• Авторизация


Книги о том, как писать 24-05-2011 11:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Помню, мое знакомство с книгами о писательском мастерстве началось с того, что я увидела в книжном нового автора фантастики — Николая Басова, и купила его роман «Лотар миротворец». Эта книга, сюжет которой я не вспомню даже под прицелом револьвера, покорила меня структурной особенностью: основной роман предварял пролог... Размером если не в полноценный роман, то в повесть точно! «Ну надо же, — сказала я себе, в то время еще не слишком знакомая с длинными эпическими циклами романов, — мало того, что здесь большой роман, так еще и прологом — тоже роман!». Идея длинного предисловия к циклу произведений настолько меня захватила, что я тоже написала длиннющий пролог к громадной эпопее — ведь мое «Бремя чести», по сути, и является прологом к будущей трилогии. Немногим позже я увидела на прилавке опять же книгу Николая Басова, на сей раз не роман, а нечто вроде руководства, озаглавленного «Творческое саморазвитие, или Как написать роман». «Любопытно,» — подумала я, расплачиваясь на кассе. Возможно, какие-то советы Басова отложились у меня на подкорке, но ни одну из его рекомендаций я сейчас не возьмусь пересказать.

Чуть позже мне довелось прочитать книгу... Автора не назову, но называлась она как-то навроде «Как написать бестселлер». Помню только, что среди примеров, тщательно разбираемых автором, были отрывки из горячо любимых мною «Унесенных ветром». Сколько автор ни раскладывал эпизоды по полочкам, становилось ясно: этот анализ был сродни литературоведению, хорошему скорее для препарирования уже существующих романов, нежели для создания своих собственных.

Далее мне в руки попала книга Юрия Никитина «Как стать писателем». В моих глазах Никитин — автор далеко неоднозначный. Он, безусловно, умеет и любит писать блистательные романы-бестселлеры, однако для моих методов его руководство не вполне подходило, хотя несколько бриллиантовых идей я, конечно, подцепила. Так, при описывании сцен не стоит ограничиваться лишь видимой и слышимой частью, важны и остальные чувства: какие запахи вокруг героев, какие на ощупь поверхности они трогают, каковы на вкус те или иные блюда. Весьма спорной представляется мне идея Никитина о роли героини в сюжете. Она призвана выполнять функцию — лакомого кусочка, награды герою, недостижимой цели, нежели полноценного персонажа со своей сюжетной веткой и влияющими на ход событий действиями. Не забудем о том, что Никитин рос в советское время, когда в ходу были производственные романы (кстати говоря, нежно мною любимые). В этих романах, в точности как и описывает Никитин, девушки играли роль приза — самому передовому работнику производства в конце доставалась самая красивая и умная девушка.

Отложив в сторону Никитина, я обратила внимание на Стивена Кинга, «Как написать книгу». До сих пор помню вкусные автобиографические подробности его жизни — например, как в детстве ему прокалывали барабанную перепонку, чтобы вылечить ухо... Бррр! Дрожь охватывает и сейчас, стоит мне вспомнить этот эпизод. Перемежая практические советы подобными автобиографическими вставками, Кинг показал, как именно можно создать напряжение, как описывать те или иные сцены, и как затронуть различные струны в душе читателя. Среди его советов особенно ценными я сочла те, где описывалась прополка текста от лишних прилагательных, наречий и прочей шелухи. Долгое время я придерживалась мнения, что его рекомендации — абсолют, которого стоит неукоснительно придерживаться, но потом, после долгих раздумий, все же пришла к выводу: русский язык устроен иначе, в нем допустимы вещи, которые будут звучать в английском языке откровенно плохо. Дабы отточить стилистику, стоит в данном вопросе прислушаться скорее к мнению Норы Галль и изучить ее труд «Слово живое и мертвое». Также я берусь порекомендовать труд, лежащий несколько в стороне от обсуждаемого вопроса, но представляющий уникальное и познавательное изучение языкознания «Слово о словах» Льва Успенского, вещь, которую можно читать с самых малых лет — и неизменно пополнять багаж знаний удивительными открытиями.

Заканчивая с обзором трудов, посвященных тому, как писать художественные тексты, сообщу, что на очереди у меня изучение труда Александра Митта «Кино между адом и раем». Я читала многочисленные похвальные отзывы об этом труде, и полагаю, что могу взять оттуда много чего интересного. Даже несмотря на то, что книга предназначена скорее для режиссеров и сценаристов, и наш брат писатель может взять оттуда много чего интересного.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Ого! Как ты к творчеству подходишь. Как к научному труду :-) По-моему, у человека со способностями всё это получается интуитивно. Нет? И главное - соблюсти индивидуализм.
Ответ на комментарий Margarita_Evil-doer_AdiGalliya # Вспомним художников - они тоже учатся по учебникам, слушают преподавателей... Интуитивно вряд ли получится хорошо. Гениев самоучек и самородков ничтожно мало, и данный природой талант требуется постоянно развивать.
Ответ на комментарий Мария_Капля # Спорить не берусь. Но люди с литературного института говорили, что он НИЧЕГО им не дал. То есть, либо есть способность, либо ее нет - хоть все библиотеки Земли проштудируй. Лично я до того, что советует Кинг насчет "прополки от лишних слов" сама дошла...через полтора года редактирований себя же. То же и с Юрием Никитиным. Только уже не за полтора года, а за пару месяцев, я поняла что мелочи(запахи, описания предметов, еды) очень даже важны в тексте. И я про это нигде не читала. Сама поняла. А сравнение с художниками не корректно. Им нужно знать пропорции тела и даже анатомию, что несомненно сложное дело. Письменным словом ты должна сама уметь "от природы" владеть сносно(или великолепно), иначе писателя не получится вообще. Пример - тупицы из литинститута)) Все их обучение пошло прахом. Я конечно же не утверждаю, что читать познавательное о написании прозы не нужно. Нужно. Но и опираться целиком не стоит. И тем более сомневаться в собственной творческой интуиции. Успехов тебе!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Книги о том, как писать | Мария_Капля - Дневник Марии Капли | Лента друзей Мария_Капля / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»