• Авторизация


История трансформации женского силуэта 11-10-2012 21:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения La_belle_epoque Оригинальное сообщение

 

 

История трансформации женского силуэта

[890x242]

На сегодняшний день модная индустрия, а также многочисленная реклама в СМИ навязывают нам определенные рамки идеального женского телосложения. А кто этим нормам не соответствует (коими являются большинство жителей планеты), предлагают различные способы решения этой проблемы: от рекламы хлопьев для завтрака и йогуртов, способствующих похудению; всяческих косметических средств, направленных на борьбу с «апельсиновой коркой» до радикальных хирургических вмешательств с применением методов липосакции и пластики живота.

Спросите женщин, сидели ли они когда-нибудь на диете. И многие ответят «Да. И не раз». Некоторые из них постоянно ограничивают себя в еде или придерживаются определенного рациона, чтобы достигнуть желаемой отметки, другие – ничего не предпринимают, но все равно недовольны своими размерами.  

На самом деле, представления об идеальных пропорциях женского тела в отдельные исторические эпохи были различны. И то, что сейчас принимают за канон женской красоты, несколько столетий назад было бы недопустимым…

Доисторический период: культ плодовитости.

Статуэтки из кости и камня эпохи палеолита представляют собой первые известные изображения женщины. Какова же была их фигура? Короткое туловище, огромные гипертрофированные груди, вздутый живот, массивные бедра, крохотные руки и ноги – все это свидетельствует о культе плодовитости женщины. Красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале.

[600x281]

Древний Египет: грациозная стройность.

  Во времена египетской цивилизации изображения идеальной женщины подчинялись определенным канонам. Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась как нечто предосудительное. Одежды египтянок – тонкие и полупрозрачные, практически не скрывали линии тела. Идеалом женской красоты в то время считалась высокая, стройная брюнетка атлетического телосложения, с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. 

[600x412]

Древний Крит: сексуальность и раскрепощенность.

  В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от грациозной, величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Идеалом женской фигуры считались тонкая талия и большая, приподнятая грудь, откровенно выглядывающая из глубокого выреза жилета. Исходя из этого, предполагают, что именно на Крите был впервые использован корсет.

[250x397]

 Древняя Греция: пропорциональность и гармония.

В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, а потому естественным был культ тренированного тела. Во время архаического периода (VII-VI века до н.э.) женщины изображались задрапированными в туники, позволяющие видеть лишь очертания их мужеподобного атлетического тела.

[250x601]

Архаические коры

В V веке до н.э. древнегреческий скульптор  Поликлет написал трактат "Канон", в котором вывел цифровой закон пропорций человеческого  тела. Идеально красивым считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.

Поэтому, по мнению греков, тело женщины должно было быть гармоничным – хоть и стройным, но все-таки не очень худеньким и с округлыми формами. Не слишком полные груди, тонкая, но естественно пропорциональная талия, соразмерность бедер – вот каков совершенный женский силуэт в Древней Греции. Эталоном такого красивого тела стали скульптуры Афродиты Книдской и Венеры Милосской. Идеальные женские пропорции соответствовали таким цифрам: рост – 164 см, окружность груди – 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см.

[400x350]

Афродита Книдская                           Венера Милосская

Древний Рим: элегантная величественность.

Древний Рим перенял почти все традиции Греции. Идеальный образ римлянки соединял в себе такие черты как медлительность, величественность и определенную статичность. Женщиной с идеальной фигурой считалась та женщина, которая обладала округлой линией плеч, широкими бедрами и небольшой, плоской грудью. Последнего добивались при помощи бинтования, поскольку корсетов в ту пору еще не изобрели.

[400x383]

Римлянки, одетые в столу

Раннее Средневековье. Романский период (X—XII в.в.): идеал непорочности.

С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Поэтому тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляла 1:3). Скрытое под такими широкими одеждами тело женщины должно было соответствовать особым канонам: она должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, узкими бедрами и округлым животиком.

[400x370]


Высокое Средневековье (кон. XII – нач. XIII в.в.): образ Прекрасной дамы.

Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII—XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. В XIII веке расцветает поклонение «Прекрасной даме». Женщину в ту пору сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна. А ее тонкий гибкий стан подобен виноградной лозе.

Дамы должны были казаться утонченными, хрупкими, женственными, бледнолицыми, с длинными светлыми вьющимися волосами, голубыми глазами и с маленькими ухоженными руками.

[400x577]

Поклонение Прекрасной даме

Готический период (XIII – нач. XV в.в.): культ вечной беременности.

В XIII –XV в.в. в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры, который создается благодаря измененным пропорциям: верхняя часть тела искусственно укорачивается и приподнимается завышенной линией талии и низким декольте, а нижняя часть сильно удлиняется за счет многометрового шлейфа.

В соответствии с культом на беременность того времени корпус женщины отклонён назад, живот нарочито выставляется вперед и вырабатывается жест, которым придерживали подол верхнего платья на уровне живота. Кроме того, женщины специально подкладывали на живот небольшие стеганые подушечки (босы), чтобы максимально создать «эффект беременности».

[400x667]

Жених и невеста. Около 1470 г.

[400x548]

Ян Ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г.

Возрождение (XV –XVI в.в.): земная женщина.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Из хрупкой девушки периода готики расцветает зрелая женщина во всем великолепии образа. Вместо тонких, удлиненных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.

Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Плечи должны быть широкими. Первое условие красивых грудей есть их ширина. На груди не должна проступать ни одна кость. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

А француз Пьер Брантом в своей книге «Галантные дамы» писал: «Полные женщины заслуживают предпочтения, ведь гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, последний доставит всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

[400x577]

Рафаэль Санти. Портрет Мадалены Дони.1506 г.

[400x584]

Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины. 1518-1519 гг.

[400x560]

Ханс Гольбейн Младший. Венера и Амур. 1524 г.

[400x415]

Рафаэль Санти. Три грации. 1503-1504 гг.

Период Маньеризма (кон. XVI в.): искусственность.

Эпоха строгих канонов и запретов, безжизненности и отчужденности. Наиболее ярко Маньеризм нашел свое проявление в испанской моде, которая затем распространилась и во всей Западной Европе.

По сравнению с гармоничной модой периода Возрождения, уважающего человеческое тело и его пластичность, женская фигура, стилизованная в духе Маньеризма, оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяли его естественные линии, деформировали их. Это были корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья, а также железные конструкции под юбкой.

Идеалом была тонкая, стройная женская фигура. Для этого, например, девочки из знатных испанских семейств с раннего возраста начинали носить на груди тяжелые свинцовые пластинки, чтобы не допустить развития груди, а талию сильно затягивали. Без этого нельзя было втиснуться в жесткий корсет по достижении брачного возраста. Все это нарушало естественные пропорции женской фигуры.

Таким образом, каркасные формы костюма лишили женский силуэт женственности, он стал чопорным, сухим, плоским, с жесткими угловатыми линиями. 

[400x522]

Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении. Около 1570 г.

[400x706]

 Диего Веласкес. Портрет Изабеллы де Бурбон

Барокко (кон. XVI-XVII вв.): величие и пышность форм.

В эпоху Барокко в моду приходят стилизация и театральность, помпезность и  вычурность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV.

Женское тело в период барокко, как и ранее в эпоху Возрождения, должно быть «богатым»: с лебединой шеей, широкими, откинутыми назад плечами, хорошо развитой грудью и пышными бедрами. Законодателем мод на женское тело в это время стал Рубенс: на огромных холстах он рисовал округлые, энергичные, пышущие здоровьем обнаженные женские формы. 

[400x513]

Питер Пауль Рубенс. Утренний туалет Венеры. 1615 г.

[400x499]

Питер Пауль Рубенс. Три грации. Около 1640 г.

Но «на людях» талия женщины периода Барокко должна была быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. Талия с помощью корсета затягивается порой до 40 см! Тело дамы при этом принимает легкий, изящный и соблазнительный наклон вперед. В моде также роскошные формы бюста, поэтому корсет выполнял еще одну функцию – он зрительно поднимал грудь,  обычно почти открытую смелым декольте. 

[400x243]

Деформация женской фигуры вследствие долгого ношения корсета. Брокгауз и Ефрон

Рококо (кон. XVII – XVIII в.): кукольный образ.

В эпоху рококо женский силуэт снова меняется. Торжественную парадность барокко сменяли утонченность форм, грациозность, легкость и игривость. Теперь модной считалась женщина с фигурой, похожей на хрупкую фарфоровую статуэтку.

В модном силуэте того времени не соблюдаются естественные пропорции тела: у красивой женщины должны быть маленькая головка, узкие плечи,  тонкая осиная талия, которые сочетаются с чрезмерно увеличенными бедрами. Это достигалось при помощи узкого лифа и пышной, сильно расширенной на бедрах, двойной юбки. Женщины при этом приобретают некий кукольный облик. 

[400x556]

Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1759 г.

[400x502]

Жан-Батист Перроно. Портрет мадам де Соркенвиль. 1749 г.

Классицизм (кон. XVIII в.): естественность.

В моду входит естественные очертания фигуры и простота форм. В то время подражали античности и всему тому, что считалось античным. Это подражание изменило и силуэт женщины. В моде стройная юная фигура с плавными линиями, как подобие античной статуи. Силуэт женской фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник со сторонами, примерно равными ширине плеч, талии, бедер и низа юбки. При этом происходит полный отказ от использования корсетов. 

[600x430]

Жак-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.

[400x563]

Франсуа Жерар. Портрет мадам Рекамье. 1802 г.

[400x508]

Жак-Луи Давид. Портрет мадам Генриэтты де Верниньяк. 1799 г.

Ампир (нач. XIX в.): торжественность и холодная величавость.

Ассоциируется с периодом пребывания у власти Наполеона. И в отличие от классицизма образцом для подражания стиля Ампир становится не греческое, а более роскошное римское искусство, что привнесло больше блеска, пышности и помпезности. Женщинам эпохи Ампир было свойственно желание выглядеть стройными. Так как женский силуэт того периода должен походить очертаниями на высокую и стройную колонну. Но линия плеча, в отличие от периода Классицизма, становится шире за счет того, что ее стали подчеркивать короткими шарообразными рукавами.

В более позднем периоде силуэт фигуры визуально стали делать менее высоким и стройным.

[400x573]

Франсуа-Паскаль-Симон Жерар. Портрет Марии Луизы и короля Римского. 1813 г.

[400x536]

Жан-Батист Викар. Портрет императрицы Жюли Бонапарт с дочерьми. 1809 г.

Бидермейер (1815-1848 г.г.): добропорядочность.

Показательным является образ «маленькой буржуа». В этот период изображения женщин полны законченной женственности, добродетельности и целомудрия. Женскому силуэту характерны: узкая талия, округлая линия плеч и пышная грудь. Должен быть существенный контраст между тонкой талией и широкой линией плеч и бедер, что еще больше подчеркивают за счет чрезмерно широких рукавов, сужающихся к запястью, корсета, визуально увеличивающего грудь, и пышной юбки с крупными складками, а также «накладными бедрами». Полнота и объемные формы являются хорошим знаком материнства в то время.

[250x460]

Женский силуэт периода Бидермейер

[400x486]

Франческо Хайес. Портрет Феличины Кальо Перего ди Кремнаго. 1842 г.

[400x557]

П.В. Басин. Портрет О. В. Басиной, жены художника. Между 1838 и 1841

Романтизм (сер. XIX в.): болезненная женственность.

В этот период восхищение вызывают девушки худые, изнеможденные, с меланхоличным выражением лица и нездоровым румянцем. Этой красоте также характерны болезненная бледность, хрупкая тонкая шея, темные круги под глазами и впалые щёки. Подобные признаки меланхолии и отчаяния соответствуют образу женщины загадочной, недосягаемой, фантастической. Данный идеал красоты выступает эстетическим манифестом против буржуазной модели периода Бидермейер.

[400x488]

Николай Лавров. Портрет Ю.В. Жадовской. 1845.

[400x552]

Второе рококо (втор. пол. XIX в.): идеал скромной госпожи, доброй матери и хорошей хозяйки.

Основные черты: плавность линий в силуэте, пышущие здоровьем тела, в меру стройные (иногда даже чуть полные), но не настолько худые и измученные, как в период Романтизма. Стройность фигуры достигается лишь с помощью туго зашнурованного, длинного корсета. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость (юбка более плоская спереди, выступает в форме овала сзади и заканчивается шлейфом).

[400x567]

Федерико де Мадрасо-и-Кунс. Портрет доньи Амалии де Льяно-и-Дотрес, графини де Вильчес. 1853 г.

[400x515]

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Муатессье. 1856 г.

Позитивизм (кон. XIX в.): яркость и блеск.

В этот период на первый план выдвигается буржуазия, которая становится законодательницей моды, а ее мировоззрение – идеалом для подражания. Яркость и блеск предпочитается изяществу, утонченности и элегантности.

В женской моде этого периода существуют два противоположных типа красоты: в то время как в средней Европе, Германии, богатых кругах Америки в моде так называемый «рубенсовский» идеал (пышные женские формы), во Франции и Англии отдают предпочтение тонкому силуэту стройной женщины.

Модерн (кон. XIX в. – нач. XX в. ): образ цветка-хризантемы.

Господствует идеализированный образ женщины: неземной, праздной, утонченной и изнеженной с томным взглядом, вытянутой фигурой и длинными развивающимися волосами. Женщина была похожа на прекрасный цветок на тонком стебельке: с удлиненным торсом, сжатым, как стебелек цветка, корсетом; с узкими рукавами и поникшими плечами, которые напоминают листья. А увенчана  эта конструкция была прекрасным бутоном – высокой прической из пышно взбитых волос.

[400x567]

Женская фигура при этом имела далекий от естественных пропорций S-образный силуэт. Сам корсет того периода был очень длинным, утягивал  талию и всю фигуру до нечеловеческого объема – 42-47см, что иной раз влекло за собой летальные исходы.

[600x375]

[600x376]

«Журнал де демуазель», 1892 г.

XX век: век трансформаций.

В XX веке единого стандарта женского силуэта не наблюдается. Изменения непосредственно зависят от событий общественной жизни и быстро набирающего обороты технического прогресса.

Это и стройный силуэт начала XX столетия, введенный в моду известным французским модельером Полем Пуаре, который упразднил корсеты. И спортивная мальчишеская фигура (получившая название Garconne – «женщина-мальчик»), популярная в 20-е и 60-е годы, для которой характерно узкие бедра и никакого намека на грудь. Самые отчаянные модницы 20-х годов даже специально бинтовали грудь, чтобы она была как можно более плоской. Это и «мужеподобная» фигура женщины-бойца 40-х с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. Такая фигура еще больше подчеркивалась массивными подплечниками и затянутой широким поясом талией. Это и пышущее здоровьем и достатком чувственное, женственное тело с объемными формами в 50-е годы. И атлетическая, спортивная фигура 80-х. 

 

[400x498]

Модели одежды Поля Пуаре. 1910-е гг. 

[400x529]

Женский силуэт 20-е годы 

[890x366]

Женский силуэт сер. 40-х, 50-х и 60-х гг.

Итак, существует ли понятие «идеальная женская фигура»? Пожалуй, нет. На примере различных периодов в истории человечества напрашивается вывод, что у каждого столетия, а порой и у каждого десятилетия, существует свой эталон и свое представление об идеальных женских габаритах. Но и эти  эталоны подвергаются под сомнение в следующем периоде!

 

Так или иначе, стремясь к идеалу, помните: всегда найдётся человек, для которого именно ваша фигура будет идеально красивой!


Виктория Вольская

источник



Рекомендую
[показать]История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг) | Fashion: A History from the 18th to the 20th Century
[показать]История костюма | Costume Worldwide
[показать]История моды в деталях. С XVIII века до наших дней | Н. Стивенсон | The Chronology of Fashion
[показать]Мода XVIII-XX вв. | A History from the 18th to the 20th Century | ICONS
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Очень интересный пост...,я новерное все таки женщин Рубенса очень люблю..
Violett_Lia 19-10-2012-11:05 удалить
Ответ на комментарий Улыбка_Мая # Улыбка_Мая, ух ты рубенсовских пышек? пост интересный, но неполный -20 век представлен очень поверхностно и частично.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История трансформации женского силуэта | Violett_Lia - Иmpressions of a mountain lake... | Лента друзей Violett_Lia / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»