• Авторизация


Великая мультипликационная война 14-09-2015 08:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[620x300]

Иные знатоки утверждают, что в Советском Союзе все искусство, включая мультипликацию, служило интересам партии, от пропаганды просто продыху не было! Плюнь в собаку — попадешь в плакат со Сталиным. Я по наивности тоже так думал, но оказалось, что пропагандистских мультфильмов в СССР было снято не так уж и много.

Отчасти это связано с тем, что молодой стране было не до движущихся картинок, да и товарищ Ленин важнейшими из искусств назвал кино и цирк, а про мультики ни словом не обмолвился. Сталин же к такого рода чудачествам дышал ровно, он все больше фильмы с Любовью Орловой уважал, и мультипликация долгое время была уделом досужих фанатиков при «Ленфильме». В 1925 году власти все-таки выделяют кое-какие копейки на короткие пропагандистские мультфильмы. Снимаются они на студии «Культкино» в технике вырезной перекладки, которую позже в своих мультфильмах для «Монти Пайтона» будет применять Терри Гиллиам.

Только после того, как на Московский кинофестиваль свою пленку с приключениями рисованной мыши присылает малоизвестный мультипликатор Уолт Дисней, правительство СССР тут же приходит в себя и учреждает в 1936 году студию, которая призвана стать главным поставщиком анимационного вооружения, — «Союзмультфильм».

Почему же так мало анимированной агитационной продукции выпустил «Союзмультфильм» — ведь, казалось бы, студию учредили очень даже вовремя? В 1941 году мультипликаторов эвакуируют в Самарканд. Помещения у бедолаг нет, те сатирические крохи, что выпускает студия, создаются на коленке мультипликаторами, еще не ушедшими на фронт или не припаханными к созданию агитплакатов. Материалов не хватает, так же как и рабочих рук. Студия более-менее обустраивается к 1943 году, но тут эвакуация заканчивается, и приходится переезжать обратно в Москву. Из-за этой суеты рисованных агиток на изголодавшийся по мультикам фронт было поставлено критически мало.

Зато после войны «Союзмультфильм» не останавливается и, как будто в попытке реабилитироваться за вынужденное бездействие в тяжелый для Родины час, наверстывая упущенное, снимает, помимо прочего, немало мультфильмов как о Великой Отечественной войне, так и о холодной. Госзаказы на пропаганду прекратятся только с падением Берлинской стены. Все, воевать мультипликаторам уже не с кем.

 

[620x100]



«Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал», — поясняют нам авторы мультфильма. Начинается картина с демонстрации зверств уродливых монстров-буржуев, которые в буквальном смысле пьют кровь рабочего, лежащего у них на столе. Приходит Коминтернов, зло пучится, скалит зубы, и в панике кособокие упыри сгребают все свое богатство, садятся в космолет-галошу с нарисованной на боку свастикой и улетают на Марс. Коминтернов не теряется, рабочие и крестьяне по-быстрому сооружают свою ракету и пускаются за буржуями в погоню. Футуро-сюрреалистический черно-белый мультфильм выполнен в упомянутой выше технике вырезной перекладки и сейчас больше похож не на сатиру, а на какой-то спайсовый бэд-трип. Психопатическая жуть разворачивается на экране под бодрое бряканье пианино, что придает мультфильму странный, абсолютно не вяжущийся с визуальным рядом комедийный задор. Рекомендую посмотреть этот шедевр в озвучке нойз-рокеров Won James Won.

 

[620x100]



Еще одна жутковатая мультипликационная притча о борьбе рабочих и крестьян с проклятыми паразитами. В минималистичной манере литографной листовки нам показывают, как некий жирный нэпман чревоугодничает, самозабвенно заводя выпученные глаза к небу, обпивается до того, что падает и развратничает, заставляя явившуюся из воздуха девицу плясать чечетку на его животе. После всех этих антисоветских утех он произносит: «В Прибалтийский край», — и из его рта выезжает железнодорожный состав с надписью «В Ригу». Понятно, что все это иносказания и политические намеки на злобу дня, но мультфильм заканчивается довольно недвусмысленно: всех его участников, кроме рабочего и крестьянина, — нэпмана, двух священников «мертвой» и «живой» церкви, а также девицу — вешают на распростертых руках красноармейцев, которые превращаются после этого в новогоднюю елку. Примечательно, что это работа режиссера Дзиги Вертова, ставшего впоследствии отцом-основателем советского документального кино, и, видимо, финал этой басни продиктован тягой к реализму. Всех повесим, как игрушки на елке, — такая вот мораль.

 

[620x100]



По плавно шагающему Гитлеру можно догадаться, что к 41 году советские мультипликаторы ознакомились с творчеством Уолта Диснея и его «мультипликационным конвейером» и взяли на вооружение технику «послойного рисования». Мультфильм представляет собой сборник политплакатов. Первый объясняет, чего же хочет Гитлер, марширующий с окровавленным топором по испепеленной земле, усеянной гробами, и что он в итоге получит; второй плакат — это остросюжетный боевик, в котором фашистские подлодки, изображенные в виде несимпатичных, клыкастых щук с пушками на спине, пытаются прорваться к какому-то маяку, но их расстреливает советский флот; третий учит бороться с когтистыми гоблинами-фашистами в тылу; четвертый показывает нам в позорном виде мизерного Гитлера, который впадает в ступор, узнав о соглашении между Великобританией и СССР.

 

[620x100]



Фашистский зверь идет по Европе, земля горит под его шипованными подошвами, бомбы сыплются из его карманов, разнося в щепки разрозненные государства. Чехословакия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Югославия, Греция — все в труху! Вот свиное рыло с характерными усиками, истекая слюной, подкрадывается к СССР. Бац, бац, бац — серия хуков от кулака с татуировкой звезды, и агрессор оглушен! Тревожная музыка сменяется торжественной песней о том, как все рады пойти в бой за товарищем Сталиным против «фашистских варваров».

 

[620x100]



«Мульт-сатира в 3-х аттракционах». Каждый из «аттракционов» представляет собой довольно незамысловатую зарисовку на тему имперских амбиций карикатурного, мерзкого Гитлера с мелкими редкими зубами и огромной челкой, свисающей почти до подбородка, как у Джерри Онли из The Misfits. Вот он дрессирует трех собачек: Муссолини, Хорти и Антонеску, — вот беседует с мертвым Наполеоном, и тот советует ему «ложиться рядом», а вот безуспешно жонглирует факелами, стоя на пороховых бочках, каждая из которых — страна Европы. Все просто и действенно.

 

[620x100]



Мультфильм-памфлет, снятый по мотивам сатирической комедии Евгения Петрова «Остров мира». Типажи главных героев разрабатывал не абы кто, а сам Борис Ефимов — классик отечественной политической карикатуры, единственный художник, нарисовавший карикатуру на Сталина и проживший спокойно до 107 лет. По сюжету миллионер мистер Уолк напуган гонкой вооружений и грядущим ядерным апокалипсисом, он сетует на то, что человечество сошло с ума от войн, и воздыхает о мире, как какой-нибудь Далай-лама. Прихватив семью, Уолк отправляется на необитаемый остров, который он нарекает «островом Мира», заявляя при этом лопоухому сынку с дробовиком, что не потерпит оружия на своей земле. Однако, когда на острове обнаруживается нефть, Уолк, чтобы отбиться от набежавших конкурентов, достает из подпола кучу автоматов-гранатометов, вызывает на помощь линкоры и авианосцы и устраивает настоящую Третью мировую войну.

 

[620x100]

 



Мультфильм по сценарию Александра Медведкина критикует так называемый план Маршалла. Как известно, СССР выступал против доктрины Джорджа Маршалла, разработавшего программу действий по восстановлению разрушенной войной Европы. Советы усмотрели в ней угрозу своим интересам. Несмотря на актуальную и по сей день критику капитализма, мультфильм в итоге запретили к показу. По сюжету в нищую страну зайцев прибывает некий мистер Удав и обещает ушастым простофилям по семь новых шкурок взамен старых. Вскоре зайцы сдают свою одежду в обмен на обещания, но к зиме подлый благотворитель отменяет свой указ, заявив в заячьей прессе, что «для того, чтобы зайцы не замерзли, для них отгружается семь пароходов сигарет». Заканчивается мультфильм довольно странно: до голых зайцев, сидящих у костра, доходит, что их обманули, но они ограничиваются лишь тем, что швыряют газету в огонь и говорят, что с них хватит, они проживут и без мистера Удава. Видимо, из-за такой вот скомканной концовки, в которой никто не сверг ни Удава, ни его волков, мультфильм и был запрещен к показу и пролежал на полке Госфильмофонда. Режиссера разжаловали в художники-мультипликаторы, всем причастным к утверждению картины в показ объявили выговор. Медведкина же вовсе уволили из «Союзмультфильма», запретив студии сотрудничать с ним. Впрочем, может, оно и к лучшему: впоследствии он стал работать в жанре документальной публицистики и насобирал за свои работы кучу государственных наград.

[620x100]

 



Авантюрный мультфильм, ориентированный строго на детскую аудиторию, о подрывной деятельности пионеров. У школы в небольшом городишке останавливается фашистский танк и нарушает мирное пионерское существование. Школу захватывают глупые носатые оккупанты во главе с лопоухим фюрером в кожаном плаще. Назначив в городе полицая, фашисты начинают бесчинства: сжигают учебники, глобус и заводят патефон. Казалось бы, надо ученикам радоваться: учебники горят, в школу можно не ходить. Но не такие они, советские дети. Пионеры пытаются выбить захватчиков из школы. В подвале разрушенного дома они организуют подпольный клуб. На спиритическом сеансе, при свете свечей, они снимают с шеи пионерские галстуки, которые после коллективного прочтения особого заклинания сливаются в одно большое красное знамя. Его-то с боем и водружают юные партизаны над школой. Знамя, в свою очередь, разверзает небо и землю, откуда, как всадники апокалипсиса, обрушиваются на врагов красные танки и самолеты! Партизанский экшен с налетом мистики должен был воспитать в детях священный пиетет перед галстуком-оберегом и карательным знаменем, повергающим в ужас врагов, как крест — вампиров.

[620x100]

 



Еще один рисованный нож в спину кровопийцы капитализма. Стильная антиутопия рассказывает о жизни в безумном, полыхающем рекламой мегаполисе. Безработный чувак в джинсовом костюме устраивается в тир к толстому улыбчивому буржую в тирольской шляпе с пером. Сперва главный герой просто переворачивает отстрелянные мишени, но за двойную плату согласен быть живой мишенью. Эксплуататор в восторге, голодная до развлечений публика валом валит в тир и палит в верткого паренька. Затем бедолага влюбляется в девушку, подметающую гильзы, они неплохо живут вместе, работая живыми мишенями, но, когда главный герой в красочной психоделической галлюцинации видит, что в тире обречены жить и также каждый день уворачиваться от пуль их дети, он плюет в морду щедрому работодателю и уходит прочь. А гигантский равнодушный город как жил, так и живет, и изворотливый буржуй находит новую пару безработных. Думаю, если б этот мультфильм показали выжившим в США в 1979 году хиппанам, им бы точно понравилось. Безумный фри-джазовый саундтрек, общее визуальное оформление, в котором поп-арт замешан с психоделикой и сюрреализмом, да и общая социалистическая мораль фильма — месиво, подходящее для бородатых волосачей, навеки застрявших в 60-х.

 

[620x300]

Разумеется, передовиками в производстве мультипликационных вооружений были и остаются США. К делу штампования анимационной агитации были привлечены гиганты того времени: студия Уолта Диснея, Warner Bros. и MGM. Они снарядили своих героев на войну c «осью зла», и те от души навешали Гитлеру, Хирохито и Муссолини смачных пендалей и звонких оплеух.

Стоит отметить, что Уолт Дисней до войны тесно сотрудничал с Геббельсом и был одним из главных противников ввязывания США в «европейскую войну». Он считал, что нужно дать немцам разгромить большевиков. Но после того, как США втянули во Вторую мировую, отступать ему было некуда. Зрители Германии были уже потеряны, и Уолту, как и его конкурентам, начали поступать заказы от министерства обороны. Когда какой-то любопытный журналист выяснил, что на производство военных мультфильмов деньги берутся из бюджета страны, вспыхнул нехилый скандал. Дело в том, что правительство США тогда активно призывало страну экономить, повышало налоги, агитировало граждан отдавать последнее на нужды фронта, и какие-то там мультики за бешеные деньги показались обывателям пустой тратой средств. Однако скандал вскоре утих — американская пропагандистская машина сделала свое дело.

[620x100]

 



Первую сатирическую агитку под названием «Похороним Ось» снял пионер американской кукольной анимации Лу Бунин. В этой зарисовке с незамысловатым сюжетом высмеиваются лидеры стран «оси»: психованный Гитлер, который убивает всех, даже аиста, который приносит его в родной дом; Муссолини, изображенный в виде бульдога (где-то мы это видели); змееподобный, скользкий гад Хидэки Тодзио. Втроем они катят на сатанинском танке, из которого в разные стороны торчат пушки, но орудие союзников еще больше — от него-то и погибают злодеи.

 

[620x100]




<iframe width=»420″ height=»315″ src=»https://www.youtube.com/embed/KsBG34TSJJ4″ frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>

The Ducktators, 1943. Режиссер: Норман Маккейб

Еще одна пародия на лидеров стран «оси». Здесь действие разворачивается на птичьем дворе, где из черного яйца вылупляется сумасшедшая крикливая утка, начинающая толкать телеги на тарабарщине и обклеивать весь двор обоями со свастикой. Вскоре к ней присоединяется дебиловатая утка, подбородком напоминающая Муссолини, а после приплывает еще одна, с прикусом японского премьера Тодзио. Конец уток-диктаторов вполне предсказуем: все оборачивается классической массовой потасовкой, которую устраивает прежде равнодушно взиравший на все голубь-гедонист в лавровом венке, символизирующий демократию.

 

[620x100]

 



Самый плодовитый режиссер студии Warner, снявший 266 мультфильмов, создатель образа Розовой пантеры, Фриц Фрилинг натравил на всеобщего любимца публики Багза Банни немецкого увальня с ружьем. Классический сюжет с охотником приобретает политическую окраску, когда оказывается, что увалень — нацист. Как и в большинстве других пропагандистских мультфильмов, авторы не боятся высмеивать антигероя по национальному признаку: акцент, костюм и т. д. Отчасти из-за шуток над национальностью, да и вообще нетолерантного поведения мульт-героев большинство мультфильмов того времени запрещено в нашу эпоху политкорректности.

 

[620x100]

 



Мультфильм также запрещен к показу и осужден американской общественностью. На этот раз жертвами стали японцы, которые показаны такими идиотами, что с ними и воевать не надо — они сами себя уничтожат. Верх неполиткорректности! В мультфильме представители Страны восходящего солнца не умеют ничего — ни играть в бейсбол, ни готовить, ни одежду шить! Про технику и говорить нечего: самолеты запускаются из гигантской рогатки, а вместо шасси у них японец на велосипеде. По своей разрушительной силе этот мультфильм можно приравнять к бомбе «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму.

 

[620x100]

 



Эта агитка по праву занимает 22-е место в списке 50 величайших мультфильмов. Классическая комедия о тяготах простого рабочего в Третьем рейхе. Главному герою, бедолаге Дональду, приходится постоянно зиговать и орать «Хайль Гитлер!», есть хлеб, который можно распилить только ножовкой, и крутить снаряды, прямо как Чарли Чаплину в «Новых временах». Эти лишения он терпит под назойливую песенку о лице фюрера, которое ведет всех к победе. Кстати, музыкальная тема в мультфильме, написанная Спайком Джонсом, — пародия на настоящий гимн нацистской Германии.

 

[x100]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Великая мультипликационная война | an1052 - Стратегия выживания в России | Лента друзей an1052 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»