Цепляние за эго - очень тонкий процесс. Почти всё, что мы делаем, оказывается на поверку лишь альтернативными способами подкормки нашего эго. Эго уговаривает нас встать на путь, который кажется истинной духовной практикой, но потом эго опережает нас и узурпирует его! Эго может даже приспособиться к чтению мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. Мы садимся на подушку для медитации, принимаем правильную позу, но все это исходит изх эго. Мы зажигаем благовония и простираемся перед статуями в маленькой ретритной комнате, но все это также ради нашего эго. Чтобы освободиться из тисков эго, нам нужно некое действенное средство. И cамое эффективное средство - это накопление заслуги и удаление омрачений в сочетании с преданностью и состраданием.
Если вы не знаете, как мотивировать себя правильным образом с самого начала, практика Дхармы может стать для вас всего лишь аналогом принятия ежедневной дозы витаминов, средством, которе гарантированно сделает "меня" сильным и здоровым. Если вы используете духовную практику в качестве пищевой добавки, вы применяете ее лишь тогда, когда чувствуете нехватку энергии или когда расстроены. Вы садитесь и практикуете, чтобы почувствовать себя лучше. Вы пытаетесь успокоить и сбалансировать себя посредством практики, а затем возвращаетесь к своим привычным делам, начисто забывая о практике. Поверьте мне, некоторые люди именно так к ней и относятся! Они говорят себе, что жизнь их нуждается в духовности - ведь, по болььшому счету, не вполне политкорректно быть полным материалистом. Так что они принимают небольшую дозу Дхармы утром и еще одну вечером. Они наводят лоск духовности, чтобы их обычная жизнь засияла. Эта тенденция стала очевидна, и некоторые так называемые учителя намеренно акцентируют такой подход, уверяя своих учеников, что те станут гораздо счастливее, если просто сядут и помедитируют несколько минут каждый день. Поступая так, они пытаются сделать духовную практику легче, аппетитнее, вкуснее и удобоваримее - пытаются адаптировать и подкорректировать Дхарму в угоду людским прихотям. Но это не является истинной духовностью. Не допустите ошибки, спутав такой вид практики с настоящей Дхармой.
Даже если вы практикуете совсем немного, старайтесь выполнять практику по-настоящему, с подлинным воззрением, медитацией и поведением. Даже если она короткая, пусть она будет настоящей. А иначе лучше вообще ею не заниматься, потому что вы можете дойти до того, что будете использовать Дхарму для усиления собственных заблуждений. Бессмысленно носить четки на запястье. Если это происходит естественно и ненамеренно, то в этом нет проблемы. Но если вы хотите, чтобы вас уважали другие, и медитацией и дуовностью стремитесь создать себе позитивный имидж, то вы просто претенциозный человек.
Не стоит использовать духовную практику и в качестве "Дхарма-полироли", чтобы сделать своё помраченное состояние более красивым и лицеприятным. Можно рекламировать ценность духовной практики так же, как рекламируют тренажеры: "Используйте её дважды в день в течение трех недель, и мы гарантируем - от вашего заблуждения не останется и следа!" Может, это и звучит привлекательно, только в реальности такой поход не работает.
Чтобы действительно проникнуться духовной практикой, вам нужно быть честными перед собой и искренне ценить то, чем вы занимаетесь. Полная честность и преданность Дхарме даст вам уверенность в жизни. Не обманывайте себя. Если ваша практика направлени только на раздувание самости, Дхарма станет всего лишь маской для вашего эго. Вы будете просто дурачить себя, что совершенно бессмысленно - с таким же успехом вы могли бы и вовсе не беспокоить себя всеми этими актиностями. Но если ваша мотивация чиста, то вы не станете дурачить себя.
Кто может знать, обманываете вы себя или нет? Об этом знает карма. Карма всегда с вами, она никогда не смыкает глаз. Карма следит за вами, даже когда вы одни в ванной. Будьте бдительны! Что бы вы ни делали и где бы вы ни были, карма никогда не спит, потому что она - естественный результат всех ваших действий и намерений. Карма - неизменный свидетель всего того, что вы делаете, как сейчас, так и в будущем. Неважно, замечают другие люди ваши действия или нет: карма и будды замечают это со стопроцентной точностью. Верьте себе; верьте безупречной чистоте своей мотивации и благим кармическим действиям.
из книги Цонкьи Ринпоче "Бесстрашие простоты"