[210x200]Судьбе было угодно, чтобы Алеша Скворцов из «Баллады о солдате» Г. Чухрая и ослепительная пышногрудая блондинка Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» Л. Гайдая больше 30 лет прожили вместе.
Светлану Светличную и Владимира Ивашова называли одной из самых красивых пар советского кино. Их брак уместил в себя все: сумасшедшую любовь и горечь измен, бешеный успех и полную безвестность.
Светлана стада главным секс-символом советского кино 1970-х годов. Она снялась в 27 кинофильмах. Ее героиня в «Бриллиантовой руке» неожиданно для советского зрителя показала, что женщина может быть не только верным товарищем, но и обольстительной красоткой. «Не виноватая я, он сам пришел!» — летело с экрана в полутемный кинозал, и сердца мужчин разбивались и гибли «в огнедышащей лаве любви». За ее «халатиком с перламутровыми Пуговицами» многие готовы были пойти на край света. (Кстати, на благотворительном аукционе в 2005 году одну такую перламутровую пуговичку продали за 1300 долларов США, а деньги пошли в фонд помощи российским актерам-пенсионерам.) Однако сердце Светланы всю жизнь принадлежало только одному мужчине.
Ее супругом стал Владимир Ивашов, по которому сходили с ума тысячи женщин Советского Союза. «Володя был для меня всем: мужем, другом, учителем, любовником... Просто счастье, что я вышла замуж именно за него и что он стал отцом двух наших сыновей», — говорила в одном из интервью актриса.
Младшие коллеги по актерскому цеху называли его почтительно Владимир Сергеевич. Для друзей он был просто Вовка, обладающий притягательной силой и чисто мужским обаянием.
Родился актер в московской рабочей семье 28 августа 1939 года. Школьником Володя часто ходил на спектакли Сергея Образцова, мастерил дома кукол и устраивал представления для младшей сестры. Получив аттестат зрелости, он решил посмотреть, что такое ВГИК, хотя отец советовал идти на завод.
Ивашов вспоминал: «Я был на предварительных консультациях на всех факультетах и понял, что ни режиссера, ни сценариста, ни оператора или киноведа из меня не выйдет. Наверно, в конце концов, так бы и поступил, как советовал отец, если бы не попробовал почитать стихи. Мне разрешили сдать документы в приемную комиссию, но только с начала учебного года в мастерской Григория Михайловича Козинцева я стал понимать, что требуется от актера».
Путь Владимира в кино начался очень счастливо. Уже на втором курсе 19-летний студент снялся в легендарной киноленте «Баллада о солдате». Перед этим на главные роли в картине режиссер Григорий Чухрай пригласил настоящих звезд того времени — Олега Стриженова и Татьяну Конюхову. Съемки шли полным ходом, когда однажды Чухрай понял: он ошибся — герои должны быть значительно моложе и совсем неизвестными. Не то зритель пойдет в кинотеатры на Стриженова и Конюхову, и тогда задуманная бесхитростная лирическая история просто не воспримется. Вот тогда-то он и предложил роли Алеши Скворцова и Шуры студентам-вгиковцам Владимиру Ивашову и Жанне Прохоренко.
«Баллада о солдате» оказалась одной из лучших кинокартин о Великой Отечественной войне. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля и множество других наград, а исполнители главных ролей стали народными любимцами.
Ивашов был частым гостем зарубежных кинофестивалей. В Москву он вернулся в ореоле славы, которая, кстати, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось во ВГИКе опуститься на курс ниже. Так он оказался в одной мастерской со Светланой Светличной.
Актриса родилась 15 мая 1940 года в г. Ленинакане Армянской ССР в семье военнослужащего. Отец, Афанасий Михайлович Светличный, дослужился до генерала. Мать, Мария Федоровна Золотарева, была домохозяйкой.
Во время войны семья какое-то время жила в районном центре Коломак Харьковской области, потом переехала в г. Ахтырку на Сумщине, где Светлана пошла в 1-й класс. Светличные нигде долго не задерживались, следуя за отцом к месту его службы. Мария Федоровна могла не думать, как обуть, одеть и чем накормить ребенка и мужа-генерала, поэтому у нее оставалось время на художественную самодеятельность для себя и на драмкружки для малышки. Мама Светочки была творческой личностью, играла в спектаклях в Доме офицеров, делала представления к Новому году, 8 Марта, Дню Победы и другим праздникам. В этих концертах принимала участие и дочка — Мария Федоровна мечтала, чтобы та стала актрисой.
Когда Светлана окончила школу в г. Советске Калининградской области, мать купила ей билет, посадила на поезд и отправила в Москву поступать во ВГИК: «Езжай и пробивай себе дорогу на большой экран!»
В столице, узнав что конкурс — 80 человек на место, девушка поняла, что вряд ли станет студенткой. Но симпатичная провинциалочка приглянулась приемной комиссии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру таланта. Светличная успешно прошла три тура испытаний и была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Шихаила Ромма.
В тот год у него был объединенный режиссерско-актерский курс. Вместе со Светланой учились Андрон Кончаловский, Валерий Носик, Андрей Смирнов, Жанна Прохоренко, Галина Польских. Светличная быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. На студенческой сцене она сыграла Элизабетт Проктер в «Салемском процессе», Катюшу Маслову в «Воскресении», Марьянку в «Казаках». Кроме того, у первокурсницы обнаружились незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты и преподаватели.
«Многие из них были в меня тайно или явно влюблены, что мне очень льстило, — вспоминала актриса. — Но у меня никогда не возникало чувство, что я сама красивая. Мне казалось, что другие девушки, обделенные мужским вниманием, гораздо красивее меня.
Примерно через месяц после начала учебного года во ВГИКе показали "Балладу о солдате". Вот тогда-то у меня сердечко и екнуло. Да и не у меня одной. "Какой парень! —
глядя на экран, думала я. — Какой чистый, какой непосредственный!". И как же я ревновала Ивашова к Жанне Прохоренко. Все время же вместе: вечера, фестивали... Я нисколько не сомневалась, что их любовь, экранная, вот-вот перерастет в супружескую жизнь».
Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации знаменитого фильма. Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной.
Ждать долго не пришлось. Первый же учебный этюд, отрывок из «Казаков» Толстого, им доверили сыграть вместе. Да еще какой отрывок! Сцена признания Оленина и Марьяны. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья.
«Мне показалось, что он с трудом заставляет себя не то чтобы поцеловать — прикоснуться ко мне, — вспоминала актриса. — Потом уже, после свадьбы, муж признался, что он просто цепенел от робости. А я-то, дурочка, испереживалась. Но его поцелуй... До сих пор помню его вкус на губах. Не сказать, что раньше с мальчиками не целовалась, но этот поцелуй был особенным. Такие теплые, мягкие и очень нежные губы...
В один из осенних дней Володя провожал меня домой. Пошел дождь, мы спрятались под кронами деревьев, но все равно промокли до нитки. И тут он мне сказал: "Светка, мне кажется, я тебя люблю". Мне — 19, Володе — 20. Во время зимних каникул мы расписались».
Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против их брака.
Света переехала к Ивашовым, где в одной комнате коммунальной квартиры на Краснопролетарской улице уже жили пять человек. На ночь размещались так: Володины папа с мамой спали на кровати, младшая сестренка Валя — на сундуке, а старший брат Юра, Володя и Света — на полу. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.
В 1961 году, учась на третьем курсе, Светлана родила первого сына, которого назвали Алешей в честь главного героя «Баллады о солдате». В одной комнате стало обитать семь человек, жизнь стала невыносимой. Ивашов пошел в Моссовет и написал заявление с просьбой предоставить ему отдельное жилье. После бюрократических проволочек и вмешательства Григория Чухрая актеру дали двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной. Светлане с Володей после коммуналки она казалась дворцом.
Друзья называли их Ромео и Джульеттой. Они и впрямь почти не расставались. Если и разъезжались по съемочным площадкам, то считали часы до встречи. А встречаясь, всякий раз устраивали пир на весь мир.
После окончания в 1963 году ВГИКа Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Они много снимались, и фильмы с их участием имели успех у зрителей. Но на съемочной площадке супруги встречались не так уж часто.
Сначала в короткометражке «Тетка с фиалками» из альманаха «Юность» (1964), где у Светличной была лирическая роль, а у Ивашова — роль студента Володи, сноба и стиляги (саму Тетку с фиалками сыграла Нина Сазонова). Потом в «Герое нашего времени» Владимир сыграл Печорина, а Светлана — девушку-контрабандистку. Также эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Корона Российской империи», где Ивашов играл адъютанта белогвардейского полковника Кудасова. Там он великолепно пел под гитару специально написанный для фильма романс «Русское поле». Снялся Ивашов и в роли молодого полковника Исаева (будущего Штирлица) в экранизации романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В его послужном списке были еще роли в таких картинах, как «Семь нянек», «Когда наступает сентябрь», «Тучи над Борском», «Леон Гаррос ищет друга», «Эй, кто-нибудь!» и других.
Не отставала от мужа и Светлана. В популярной комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной балладе «Чистые пруды» — Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» — стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день» — маму. Эти роли создали Светличной имидж самой красивой актрисы СССР.
Но самый большой успех ее выпал на комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Соблазнительница Семена Семеныча Горбункова появляется всего лишь в нескольких эпизодах, однако их вполне хватило, чтобы она вошла в историю советского кино как актриса, первая показавшая стриптиз. Одно время этот эпизод по приказу высокого партийного руководства даже вырезался из картины.
«Во время съемок я очень боялась, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала. Юрий Никулин быстро снял все комплексы. Он сказал: "Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились!» — говорила актриса.
Долгие годы после этого фильма ей вслед неслось: «Смотри, невиноватая пошла!».
В 1970-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как считает Светлана: «Первые десять лет брака — потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом — сложная середина».
Был момент, когда их брак висел на волоске. Началась взаимная ревность к поклонникам, измены. Супруга капризничала, устраивала сцены, обвиняла Владимира в том, что он не стал режиссером и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших мужа, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и супруг прощал.
Светличная вспоминала: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я — человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, но он был однолюб, умел прощать... Я была самой отвратительной женщиной на свете. Какое-то время я занималась афоризмами, и один из них сейчас мне вспомнился: "Она жила с ненавистным ей человеком, и этим человеком была она сама".
Совсем недавно я нашла несколько писем Володи ко мне, написанных во время наших ссор. Перечитала — как же он меня любил! Как прощал! Он жизнь готов был за меня отдать. А я... У меня такое ощущение, что я смогла отдать ему лишь сотую часть моей любви.
Когда б я был талантливым поэтом, —
Таким ведь многое прощается, —
Я б не писал о войнах, о плотинах, о балете,
О том, что в жизни все кончается.
На всех листах
Я б о цветах,
О незабудках синих — о глазах твоих
Писал один, но бесконечный стих.
Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого человека, наверное, у меня был бы не один муж. Я постоянно влюблялась в своих партнеров.
Например, после "Семнадцать мгновений весны", где я играла роль немки Габи, я была без ума от Тихонова. Однако сказать ему о своих чувствах просто не могла себе дозволить. Я любила его на расстоянии. Но на съемки к Тихонову не шла, а бежала. Он о моей любви так и не узнал... Была почти влюблена в Стриженова, когда мы снимались в фильме "Неподсуден". Когда я впервые попала на съемочную площадку в фильме "Им покоряется небо", моим партнером был Николай Рыбников. Я представляла, как он меня целует, обнимает, придумывала романтические свидания.
[210x200]
На съемках "Бриллиантовой руки" мы с Андрюшей Мироновым были влюблены друг в друга. Мне очень импонировало, что такой красавец не давал мне прохода. Актер просто преследовал меня, где бы я ни была, вел себя как расшалившийся мальчишка. Я ответила ему взаимностью. Неделю мы целовались, обнимались, плавали в Черном море ночью. Он даже спас мне жизнь однажды, когда я заплыла слишком далеко... Отношения с Андрюшей вызывали у меня какую-то эйфорию».
«Доброжелатели» оперативно информировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила в 1971 году второго сына Олега.
И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего успеха и кому приходится больше делать домашней работы. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Она прекрасно готовила, а Владимир очень красиво сервировал стол, а еще он любил петь под гитару. Их дом всегда славился хлебосольством, и многочисленные друзья и знакомые с удовольствием приходили к ним в гости.
Со временем кинематографическая слава жены превзошла славу мужа, но Ивашов, проявляя мудрость, не устраивал сцен творческой ревности, а наоборот, трудился в своей профессии, играя роли, которые зачастую были ниже его артистического дара. В родной для него Студии киноактера ему довелось даже играть Ставрогина в инсценировке «Бесов» Достоевского.
Владимир оказался не только прекрасным актером, мужем, но и замечательным отцом. По признанию Светличной, он постоянно сглаживал ее взрывной характер. В отличие от жены, которая в гневе могла и руку приложить, супруг никогда не бил детей, находил к ним подход, воспитывал не поучениями, а личным примером, брал их на охоту и рыбалку.
«Сыновья долго верили в то, что новогодние сюрпризы преподносит Дед Мороз, — вспоминала актриса. — Помню, Володя взял леску, повесил в середине елки подарок и, когда часы пробили 12, перерезал леску. Подарок упал, — и еще целый год младший, Олег, верил в Деда Мороза».
В 1980-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 1990-х их и вовсе перестали приглашать — они оказались попросту не нужны. Большим ударом для них обоих стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году новый руководитель театра — бывший парторг ГАИ — решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. Ивашов и Светличная ушли из театра сами в знак протеста против массовых увольнений. От безденежья (все накопления знаменитой четы заслуженных артистов России инфляция превратила в копейки) популярный актер вынужден был устроиться разнорабочим в строительную фирму. Когда его, одетого в телогрейку и кирзовые сапоги, узнавали в метро, он переходил в другой вагон.
Но никогда и никто не видел Ивашова в унынии и печали. Он улыбался и весело шутил даже тогда, когда было совсем не до шуток. А однажды произнес крылатую фразу: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни».
На стройке актер таскал кирпич, шифер, цемент, шлакоблоки, несмотря на то что врачи строго запретили ему поднимать больше трех килограммов. Это, считает Светлана Афанасьевна, и вызвало у мужа обострение давней болезни — язвы желудка.
Все кончилось для него, как в плохой мелодраме. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову стало плохо, и его увезла «скорая». В больнице Владимиру Сергеевичу сделали две операции, но это не помогло. В ночь на 23 марта 1996 года его сердце не выдержало, и он скончался на 56-м году жизни.
Светлана считает, что трагедия произошла по вине не совсем трезвого хирурга, который так и не понял, откуда идет кровь. Он зашил пациента, а через 18 часов Ивашов снова попал на операционный стол. Супруга потом подготовила документы для подачи на врача в суд, но в последний момент передумала. Когда очень больно, не до разбирательств... Актриса сказала лишь одно: «Не дай бог этому человеку и дальше работать хирургом». «После повторной операции меня к нему не пустили, — вспоминала Светличная. — Я попросила передать записку, а сама смотрела на него через стекло. Супруг ее прочитал, сложил самолетиком и кинул в мою сторону. Я тайком открыла дверь, подползла к его кровати. Володя дал мне руку, я прижалась к ней щекой. Так и простились... Я расплакалась, когда похоронила мужа, только спустя два месяца. А так была как натянутая струна. Я 40 дней не курила, не брала в рот спиртного. Это маленькая жертва, но с нее я начала свой путь к очищению. На 39-й день я проснулась и почувствовала, что в квартире что-то происходит. Меня обуяло чувство радости. Было пять часов утра, уже рассвело. Я лежала и думала, как рано светает. <...> Я повернулась на правый бок, к окну. И вдруг почувствовала, что Володя здесь. Он обнял меня физически. Я хотела обернуться, но что-то остановило меня. И мы с ним поговорили. <...> Он сказал: "Я пришел для того, чтобы сказать тебе, что я тебя очень люблю. И очень хочу, чтобы ты меня не забывала". И я ему это обещала. Я хотела еще что-то сказать, вдруг слышу, как наш сеттер Фил заметался радостно, хвостом машет. <...> И я сказала сыну: "Олежка! Папа был". И сын тоже подтвердил: "Он был у меня. Я почувствовал, как отец вошел в комнату"».
После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна, прозябая в нищете. Она торговала обувью на рынке, затем нанялась убирать чужую квартиру, стирать. Хозяин сначала растерялся, сказав, что не может видеть у себя в таком качестве заслуженную артистку, но актриса его успокоила: «Пусть вас это не смущает».
Оба сына Светличной когда-то мечтали стать актерами, хотя родители и были против этого. Но с мечтой им пришлось распрощаться, и сейчас они не жалеют о несбывшихся надеждах. Старший, Алексей, после окончания медучилища работает зубным техником. Он женат, имеет дочь Машу. Младший, Олег, одно время торговал на рынке, затем устроился работать в авторемонтную мастерскую.
Светлана Афанасьевна после долгих лет забвения сыграла в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня» и надеется, что это не последний фильм в ее жизни. А что касается личной жизни...
«После Володи я пыталась создать новую семью с художником, поэтом и музыкантом Сергеем Сокольским, — говорила в одном из интервью Светличная. — Мы познакомились случайно, когда возвращались на машине из гостей. Произошла влюбленность с первого взгляда. Через неделю знакомства мы подали заявление в загс. Хотя три года после смерти Володи у меня и мысли не было о замужестве. Я влюбилась, скорее, в талант Сергея, он посвящал мне стихи, и мне это льстило. А в быту мы были совершенно разными. Я — человек эмоциональный, солнечный, а у него всегда все плохо, он брюзга. Через 27 дней мы расстались. Какой-то период я была счастлива с ним. Но я всех мужчин сравниваю с Володей, который был идеалом. Потом я поняла, что его вряд ли кто может заменить».
Недавно именем Владимира Сергеевича Ивашова была названа открытая малая планета.
Сегодня Светлана Афанасьевна свободна, но от одиночества не страдает — до сих пор ее руки и сердца добиваются молодые мужчины.
«Я стараюсь быть достойной памяти мужа и не делать даже случайных глупостей, чтобы никого не разочаровать», — говорит Светличная.
После смерти Володи друзья собрали на один диск фонограммы спетых им песен. Одна из них обязательно звучит на творческих встречах Светланы, и супруг снова и снова объясняется ей в любви:
Для тебя, для тебя, для тебя
Самым лучшим мне хочется быть,
Все земные пути я готов обойти,
Все моря я готов переплыть!
Ты поверь, ты поверь, ты поверь:
Я сумею, всем сердцем любя,
С неба звезды достать, чтоб единственным стать
Для тебя, для тебя, для тебя!
© http://fammeo.ru
Серия сообщений "Истории любви.":
Часть 1 - Владимир Ивашов и Светлана Светличная. История любви.
Часть 2 - Олег Даль и Елизавета Эйхенбаум. История любви.
Часть 3 - Софи Лорен.
...
Часть 11 - Последняя куртизанка
Часть 12 - Евгений Баратынский и Аграфена Закревская
Часть 13 - Железное сердце Марины Влади