• Авторизация


Недельная Глава Торы - Мишпатим 19-02-2012 01:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александра_Пипикина Оригинальное сообщение

Недельная Глава Торы - Мишпатим (от Jesus-forum.com)

Список форумов l Бейт-мидраш (дом учения) |Священные тексты в подлинике

[700x91]

Мишпатим – Шмот (Исход) 21:1-24:18



Сообщение автор Shimon

Краткое содержание:

[показать]Еврейский народ получил ряд законов о справедливых отношениях в обществе:

о достойном обращении с рабами,
об обязанностях мужа по отношению к жене,
о наказаниях за нанесение телесных повреждений и за проклятия в адрес родителей, судей и вождей народа;
законы о возмещении ущерба в случае физических увечий или повреждения имущества,
о возмещении за украденное;
за утрату или присвоение предмета, оставленного на хранение;
о праве человека покарать вора, забравшегося в его дом ночью.

Была также установлена ответственность за соблазнение необрученной девушки,
установлен строжайший запрет на колдовство, скотоложство и жертвоприношения идолам.

Тора запрещает притеснять пришельцев, вдов и сирот, а также брать ростовщические проценты.

Был дан закон о принесении Б-гу первых плодов урожая и первого приплода скота и закон, запрещающий есть мясо павших животных.

Тора также учит судей справедливо вести разбирательство. Особое внимание было уделено заповедям о субботе и субботнем годе.

Установлено обязательное паломничество в Храм три раза в год - в праздники Песаx, Шавуот и Сукот.

Тора завершает перечень законов запретом смешивать в пище молоко и мясо.

Б-г обещал привести евреев в Землю Израиля, помочь отвоевать ее у живших там народов и даровать благополучие, при условии соблюдения Его заповедей.

Народ еще раз подтвердил готовность выполнять условия заключенного завета, который Моше занес в книгу Завета и зачитал вслух перед всеми.

Затем Моше взошел на гору на 40 дней, чтобы еще раз получить от Б-га откровение и принять скрижали завета.


Слово мишпатим означает "законы, судебные предписания, утверждения"

Вся наша глава посвящена Законам, начало которым Всевышний дал еще в Маре (Мерра).
На тот момент, еще даже не было скрижалей, но уже была Книга Завета, которую Моше и зачитывает сейчас народу Израиля.

Сегодня мы поговорим с вами о некоторых стихах из этой главы.

«Наасе вэ нишма»

וַיִּקַּח סֵפֶר הַבְּרִית וַיִּקְרָא בְּאָזְנֵי הָעָם וַיֹּאמְרוּ כֹּל אֲשֶׁר־דִּבֶּר יְהוָה נַעֲשֶׂה וְנִשְׁמָע

Ваиках сэфэр абрит, ваИкра бэАзнэй hам, ваЙомру - ашер дибер Адонай, наасэ вэНишма.


«И взял он книгу завета, и прочитал во услышание народа, и сказали они: Все, что изрек Господь исполним и будем слушать» 24,7

Или по-другому: “Сделаем и услышим”,

[показать]
То есть “сначала мы обещаем, что выполним сказанное в Торе, а затем постараемся учить ее и понять, насколько это возможно”.

Принцип “Наасе ве-нишма” отражает суть содержания Торы. Она передает евреям и законы жизни, и идеи, выраженные этими законами, и информацию, их поясняющую.

Принцип “Наасе ве-нишма”, навсегда остается основой отношения человека к Торе, потому что подчеркивает: действие предшествует пониманию; главное — чтобы поступки человека соответствовали, Торе.

Это не говорит нам, что мы не должны понимать, что мы делаем. Но есть вещи, когда мы просто должны подчиняться Всевышнему, даже если и не понимаем, зачем это вообще нужно.

В Торе есть три группы Законов.

"хуким", "мишпатим" и "эдут".

Группа "Эдут" (от слова "эд" - свидетель) – эти законы свидетельствуют о каких то памятных датах в жизни еврейского народа. Например такие как:
Праздник Песах - «о выходе евреев из Египта»
Праздник Шавуот – «свидетельство дарования Торы» и т.п.


"Мишпатим" - законы, доступные нашему разуму: например, "не убивай", "не кради".

И "хуким" - законы иррациональные, которые непонятны нашему разумению, вроде очищения от ритуальной нечистоты пеплом красной коровы, запрет употребления свинины и т.д.

Г-сподь в Своей премудрости даровал нам разного рода Законы.

Моше говорит:

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор.4:5-8)


Исполнение этих Законов говорит о том, что в этом будет наша мудрость и наш разум. Никогда еврейский народ не спасался через исполнение Закона. Но исполнением этого закона мы выражали свою подчиненность и послушание воле Всевышнего.

Учение Торы не является чем - то мертвым и сегодня – но это живой путь, по которому если идешь – обретаешь мудрость и Б-жье благоволение.

Исход 23, 25 говорит: «И служите Господу, Б-гу вашему, и Он благословит твой хлеб и твои воды, и устраню недуг из твоей среды»

Это обещание Самого Б-га. Что если мы будем послушны Его заповедям. Даже если мы и не можем охватить их значение, но в смирении будем послушны («Наасэ вэ-нишма»), то Всевышний сделает так, что даже наша еда будет благословением для нашего тела. Болезни будут удалены из нашей среды. Это потрясающее обещание. И оно до сих пор принадлежит каждому из нас!

Глаз за глаз

«Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб» Исход 21,24

[показать]Итак, есть очень интересный закон, который понимают не так, как он есть на самом деле.

Многие, читая Старый Завет видят Б-га как жестокого, Который придумал разного рода Законы, чтобы лишить человека свободы и желает наказывать больше чем миловать. Отсюда и возникло понимание, что там был один Б-г, а в Новом Завете уже другой. В старом действует Отец, строгий, а в Новом – Сын, добрый и милостивый.

Нет, мы не верим в двух разных богов. Мы верим в Одного мудрого и справедливого!

Доктор Нафтали Гирш (сын РаШаРа) в 19-м веке написал научную статью про законы о свидетельстве в древнем еврейском уголовном праве. Один из выводов, доказанных в этой статье, его отец суммирует так: основная роль суда была - не признать виновность обвиняемого, а утвердить его невиновность.

О Синедрионах эпохи Второго Храма (а они действовали по законам Торы!) Талмуд пишет: состав Синедриона, который выносил один смертный приговор в семьдесят лет, считался "убийственным" (слова р. Эльазара бен Азарии, трактат Макот).

Все толкователи едины в мнении, что "око за око" не означает, что выбившему чей-то глаз надо выбить глаз. Ведь ранее сказано: а убивающий скотину заплатит за неё: жизнь за жизнь.

Ясно, что речь идёт о возмещении ущерба (по-видимому, такой же скотиной или её стоимостью), а не о том, чтобы убившего скотину убили в наказание! Человек, который наносит ущерб, должен его возместить. Согласно всем позднейшим толкователям, слова Торы означают, что за каждый телесный ущерб назначалась соответственная цена, и возместить этот ущерб должен тот, кто этот ущерб нанёс. При этом убийца всё равно будет казнён: а убивающий человека будет умерщвлён.

Если человек покалечил другого, тот может потерять работоспособность. Древним судьям было приказано оценивать этот ущерб и требовать компенсацию для пострадавшего и его семьи. Убийца, подлежащий казни, прежде должен был возместить семье убитого колоссальный материальный убыток от потери кормильца, раз уж бесконечный душевный и моральный убыток возместить не в силах никто: вот что означают слова
"око за око".

Рассматривая этот закон: «Око за око» не могу не поговорить о словах Иешуа, которые Он сказал Своим последователям:

“Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”. Мат 5:38-41

Так о чем говорит Иешуа? Осуждает ли Он несправедливость Торы и вводит новое учение?

Конечно же, нет!

Нужно ли подставлять другую щеку, в то время когда Тора учит нас возмещать убыток пострадавшему.

Иешуа, как и другие раввины использовали в своих драшах (толкованиях) разного рода обороты речи, чтобы доступно объяснять людям принципы Торы. Он использовал «гиперболу» чтобы показать принцип, который заложен в Торе.

Этот закон (Око за око) дан не для возможности мстить своим обидчикам, а для того чтобы явить милость. Чтобы пострадавший не мог, в своем гневе получить больше того чем требовала Б-жья справедливость.

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Г-сподь.» (Левит 19:18).

Не вари козлёнка

[показать]Это один из Законов который вообще не понимается, если ты не живешь в Израиле.

По этому поводу существует десятки разных шуток.
Например: Спрашивается, почему ребенку нельзя есть мясо? Потому что это не кошерно! А почему не кошерно? Потому что кушать мясо, молочными зубами – не кошерно!

Мы читаем: «не вари козлёнка в молоке его матери» (23,19)

В Торе трижды сказано об этой заповеди. Именно на этой заповеди был принята «Галаха» о запрете, что никакое мясо домашнего животного нельзя варить ни в каком молоке. Из этого сделали вывод, что раз варить нельзя, то и есть нельзя; а если нельзя варить и есть, то нельзя и извлекать никакой выгоды из комбинации молока и мяса. Так возникло деление еврейской кухни на мясную и молочную.

Если вы хоть раз тесно соприкасались с религиозным евреем, то вы поймете, как ревностно это соблюдается в нашем народе. Существует разная посуда для молочного и мясного, разные ножи и вилки. Две раковины для мытья разного рода такой посуды.

Интересен тот факт, что это уже было Галахой и во времена Иешуа. Учитывая Его послушание авторитету еврейских мыслителей, я могу предполагать, что Он так же исполнял это.

Откуда я знаю, что Он уважал и исполнял постановления Мудрецов? Из Нового Завета!

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Матф.23:1-3)


Хотя, из Талмуда мы знаем, что в Галилее ещё во 2-м веке н.э. ели курицу с молоком, потому что р. Йосе Галилейский учил, что к курице запрет не относится - ведь у курицы нет материнского молока! (Хуллин 116-а).

Сегодня, этот запрет относится к любому виду мяса.

РаМБаМ (1138-1204) обнаружил, что многие запреты Торы хорошо соотносятся с обычаями языческих кочевников Синайской и Аравийской пустыни, которые он знал, поскольку священная книга язычников - сабеев была переведена на арабский язык. То, что Тора запрещает, у язычников-сабеев было законом. Не поступай, как они! Поэтому он считал, что варить козлёнка в молоке его матери - тоже сабейский обычай.

Обратите внимание на контекст этой фразы: сбор урожая и праздник первых плодов.

Исход 23:19 «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его».

Исход 34:26 «Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его».


У языческих народов была традиция, по которой во время сбора урожая приготавливалось магическое зелье: козлёнка варили в молоке его матери, а затем этим молоком опрыскивали поля, деревья, сады и огороды.
Такой обряд, по мнению этих народов, ублажал богов плодородия и делал поля, деревья, сады и огороды более продуктивными в следующем году.

Господь строго-настрого запретил Израильскому народу уподобляться идолопоклонникам и участвовать языческим традициям народов, живших по соседству. Вот почему Он предупредил их, чтобы во время сбора урожая они ни в коем случае не варили козлёнка в молоке его матери и не совершали языческих обрядов на Святой земле пред лицом Господа Бога.


Посланник Б-жий

[показать]«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их» (Исх.23:20-23)


Раши писал: «Наши мудрецы говорили, что это (ангел) Метатрон, ибо его имя подобно Имени его Властелина: его имя имеет то же числовое значение (314), что и Всесильный ("шин" + "далет"+ "юд") Санhедрин 38 б

Термин «Метатрон» включает в себя значения стража, господина, посланника, посредника; он — есть причина богоявления в материальном мире.

Упоминающийся в Талмуде и Агаде ангел Метатрон, занимает особое положение среди прочих ангелов.

Будучи выше других «по званию», находясь в непосредственной близости к Всевышнему, он получает Его приказания, которые он выполняет сам (Ялкут, 44), или с помощью других, стоящих ниже него ангелов (Мидраш а-Бахир).

Кроме имени «Метатрон», его ещё называют «Князем (Б-жественного) Присутствия» (сар а-паним) или «Князем Мира» (сар а-олам)

В написанной на иврите «Книге небесных Дворцов» — «Сефер Хехалот» - говорится, что на Метатрона Б-г возложил венец царства и дал ему «имя "Малый Г-сподь" пред всей Своей свитой в выси, как написано: «Мое Имя в нем»

На самом деле, его Личность, была одной из любимых среди еврейских мистиков.
Были написаны целые книги, чтобы понять кто же он такой на самом деле.

Что говорит Тора о Нем?

«Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем»

Израилю было дано повеление, слушаться этого Ангела и не противиться Ему.

Новый Завет раскрывает нам, о какой личности идет речь.

«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей» (1Кор.10:9)

Мы читаем, что народ Израильский искушал Машиаха (Христа) в пустыне.
О каком Машиахе идет речь? Это именно то, что предупреждал Всевышний, что если вы будете упорствовать против Моего Ангела, вы будете наказаны.

Мы знаем, что Шауль имел в виду, когда писал к Коринфянам. Он писал о Иешуа Машиахе. Которого евреи искушали в пустыне.

Интересен пример описанный в Талмуде, трактат Хагига, что когда один из самых известных раввинов того времени Элиша бен Абуя, сумел проникнуть в видении в Б-жественные сферы он был поражён самостоятельностью действий этого ангела и впоследствии этого уверовал, что Иешуа есть Машиах.

Итак, мы видим, что Личность Которую хотели понять так много еврейских мудрецов, Ангел Метатрон – это и есть Иешуа аМашиах.

Именно в Нем Б-жье Имя. Он был тем посланником, который вел наш народ в пустыне в обетованную землю. И Он же сегодня, по прежнему, исполняет ту же функцию. Он ведет нас в присутствие Отца Небесного. И в конечном счете в обетованные Небеса!

Да благословит нас всех Всевышний!

[показать]"Верю в Слово Творца, переданное нам через Моше рабейну и истолкованное нам Иешуа Машиахом! [показать]
Shimon
Истинное следование.  Александр Болотников

 

 

Серия сообщений "Недельное чтение":
Часть 1 - Лех леха - Берешит (Бытие) 12:1-17:27
Часть 2 - Недельная Глава Торы - Ноах
...
Часть 24 - Недельная глава Торы – Итро. КЕМО
Часть 25 - Недельная Глава Торы - Итро
Часть 26 - Недельная Глава Торы - Мишпатим (от Jesus-forum.com)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Недельная Глава Торы - Мишпатим | Olga_Morisch - Дневник Olga_Morisch | Лента друзей Olga_Morisch / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»