атласной ленты) и обстрачиваю простой строчкой, оставляю небольшое отверстие, выворачиваю и неплотно набиваю синтепухом. Отверстие зашиваю вручную, так чтобы строчку видно не было.
Для цветов и снежинок я складываю ткань вдвое и внутрь слой синтепона (для цветов) или полиэтилена (для снежинок). Скалываю по краям булавочками. Прикладываю лекало и обстрачиваю по самому краю лекала простой строчкой. Лекало убираю, вырезаю элемент очень близко к строчке. Обстрачиваю по краю плотной строчкой зигзаг. На цветах делаю петлю (на машинке), на снежинках прокладываю по кругу декоративные строчки, а затем ставлю кнопочки.
Все нитки завязываю двойным или тройным узлом для прочности.
Поздравляю! Раскладываем фигурки и Развивающий Коврик готов!
Игры на развивающем коврике. Часть 1.
Развивающий коврик это воистину универсальная игрушка, которая будет любима вашим малышом практически от рождения и до школы. Я ни сколько не преувеличиваю, ведь речь идет не о магазинном развивающем коврике, а о сшитом любящей мамой. Такой коврик таит в себе безграничные возможности для развития ребенка. На примере развивающего коврика Любови Дальновой «Веселая прогулка», я расскажу о разнообразных играх, которые можно придумать с его использованием.
Рассматриваем
Первое что сможет делать ваш малыш, лежа на развивающем коврике, это, конечно, рассматривать его. Положите его на животик перед ярким элементом, например, цветочком или деревом, изображенным на коврике. Прикасайтесь к деталям, называя их: «Это цветочек, такой красивый, ярко красный, АХ, как пахнет… это машина, грузовик, дрррр едет машина…» Сравнивайте элементы коврика с настоящими предметами. «Это стол, а вот стоит наш стол, на нем чашки и ложки».
Когда вы хорошо изучите детали коврика, начните искать вместе радугу, дерево, солнышко. Терпеливо показывайте малышу то, что он пока не может разыскать. Рассказывайте о свойствах изображенных предметов.
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Часть «Лес».
Крохам до полугода часто очень нравится рассматривать картинки. Обыкновенные книжки правда они норовят съесть, а вот слопать целый развивающий коврик с яркими изображениями у них вряд ли получится, так что рассматривайте с удовольствием!
Треплем, теребим, тянем, гладим.
Разнообразная фактура ткани, пуговички, резиночки, гладкая рыбка, мягкое солнце, или пушистая травка, всё это представляет огромный интерес для крохотных пальчиков. Перебирать и теребить пуговицы-камешки на берегу, малыш сможет и без вашего участия, однако будет здорово, если вы опять же, прокомментируете его действия. Покажите ему, как гладить ручкой травку, расскажите, что она пушистая, зеленая.
Если в коврике предусмотрена веревочка – перетягивалка (как например эта рыбка), примерно с 6ти месяцев вы можете научить малыша дергать за неё, получая от этого огромное удовольствие. Если малыш потянет за пуговицу, рыбка поплывет к нему. Разве не здорово?
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Элемент части «Море».
Шуршим, гремим, звоним.
В играх с малышом, важно воздействовать на все органы чувств. Поэтому, кроме того, что малыш чувствует на ощупь отличия материала, из которого сделаны детали коврика, он может эту разницу ещё и услышать. В этом помогут различные звучащие наполнители и приспособления.
Например, море на коврике «Веселая прогулка» шуршит.
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Часть «Море».
Поиграйте с малышом в такую игру – поочередно мните руками шуршащее море не забывая восхищаться: «Ой как шумит море! Мама вот так шумит! Теперь доченька шумит! Умничка, как здорово море шумит!».
Или покажите малышу, как звонит колокольчик на шее у коровы. Возьмите куклу, это будет хозяйка коровы. Она должна прибегать всякий раз подоить корову, как только на шее у неё зазвонит бубенчик. Малышам очень нравится осваивать новые действия, особенно, если они при этом сопровождаются приятным звуком и похвалою мамыJ
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Элемент части «Деревня».
Ловим бабочек.
Для маленьких исследователей, которые ещё только начали учиться управлять своими ручками, подойдет игра «спрячь бабочку». Вы показываете малышу, как *mas*terskayakar*.ru двумя ладошками можно спрятать бабочку на коврике. Приговаривайте при этом что-нибудь забавное, например: «Бабочка сидит на цветочке, мама её спрячет, ОП, спрятали бабочку! Отпустили, полетела бабочка».
Если у ребеночка пока не получается самостоятельно повторить движение, направьте его ручки, помогите ему. И, конечно, радуйтесь, если у него получается!
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Элемент части «Деревня».
Моторика
Малыш растет, растут его возможности и потребности, и наш коврик не отстает, на нем ещё достаточно развивалок и возможностей для исследования. Как правило, при изготовлении развивающего коврика, мамы используют всевозможные виды застежек.
Научившись справляться с липучками, шнуровками, кнопками и пуговичками, ребенок делает серьезный шаг к самостоятельности (скоро он сможет одеваться и раздеваться сам). Кроме того, развивается мелкая моторика рук, а значит и интеллект малыша.
Чтобы подогреть интерес к расстегиванию, поиграйте в «сюрприз» – что-то интересное ждет малыша в домике, нужно только открыть двери (или окна) .
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Часть «Город».
Сюрпризом могут служить небольшие любимые игрушки, заламинированная фотография малыша или его близких, другая яркая карточка . А, может, сюрпризом будут буквы и вы заодно освоите алфавит, освобождая по букве каждый день?
На примере коврика «Веселая прогулка» видно, сколько можно использовать разнообразных видов застежек. В трехэтажном доме есть молния, пуговицы, кнопки. В домике деревенском шнуровка, пуговка с петелькой закрывает двери.
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Элемент части «Деревня».
Разновидность игры в сюрприз, игра в «освобождение». В домике заперт маленький ослик. Он такой низкий, что не может открыть снаружи дверь, но наш умница его конечно освободит.
Открывать обычно легче, чем закрывать. Научившись открывать разные виды застежек, Вы можете попробовать не освобождать зверюшек, а прятать их от лисы, например. Чтобы лиса не достала зайку, нужно обязательно закрыть двери. Покажите малышу, как продевать пуговицу в петлю, если он не может справиться. Успели? Ну фух , не утащит лиса зайку!
Кроме закрывания –открывания дверей, можно осваивать пуговицы и липучку, отстегивая цветы с полянки и собирая яблоки с яблони. Поиграйте с малышом в сбор урожая.
[показать]
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Часть «Деревня».
Расскажите ему об овощах и фруктах, скажите, что они созревают осенью и пора их собирать. Дайте небольшую коробочку, в которую малыш сможет сложить то, что отлепил. Покажите, как прикрепить овощи и фрукты на место. Обратите внимание ребенка на то, что овощи растут на грядках, а фрукты на деревьях.
Физическое развитие.
Если подключить фантазию, можно использовать развивающий коврик и для физического развития. Например, можно в буквальном смысле прогуляться по коврику. Побегать на мысочках, на пяточках, спиной… Вы конечно уже поняли, что многочисленные пуговички-цветочки, которыми расшит коврик, сделают маленьким пяточкам замечательный массаж.
Можно проползти из города в деревню… И отправиться в сад за яблочками. Только, чур, не приседать и ноги не сгибать! Наклоняемся глубоко, тянемся за яблочком… Сорвали! Молодцы, положили в корзинку (или в любую коробку )
Инсценируем и сочиняем сказки.
Чем нагляднее будут представлены первые сказки, которые мы читаем или рассказываем малышу, тем больше будет его интерес к ним. Если ваш развивающий коврик будет состоять из нескольких частей, вы сможете с легкостью разыграть на нем представление по любой сказке, будь то «Курочка ряба», или сказка «О золотой рыбке».
Коврик веселая прогулка состоит из 4х частей – город, деревня, лес и море. Героями для сказок могут быть любые ваши игрушки, специальные пальчиковые куклы, или, вы можете даже слепить их из пластилина.
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Части «Город», «Лес», «Море» и «Деревня».
Когда мы играем в сказку, у ребенка появляется простор для фантазии, сказка начинает меняться по усмотрению малыша или мамы, появляются новые необычные сюжеты, и, в конце концов, рождается новая сказка.
Ролевые игры
Развивающий коврик отличная площадка и для проигрывания различных бытовых ситуаций. Поход в магазин, правила дорожного движения, поведения на улице, игры на площадке, прием пищи, укладывание в постель… Проигрывая все эти ситуации, вы сможете открыть для себя много нового и узнать о знаниях малыша в этих сферах. Смогут ли волчонок и тигренок договориться о том, чтобы кататься на качелях по очереди? Подождут ли зеленый свет светофора, чтобы перейти дорогу? Помоют ручки, перед тем как садиться за стол?
Предусмотрите на коврике как можно больше элементов, которые помогут в игровой форме закрепить навыки безопасного поведения.
Поиграйте с малышом в светофор, рассказав ему такой стишок:
«Красный свет – прохода нет,
Желтый будь готов к пути,
а зеленый свет – иди!»
Пускай, дорогу переходит любимый персонаж ребенка. Закрывайте поочередно два цвета светофора, подсказывайте малышу: «Вот, зеленый загорелся, переходите! Молодцы!». Не забудьте вспомнить этот стишок, когда встретитесь на улице с настоящим светофором!
Топаем по дорожкам пальчиками.
По многочисленным дорожкам развивающего коврика можно топать не только игрушками, но и собственными пальчиками. Покажите малышу, как могут ходить пальчики. Здорово, если на руку вы оденете шагающую куклу. Но можете и просто пройтись пальчиками, максимально «оживив» их. Например, спотыкаясь о камешки, присаживаясь на пенечки, напевая песенки.
Не так-то просто будет ребеночку повторить такое «шагающее» движение средним и указательным пальцем, но ваша поддержка и одобрение сделают своё дело, будьте уверены!
Цвета
Использование на развивающем коврике разноцветных тканей позволяет играть в разнообразные игры, которые позволят малышу легко изучить основные цвета. Сначала, просто называйте цвета различных элементов коврика. Просите ребенка найти на коврике что-либо, называя цвет, например: «Покажи желтое солнышко! А где синяя тучка? А зеленая ёлочка?».
Играйте в игру «собираем желтое (зеленое, красное, синее..). Возьмите желтую коробочку и вместе попробуйте собрать на коврике все элементы одного цвета (желтый жирафик, солнце, цветок). Можете дополнительно использовать детали от конструктора, разложив их по коврику. Пускай это будут у Вас грибочки или цветы.
Когда малыш научится разговаривать, он с большим удовольствием будет отвечать на ваш вопрос «Какого цвета это?». Используйте его радость ответить вам, а если он ошибся, просто назовите цвет правильно, не акцентируя внимания на неудаче.
Логика и счет
На коврике вы сможете преподать малышу в непринужденной форме уроки логического мышления, познакомить его с понятиями больше-меньше, один-много, разные-одинаковые…
Вот примеры некоторых игр, которые можно предложить ребенку в зависимости от его возраста:
«Собери пальму». Из треугольников нужно собрать ствол пальмы используя принцип пирамидки. Ориентируйтесь на возможности малыша. Для начала будет здорово, если он просто прикрепит последовательно треугольники. Обратите его внимание на то, что все треугольники разного размера. Есть самый большой. Где он? А самый маленький? Покажите, как правильно прикреплять треугольник. Возьмите пальчик малыша и сосчитайте, сколько всего треугольников составляют ствол пальмы.
Одинаковые деревья. На части коврика «лес», найдите все деревья. Назовите их и расскажите, что здесь есть одинаковые. Покажите малышу ёлочку, и попросите найти такую же. Остановитесь подробнее на понятии «одинаковый», «такой же, как этот».
Задание, с которым смогут справиться детки постарше – найти одинаковые пуговицы. На берегу коврика «Море» пришито много разноцветных пуговок, некоторые из них парные. Попробуйте вместе отыскать одинаковые пуговицы.
Угостим корову яблоком. Попросите малыша снять с яблони яблоко и угостить им корову. Теперь у коровы ОДНО яблоко, а на дереве висит много. Посчитайте сколько именно. Возьмите ещё зверюшек и всех угостите. Попросите малыша разложить всем яблоки, а сами комментируйте: «Одно лисичке, одно ослику, одно жирафу…»
Развивающий коврик «Веселая прогулка». Элемент части «Деревня».
Считаем всё подряд. Считать на коврике можно всё, что угодно – цветы, деревья, бабочек, пуговицы. Как только малыш освоит элементарный счет, давайте ему несложные задания по пересчитыванию. Для начала считайте вместе: «Сколько рыбок на картинке? Да, вот одна большая, а вот здесь вторая, она маленькая! Две рыбки!»… Игра, когда нужно и найти и посчитать развивает кроме прочего внимание малыша.
Английский
Ну вот, мы научились справляться с различными видами застежек, познакомились с цветами, понятиями размера и количества, узнали, как правильно переходить дорогу, любим и умеем самостоятельно сочинять сказки или инсценировать прочитанные сюжеты. Как ещё можно использовать развивающий коврик? Если вам кажется, что вы исчерпали все его возможности, я попробую вас в этом переубедить.
Вы можете использовать развивающий коврик для изучения иностранного языка. Когда вы только знакомить малыша с новым языком, кроме того, что вы включаете иностранную речь в повседневную жизнь, неплохо было бы иметь в арсенале развивающих материалов что-то особенное и приятное. То, что будет ассоциироваться у ребенка с иностранной речью.
Этим особенным может быть коробка с игрушками, взяв которую в руки мама начинает говорить на завораживающе непонятном языке… Или книжка… Или, наш развивающий коврик.
Все те понятия, которые помог освоить коврик на родном языке, можно изучить с его помощью и на любом другом. Начните с того же, с чего начинали обучение малыша родной речи – показывайте и называйте отдельные элементы коврика на английском, называйте цвета, понятия, разыгрывайте элементарные бытовые сценки. Например, поздоровайтесь на английском с каждым персонажем коврика, попросите и малыша поздороваться. Если вы играете каждый день, вам не нужно думать о том, как усложнять задания, понимание придет к вам само, по ходу игры.
PS. Пока я писала эту статью, меня не оставляло чувство, что по каждому разделу игр я сказала ещё не всё, что можно ещё поиграть и в это и в то, и в другое… Но мне и так пришлось сокращать материал, так что остальные игры вы легко придумаете сами.
Да, сшить развивающий коврик не так то просто, но ваши усилия окупятся многократно счастливым взглядом вашего малыша.
Все права на данный электронный мини-курс пренадлежат Любови Дальновой. Copyright 2010 masterskayaKAR.ru
С другими работами вы можете познакомиться на сайте: http://masterskayakar.ru/
Распространение книги разрешается только в неизменном виде