Иные знатоки утверждают, что в Советском Союзе все искусство, включая мультипликацию, служило интересам партии, от пропаганды просто продыху не было! Плюнь в собаку — попадешь в плакат со Сталиным. Я по наивности тоже так думал, но оказалось, что пропагандистских мультфильмов в СССР было снято не так уж и много.
Отчасти это связано с тем, что молодой стране было не до движущихся картинок, да и товарищ Ленин важнейшими из искусств назвал кино и цирк, а про мультики ни словом не обмолвился. Сталин же к такого рода чудачествам дышал ровно, он все больше фильмы с Любовью Орловой уважал, и мультипликация долгое время была уделом досужих фанатиков при «Ленфильме». В 1925 году власти все-таки выделяют кое-какие копейки на короткие пропагандистские мультфильмы. Снимаются они на студии «Культкино» в технике вырезной перекладки, которую позже в своих мультфильмах для «Монти Пайтона» будет применять Терри Гиллиам.
Только после того, как на Московский кинофестиваль свою пленку с приключениями рисованной мыши присылает малоизвестный мультипликатор Уолт Дисней, правительство СССР тут же приходит в себя и учреждает в 1936 году студию, которая призвана стать главным поставщиком анимационного вооружения, — «Союзмультфильм».
Почему же так мало анимированной агитационной продукции выпустил «Союзмультфильм» — ведь, казалось бы, студию учредили очень даже вовремя? В 1941 году мультипликаторов эвакуируют в Самарканд. Помещения у бедолаг нет, те сатирические крохи, что выпускает студия, создаются на коленке мультипликаторами, еще не ушедшими на фронт или не припаханными к созданию агитплакатов. Материалов не хватает, так же как и рабочих рук. Студия более-менее обустраивается к 1943 году, но тут эвакуация заканчивается, и приходится переезжать обратно в Москву. Из-за этой суеты рисованных агиток на изголодавшийся по мультикам фронт было поставлено критически мало.
Зато после войны «Союзмультфильм» не останавливается и, как будто в попытке реабилитироваться за вынужденное бездействие в тяжелый для Родины час, наверстывая упущенное, снимает, помимо прочего, немало мультфильмов как о Великой Отечественной войне, так и о холодной. Госзаказы на пропаганду прекратятся только с падением Берлинской стены. Все, воевать мультипликаторам уже не с кем.
«Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал», — поясняют нам авторы мультфильма. Начинается картина с демонстрации зверств уродливых монстров-буржуев, которые в буквальном смысле пьют кровь рабочего, лежащего у них на столе. Приходит Коминтернов, зло пучится, скалит зубы, и в панике кособокие упыри сгребают все свое богатство, садятся в космолет-галошу с нарисованной на боку свастикой и улетают на Марс. Коминтернов не теряется, рабочие и крестьяне по-быстрому сооружают свою ракету и пускаются за буржуями в погоню. Футуро-сюрреалистический черно-белый мультфильм выполнен в упомянутой выше технике вырезной перекладки и сейчас больше похож не на сатиру, а на какой-то спайсовый бэд-трип. Психопатическая жуть разворачивается на экране под бодрое бряканье пианино, что придает мультфильму странный, абсолютно не вяжущийся с визуальным рядом комедийный задор. Рекомендую посмотреть этот шедевр в озвучке нойз-рокеров Won James Won.
Еще одна жутковатая мультипликационная притча о борьбе рабочих и крестьян с проклятыми паразитами. В минималистичной манере литографной листовки нам показывают, как некий жирный нэпман чревоугодничает, самозабвенно заводя выпученные глаза к небу, обпивается до того, что падает и развратничает, заставляя явившуюся из воздуха девицу плясать чечетку на его животе. После всех этих антисоветских утех он произносит: «В Прибалтийский край», — и из его рта выезжает железнодорожный состав с надписью «В Ригу». Понятно, что все это иносказания и политические намеки на злобу дня, но мультфильм заканчивается довольно недвусмысленно: всех его участников, кроме рабочего и крестьянина, — нэпмана, двух священников «мертвой» и «живой» церкви, а также девицу — вешают на распростертых руках красноармейцев, которые превращаются после этого в новогоднюю елку. Примечательно, что это работа режиссера Дзиги Вертова, ставшего впоследствии отцом-основателем советского документального кино, и, видимо, финал этой басни продиктован тягой к реализму. Всех повесим, как игрушки на елке, — такая вот мораль.
По плавно шагающему Гитлеру можно догадаться, что к 41 году советские мультипликаторы ознакомились с творчеством Уолта Диснея и его «мультипликационным конвейером» и взяли на вооружение технику «послойного рисования». Мультфильм представляет собой сборник политплакатов. Первый объясняет, чего же хочет Гитлер, марширующий с окровавленным топором по испепеленной земле, усеянной гробами, и что он в итоге получит; второй плакат — это остросюжетный боевик, в котором фашистские подлодки, изображенные в виде несимпатичных, клыкастых щук с пушками на спине, пытаются прорваться к какому-то маяку, но их расстреливает советский флот; третий учит бороться с когтистыми гоблинами-фашистами в тылу; четвертый показывает нам в позорном виде мизерного Гитлера, который впадает в ступор, узнав о соглашении между Великобританией и СССР.
Фашистский зверь идет по Европе, земля горит под его шипованными подошвами, бомбы сыплются из его карманов, разнося в щепки разрозненные государства. Чехословакия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Югославия, Греция — все в труху! Вот свиное рыло с характерными усиками, истекая слюной, подкрадывается к СССР. Бац, бац, бац — серия хуков от кулака с татуировкой звезды, и агрессор оглушен! Тревожная музыка сменяется торжественной песней о том, как все рады пойти в бой за товарищем Сталиным против «фашистских варваров».
«Мульт-сатира в 3-х аттракционах». Каждый из «аттракционов» представляет собой довольно незамысловатую зарисовку на тему имперских амбиций карикатурного, мерзкого Гитлера с мелкими редкими зубами и огромной челкой, свисающей почти до подбородка, как у Джерри Онли из The Misfits. Вот он дрессирует трех собачек: Муссолини, Хорти и Антонеску, — вот беседует с мертвым Наполеоном, и тот советует ему «ложиться рядом», а вот безуспешно жонглирует факелами, стоя на пороховых бочках, каждая из которых — страна Европы. Все просто и действенно.
Мультфильм-памфлет, снятый по мотивам сатирической комедии Евгения Петрова «Остров мира». Типажи главных героев разрабатывал не абы кто, а сам Борис Ефимов — классик отечественной политической карикатуры, единственный художник, нарисовавший карикатуру на Сталина и проживший спокойно до 107 лет. По сюжету миллионер мистер Уолк напуган гонкой вооружений и грядущим ядерным апокалипсисом, он сетует на то, что человечество сошло с ума от войн, и воздыхает о мире, как какой-нибудь Далай-лама. Прихватив семью, Уолк отправляется на необитаемый остров, который он нарекает «островом Мира», заявляя при этом лопоухому сынку с дробовиком, что не потерпит оружия на своей земле. Однако, когда на острове обнаруживается нефть, Уолк, чтобы отбиться от набежавших конкурентов, достает из подпола кучу автоматов-гранатометов, вызывает на помощь линкоры и авианосцы и устраивает настоящую Третью мировую войну.
Мультфильм по сценарию Александра Медведкина критикует так называемый план Маршалла. Как известно, СССР выступал против доктрины Джорджа Маршалла, разработавшего программу действий по восстановлению разрушенной войной Европы. Советы усмотрели в ней угрозу своим интересам. Несмотря на актуальную и по сей день критику капитализма, мультфильм в итоге запретили к показу. По сюжету в нищую страну зайцев прибывает некий мистер Удав и обещает ушастым простофилям по семь новых шкурок взамен старых. Вскоре зайцы сдают свою одежду в обмен на обещания, но к зиме подлый благотворитель отменяет свой указ, заявив в заячьей прессе, что «для того, чтобы зайцы не замерзли, для них отгружается семь пароходов сигарет». Заканчивается мультфильм довольно странно: до голых зайцев, сидящих у костра, доходит, что их обманули, но они ограничиваются лишь тем, что швыряют газету в огонь и говорят, что с них хватит, они проживут и без мистера Удава. Видимо, из-за такой вот скомканной концовки, в которой никто не сверг ни Удава, ни его волков, мультфильм и был запрещен к показу и пролежал на полке Госфильмофонда. Режиссера разжаловали в художники-мультипликаторы, всем причастным к утверждению картины в показ объявили выговор. Медведкина же вовсе уволили из «Союзмультфильма», запретив студии сотрудничать с ним. Впрочем, может, оно и к лучшему: впоследствии он стал работать в жанре документальной публицистики и насобирал за свои работы кучу государственных наград.
Авантюрный мультфильм, ориентированный строго на детскую аудиторию, о подрывной деятельности пионеров. У школы в небольшом городишке останавливается фашистский танк и нарушает мирное пионерское существование. Школу захватывают глупые носатые оккупанты во главе с лопоухим фюрером в кожаном плаще. Назначив в городе полицая, фашисты начинают бесчинства: сжигают учебники, глобус и заводят патефон. Казалось бы, надо ученикам радоваться: учебники горят, в школу можно не ходить. Но не такие они, советские дети. Пионеры пытаются выбить захватчиков из школы. В подвале разрушенного дома они организуют подпольный клуб. На спиритическом сеансе, при свете свечей, они снимают с шеи пионерские галстуки, которые после коллективного прочтения особого заклинания сливаются в одно большое красное знамя. Его-то с боем и водружают юные партизаны над школой. Знамя, в свою очередь, разверзает небо и землю, откуда, как всадники апокалипсиса, обрушиваются на врагов красные танки и самолеты! Партизанский экшен с налетом мистики должен был воспитать в детях священный пиетет перед галстуком-оберегом и карательным знаменем, повергающим в ужас врагов, как крест — вампиров.
Еще один рисованный нож в спину кровопийцы капитализма. Стильная антиутопия рассказывает о жизни в безумном, полыхающем рекламой мегаполисе. Безработный чувак в джинсовом костюме устраивается в тир к толстому улыбчивому буржую в тирольской шляпе с пером. Сперва главный герой просто переворачивает отстрелянные мишени, но за двойную плату согласен быть живой мишенью. Эксплуататор в восторге, голодная до развлечений публика валом валит в тир и палит в верткого паренька. Затем бедолага влюбляется в девушку, подметающую гильзы, они неплохо живут вместе, работая живыми мишенями, но, когда главный герой в красочной психоделической галлюцинации видит, что в тире обречены жить и также каждый день уворачиваться от пуль их дети, он плюет в морду щедрому работодателю и уходит прочь. А гигантский равнодушный город как жил, так и живет, и изворотливый буржуй находит новую пару безработных. Думаю, если б этот мультфильм показали выжившим в США в 1979 году хиппанам, им бы точно понравилось. Безумный фри-джазовый саундтрек, общее визуальное оформление, в котором поп-арт замешан с психоделикой и сюрреализмом, да и общая социалистическая мораль фильма — месиво, подходящее для бородатых волосачей, навеки застрявших в 60-х.
Разумеется, передовиками в производстве мультипликационных вооружений были и остаются США. К делу штампования анимационной агитации были привлечены гиганты того времени: студия Уолта Диснея, Warner Bros. и MGM. Они снарядили своих героев на войну c «осью зла», и те от души навешали Гитлеру, Хирохито и Муссолини смачных пендалей и звонких оплеух.
Стоит отметить, что Уолт Дисней до войны тесно сотрудничал с Геббельсом и был одним из главных противников ввязывания США в «европейскую войну». Он считал, что нужно дать немцам разгромить большевиков. Но после того, как США втянули во Вторую мировую, отступать ему было некуда. Зрители Германии были уже потеряны, и Уолту, как и его конкурентам, начали поступать заказы от министерства обороны. Когда какой-то любопытный журналист выяснил, что на производство военных мультфильмов деньги берутся из бюджета страны, вспыхнул нехилый скандал. Дело в том, что правительство США тогда активно призывало страну экономить, повышало налоги, агитировало граждан отдавать последнее на нужды фронта, и какие-то там мультики за бешеные деньги показались обывателям пустой тратой средств. Однако скандал вскоре утих — американская пропагандистская машина сделала свое дело.
Первую сатирическую агитку под названием «Похороним Ось» снял пионер американской кукольной анимации Лу Бунин. В этой зарисовке с незамысловатым сюжетом высмеиваются лидеры стран «оси»: психованный Гитлер, который убивает всех, даже аиста, который приносит его в родной дом; Муссолини, изображенный в виде бульдога (где-то мы это видели); змееподобный, скользкий гад Хидэки Тодзио. Втроем они катят на сатанинском танке, из которого в разные стороны торчат пушки, но орудие союзников еще больше — от него-то и погибают злодеи.
<iframe width=»420″ height=»315″ src=»https://www.youtube.com/embed/KsBG34TSJJ4″ frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
The Ducktators, 1943. Режиссер: Норман Маккейб
Еще одна пародия на лидеров стран «оси». Здесь действие разворачивается на птичьем дворе, где из черного яйца вылупляется сумасшедшая крикливая утка, начинающая толкать телеги на тарабарщине и обклеивать весь двор обоями со свастикой. Вскоре к ней присоединяется дебиловатая утка, подбородком напоминающая Муссолини, а после приплывает еще одна, с прикусом японского премьера Тодзио. Конец уток-диктаторов вполне предсказуем: все оборачивается классической массовой потасовкой, которую устраивает прежде равнодушно взиравший на все голубь-гедонист в лавровом венке, символизирующий демократию.
Самый плодовитый режиссер студии Warner, снявший 266 мультфильмов, создатель образа Розовой пантеры, Фриц Фрилинг натравил на всеобщего любимца публики Багза Банни немецкого увальня с ружьем. Классический сюжет с охотником приобретает политическую окраску, когда оказывается, что увалень — нацист. Как и в большинстве других пропагандистских мультфильмов, авторы не боятся высмеивать антигероя по национальному признаку: акцент, костюм и т. д. Отчасти из-за шуток над национальностью, да и вообще нетолерантного поведения мульт-героев большинство мультфильмов того времени запрещено в нашу эпоху политкорректности.
Мультфильм также запрещен к показу и осужден американской общественностью. На этот раз жертвами стали японцы, которые показаны такими идиотами, что с ними и воевать не надо — они сами себя уничтожат. Верх неполиткорректности! В мультфильме представители Страны восходящего солнца не умеют ничего — ни играть в бейсбол, ни готовить, ни одежду шить! Про технику и говорить нечего: самолеты запускаются из гигантской рогатки, а вместо шасси у них японец на велосипеде. По своей разрушительной силе этот мультфильм можно приравнять к бомбе «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму.
Эта агитка по праву занимает 22-е место в списке 50 величайших мультфильмов. Классическая комедия о тяготах простого рабочего в Третьем рейхе. Главному герою, бедолаге Дональду, приходится постоянно зиговать и орать «Хайль Гитлер!», есть хлеб, который можно распилить только ножовкой, и крутить снаряды, прямо как Чарли Чаплину в «Новых временах». Эти лишения он терпит под назойливую песенку о лице фюрера, которое ведет всех к победе. Кстати, музыкальная тема в мультфильме, написанная Спайком Джонсом, — пародия на настоящий гимн нацистской Германии.