• Авторизация


Сергей Рахманинов 11-08-2024 19:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


undefined
ХРИСТИАНИН ИЗ ЗОЛОТА И СТАЛИ
Особое место среди праведников-мирян, по какому-то недоразумению до сих пор не канонизированных русской церковью, занимает Сергей Рахманинов.
Многим он известен как великий русский композитор и пианист, автор произведений, в том числе, на церковные темы – «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощного Бдения».
Гораздо меньшее количество людей знает, что всю свою сознательную жизнь, помимо музыки, он посвятил помощи нуждающимся. А размеры и масштабы этой помощи известны только Богу.
 
Родился он 1 апреля 1873 г. в семье дворянина Тамбовской губернии, отставного гусара Василия Рахманинова и генеральской дочери Любови Бутаковой.
В семье было шестеро детей. Однако отец семейства оказался человеком столь же легкомысленным, сколь и обаятельным. Он любил застолья и карточные игры, и к моменту рождения Сергея от большого приданного жены осталось только одно имение в Новгородской губернии. Да и то было продано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет.
Возможно, отсюда берет начало постоянный страх Рахманинова оставить своих дочерей без средств к существованию. Так же, как и его потрясающая работоспособность и стремление обеспечить свою семью и всех нуждающихся друзей.
Музыкальная одаренность Сергея проявилась уже в раннем детстве. Услышав игру на рояле или пение, 4-летний малыш замирал и переставал замечать, что делается вокруг.
Заметив это, мама начала учить его игре на фортепиано. Она сама была талантливой пианисткой и брала уроки у Антона Рубинштейна.
Впрочем, в семье Рахманиновых вообще было много музыкантов. Дед выступал с концертами в Москве и Петербурге. Отец тоже неплохо играл. Двоюродный брат Александр Зилоти был известным пианистом. Троюродный брат — Николай Стрельников — композитором.
+++
Как ни парадоксально, но, пожалуй, именно разорение семьи сыграло огромную роль в становлении Рахманинова и как музыканта, и как христианина.
Потеряв последнее имение, семья переезжает к родственникам в Петербург. Сергей оказывается в числе бесплатных учеников младшего отделения Петербургской консерватории.
Однако в столице семью постигает новый удар: с разницей в два года от лейкемии и дифтерита умирают сёстры Рахманинова, Елена и София. Отец бросает семью, оставив жену с детьми почти без всяких средств к существованию.
Мать Рахманинова полностью уходит в свои переживания и перестает заботиться о сыне. Он, практически, забрасывает учебу и шатается по Петербургу. В конце концов встает вопрос об его отчислении из Консерватории.
Положение спасает София Александровна Бутакова, бабушка Рахманинова по материнской линии. Именно она убедила свою дочь перевести Сергея в Московскую Консерваторию.
Перед его отъездом в Москву Софья Александровна сшила внуку серую куртку и зашила в ладанку сто рублей.
Когда поезд тронулся, Сергей заплакал. Ему было только двенадцать лет, а его жизнь уже во второй раз резко изменилась. Следующие семь лет жизни он будет жить в домах чужих людей: сначала у своего учителя, а после ссоры с ним – у родственников.
+++
«За сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку», — вспоминал композитор о Софье Александровне.
Она была его крестной, и он часто проводил каникулы в ее имении.
Она водила его на церковные службы и навсегда привила ему интерес и любовь к церковной музыке. Вернувшись домой, он часто подбирал на фортепиано песнопения, услышанные в храме.
+++
Софья Александровна была глубоко религиозной женщиной и настоящим знатоком церковного пения.
В ее доме Сергей часто слышал старинные песни и канты, которые та знала на память.
У нее он познакомился с собирателем русских былин, гусляром Трофимом Рябининым. А по утрам мимо бабушкиного дома пастух гнал стадо, играя на берестяной жалейке.
Церковная и народная музыка навсегда вошли в творчество Рахманинова.
+++
«Регенты новгородских церквей относились к Софье Александровне как своеобразному неофициальному инспектору, слово которого имело большой вес, — пишет Борис Стрельников, — нередко бывали в ее доме, полагая особой честью выслушать её мнение, получить совет».
Часто бывал в доме Бутаковой и лучший звонарь Софийского собора Егор. С согласия бабушки Сергей поднимался вместе с ним на колокольню.
«Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом», — позже писал Рахманинов.
В 1901 году незабываемый звон новгородских колоколов воскреснет в звуках сочиненного им Второго фортепианного концерта.
+++
В 1893 г. была создана юношеская сюита Рахманинова №1 для 2-х фортепиано Op. 5 - единственный в истории случай цитирования обиходного тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых».
Тогда же он написал духовный концерт «В молитвах Неусыпающую Богородицу» на текст кондака праздника Успения.
Позже на свет появится «Литургия святого Иоанна Златоуста» и вершина его духовного творчества– «Всенощное бдение», величайшее творение на темы древних песнопений знаменного распева, созданное в Первую мировую войну.
Оно будет впервые исполнено Синодальным хором, а собранные от концертов деньги пойдут в помощь вдовам военных, погибших на фронте.
Успех будет ошеломляющим. Известный музыкальный критик напишет:
«Быть может, никогда еще Рахманинов не подходил так близко к народу, его стилю, его душе, как в этом сочинении».
+++
Друг Рахманинова композитор Александр Гедике:
«Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и уезжал в Андроников монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные, суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление. После обедни Сергей Васильевич ехал домой и, отдохнув немного, садился заниматься…
После концерта нередко он уезжал поужинать в ресторане Яра или в Стрельну, где засиживался до глубокой ночи, слушая с большим увлечением пение цыган.
Очевидно, эти острые контрасты: полутёмный монастырь с суровым пением из октоиха, симфонический концерт и затем общество цыган у Яра, с их своеобразным песенным репертуаром и ещё более своеобразной исполнительской манерой, являлись для Сергея Васильевича потребностью, и без этих впечатлений он не мог жить, так что эти странные путешествия повторялись довольно часто».
Не отражением ли этого опыта станет романс на стихи Мережковского «Христос воскрес» - удивительное соединение религиозного и светского искусства:
«Христос воскрес», - поют во храме;
Но грустно мне... душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
"Христос воскрес" Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!..
+++
Последние два годы учебы Рахманинов живет в доме своих родственников Сатиных. Здесь написаны многие его первые сочинения.
Здесь же он знакомится со своей двоюродной сестрой Натальей Сатиной (прекрасной пианисткой и певицей), которая станет его женой.
+++
Чтобы получить разрешение на брак с близкой родственницей, Рахманинов подает прошение на имя императора Николая II. Тот отвечает лаконично: «Что Бог соединил, то человек не разлучает».
+++
Насколько серьезно относился Рахманинов к таинству брака можно понять по одному штриху. Исповедь, которую формально полагалось пройти перед венчанием, он просит принять самого почитаемого в то время московского пастыря о. Валентина Амфитеатрова, выдающегося проповедника и духовника.
+++
29 апреля 1902 года в Москве, в церкви 6-го гренадерского Таврического полка «потомственный дворянин Сергей Васильев Рахманинов» был обвенчан с «дочерью статского советника девицей Натальей Александровной Сатиной».
Они проживут вместе 41 год. И даже эмиграция (двойная - сначала в Скандинавию, а потом в Америку), ломавшая многие браки, не разлучит их.
+++
Помогать людям Рахманинов начал еще со студенческих лет.
Он регулярно давал бесплатные концерты в просветительском "Кружке любителей русской музыки", выступал на благотворительных вечерах памяти Ильи Саца, Веры Комиссаржевской и других деятелей культуры, материально поддерживая их родных. После смерти Александра Скрябина в 1915-м году Сергей Васильевич провёл несколько концертов в помощь его семье.
Участвовал и в деятельности «Российского музыкального издательства» филантропа Сергея Кусевицкого, которое помогало начинающим композиторам.
В его ежедневном рабочем графике было выделено специальное время для таких благотворительных выступлений: в пользу учащейся молодёжи, начинающих композиторов, Высших женских курсов, Музыкального фонда, школ, больниц, на лечение раненых и нужды беженцев во время Первой мировой и т.д.
+++
После свадьбы молодожены получили в приданное Ивановку – имение, где были написаны многие ранние произведения Рахманинова.
В Ивановку и ее жителей Сергей Васильевич вкладывал и деньги, и душу. Например, построил земскую школу для крестьянских детей. А после чудесного исцеления тяжело больных дочерей в 1913 г. подарил крестьянам 209 десятин земли.
Во время революции из этого имения ему придется, практически, бежать, когда пьяные крестьяне будут шататься вокруг усадьбы и время от времени жечь какие-то постройки.
Для него это будет тяжелым ударом, хотя и не повлияет на его желание помогать людям. Разве что помощь станет более адресной.
+++
«Он был высокоморальным человеком, с настоящим понятием об этике и честности, - так рисует дореволюционный портрет Рахманинова его племянница. - Требовательность и строгость его к себе были абсолютны. Кривых путей он не прощал людям и беспощадно вычеркивал таких из круга своих привязанностей».
Такому человеку не могло найтись места в послереволюционной России.
+++
В конце 1917 г., воспользовавшись приглашением из Швеции на гастроли, вместе с женой и двумя дочерями он уедет из России без денег и имущества.
Здесь он оставит весь свой музыкальный архив. Возьмет только незаконченную оперу (она так и останется незаконченной) и тетрадку эскизов.
В 44 года жизнь надо будет начинать заново.
+++
Из Стокгольма семья переезжает в Копенгаген. Причем долго не может найти жилье: узнав, что он – пианист, хозяева отказывают в аренде. Удается найти только этаж дачи за городом.
Сергею Васильевичу надо беречь руки для концертов, однако приходится колоть дрова и топить печь.
Он понимает, что его музыка не слишком заинтересует европейскую публику: к ней надо привыкнуть. Чтобы выжить, он начинает разучивать произведения западных классиков и выступать как пианист, с сольными концертами.
Всего за год ему удается снова обрести известность и расплатиться с долгами.
+++
В ноябре 1918 г. он отплывает в Нью-Йорк. Здесь в Америке он обретет мировую славу. Отсюда будет десятилетиями помогать соотечественникам в России и по всему миру.
Но пока он – нищий эмигрант, которому пришлось занять денег на билеты.
+++
Из письма Рахманинова:
«Дела мои финансовые — табак. Давно я не был в таком положении. И дети мои нуждаются, а мысль о них для меня самая горькая и тяжелая. Поневоле приходит в голову, что много дал денег на сторону — не обеспечив своих. Не дай бог, если и им это приходит в голову».
+++
Огромное впечатление на него производят два эпизода: незадолго до отплытия совершенно незнакомый человек дает ему денег на первое время, а перед отходом теплохода хороший знакомый выписывает чек на крупную сумму.
Сколько раз впоследствии он сам будет для других людей таким добрым ангелом!
+++
В Америке он также исполняет большей частью чужие произведения. «На каждое музыкальное место здесь десять претендентов», - пишет он своему знакомому композитору. Поэтому работать приходится на износ.
Иногда он дает концерты почти ежедневно. Живет не в гостинице, а в вагоне, передвигаясь по всей стране: сбавишь темп — пропустишь сезон, — предложений будет меньше. Америка не терпит «пустот».
+++
Популярность его огромна. Довольно быстро огромными становятся и гонорары. Он полностью обеспечит семью: купит и дом в Америке, и землю в Швейцарии (построив там поместье «Сенар» — Сергей и Наталья Рахманиновы). Будет покупать дорогие автомобили и даже собственный железнодорожный вагон.
Современники будут судачить о его прижимистости и завышенных гонорарах. Так, Сергей Прокофьев запишет в своем дневнике:
«Состояние Рахманинова исчисляется уже в полтора миллиона долларов, и он берёт за концерт по три тысячи долларов. Притом скуп как чёрт».
И никто, кроме личного секретаря и членов семьи не будет знать, что не менее трети своих доходов он отдает другим людям. Отчего и сражается за каждый доллар.
+++
Исследователи до сих пор не знаю всех масштабов его помощи людям. Чаще всего он тщательно это скрывал. И многие эпизоды всплывают спустя десятилетия после его смерти в мемуарах и найденных документах.
+++
Когда в 1920-21 г.г. в России начался голод и Американская администрация помощи (American Relief Administration) решила заняться доставкой продовольствия, именно Рахманинов обратился к главе АРА с предложением наладить механизм переправки в Россию частных пожертвований.
Так появились знаменитые продуктовые талоны АРА стоимостью в 10 долларов. Любой человек в США или в Европе мог купить такой талон, отправить его по почте организации или частному лицу в России.
На этот талон в российских отделениях АРА можно было получить стандартную продуктовую посылку весом 50 кг (22 кг муки, 11 кг риса, свиного жира и сахара по 4,5 кг, 1,5 кг чая и 20 банок сгущёнки). Эти посылки спасли жизнь многим миллионам россиян.
Кроме того, Сергей Васильевич предложил директору АРА дать благотворительный концерт для привлечения внимания к этой акции и сбора денег. Ничего подобного раньше не практиковалась, но после некоторых колебаний руководство АРА согласилось.
Вечером 2 апреля 1922 г. в зале Карнеги-холла при полном аншлаге Рахманинов сыграл с Нью-Йоркским симфоническим оркестром два своих фортепианных концерта и два сочинения Чайковского.
Собранные гонорары - 4600 долларов – вместе со списком нуждающихся Сергей Васильевич передал АРА. В списке были профессора, преподаватели, артисты, ученые Москвы, Петрограда, Киева, Харькова, Казани, Нижнего Новгорода, Одессы, Саратова. Им было отправлено 460 посылок весом 23 тонны.
Поблагодарили все, кроме Московской консерватории, где он учился. Более того, из 50 отправленных туда посылок преподавателям досталось только пять. После этого Рахманинов отправлял посылки только на личные адреса и под расписку. Чтобы следить за этим он нанял специального секретаря.
+++
Ежемесячно он высылал не менее 20-30 таких посылок. О них вспоминают многие музыканты, пережившие голод тех лет.
Как-то, когда один из них забирал на почте очередную такую 50-килограммовую посылку, служащая отделения удивилась:
«Кто такой этот Рахманинов? Он что, собирается пол-Москвы накормить?!»
+++
Особое место среди тех, кому он помогал, были студенты. Один из его стипендиатов, композитор Юрий Арбатский писал:
«Мне кажется, я не слишком выйду за границы исторического повествования, указав на человечность Рахманинова, свойство, о котором он сам стыдился упоминать и требовал и от других целомудренного молчания.
Переступая через строгий запрет Сергея Васильевича, я не чувствую ничего, кроме сугубого удовлетворения. Последний, за счет своих личных средств, дал образование многим и очень многим музыкантам из среды русской эмиграции, а также способствовал тому, чтобы они твердой ногой встали на почву действительности как западной Европы, так и северной Америки».
+++
О своих стипендиатах он старался разузнать как можно больше. И помогал тем, кто был наиболее перспективен и больше всего нуждался. Он не мог помочь всем, но старался спасти хотя бы некоторых.
Среди его стипендиатов были химики, медики, экономисты и математики. Он следил за их судьбой и интересовался успехами. Это была не обезличенная благотворительность, но живой интерес к конкретному человеку.
+++
Пианист Александр Гольденвейзер вспоминал:
«Рахманинов, как человек, производил двойственное впечатление. На людей, мало его знавших, ему далёких, он производил впечатление сурового, несколько сухого, пожалуй, высокомерного человека. Между тем эта сдержанная суровость по отношению к окружающим в значительной степени была следствием застенчивости его натуры. С теми людьми, которые были Рахманинову близки, которых он любил, он был исключительно обаятелен».
Его ученица Елена Жуковская писала, что он нелегко сходился с людьми, мало кого называл на «ты» и даже близких друзей звал по имени-отчеству.
Химик Иван Остромысленский:
«Замкнутость Сергея Васильевича – не что другое, как скромность, суровая требовательность к самому себе и тонко развитое чувство меры… В нем много внимания и ласки к людям. Его юмор искрится и пенится, как шампанское в только что щелкнувшей бутылке, заражая всех окружающих».
(Характерная деталь их знакомства: познакомившись с талантливым химиком, Рахманинов тут же начинает переговоры с его начальством, в результате которых зарплата Остромысленского увеличилась вдвое).
Кузина Софья Сатина, знавшая его с детства, оставила о нем следующие строки:
«Отличительными качествами Сергея Васильевича являлись доброта и отзывчивость к страданиям и нуждам других, большей частью неизвестных ему людей. Мало кто знает, как велика была его помощь... рассеянным по всему миру русским людям. Он был очень скромен и совершенно не переносил шумихи и рекламы. Несмотря на кажущуюся неприступность и суровость, он был очень прост и естествен в обращении и доступен всякому, кто действительно нуждался в его помощи или совете».
+++
Вспоминает редактор Андрей Седых:
«Однажды в «Последних новостях» я написал несколько строк с просьбой помочь одной молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. На следующий день я получил от С.В. Рахманинова чек на 3000 франков, — это были большие деньги по парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. С.В. Рахманинов не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете, и чтобы никто не знал о его жесте».
+++
Он настолько преуспел в этом искусстве тайной помощи, что иногда даже его друзья не знали, что он им помог.
Так, композитор и пианист Николай Метнер провел серию концертов в Америке. Заработанные деньги должен был перечислить в банк американский агент. Вместо этого он выдал Метнеру фальшивый чек, а деньги присвоил. Чрезвычайно нуждавшийся в деньгах композитор, обратившись в банк, получил отказ.
Узнав об этом, Сергей Васильевич тайно выкупил чек и, фактически, оплатил своему другу два года жизни в Европе.
Он помогал Метнеру на протяжении всей своей жизни. Причем заботился не только о материальном, но и о духовном благополучии, и душевном покое.
Рахманинов стал крестным отцом Метнера, когда тот перешел из лютеранства в православие, постоянно радовался его успехам и присылал телеграммы и письма со словами поддержки.
+++
Когда композитор и дирижер Александр Глазунов во время американских гастролей потерял заработанные две тысячи долларов, Рахманинов тут же собрал для него еще 2,5 тысячи в качестве аванса за сочинение квартета. Благодаря этому Глазунов смог вернуться в Европу.
Позже Сергей Васильевич еще раз безвозмездно даст ему большую сумму, когда после тяжелой болезни Глазунов потеряет возможность выступать.
+++
Мало кто знает, что именно Рахманинову обязан жизнью философ Иван Ильин.
Вопреки представлению о нем, как о сочувствующем фашизму, у Ильина были огромные проблемы с гитлеровскими властями.
Политика немецкого правительства требовала от профессоров университетов включиться в антиеврейскую пропаганду и выступать с соответствующими призывами перед студентами. Ильин отказался.
В середине 1930-х его уволили из Берлинского университета. Затем последовал запрет на преподавательскую деятельность. После — арест на все его печатные труды и полный запрет публичных выступлений. Философ остался без средств к существованию.
Гестапо не давало ему выездной визы, однако в 1938 г., благодаря помощи местного полицейского, ему с женой удалось бежать в Швейцарию.
Оттуда его едва не депортировали обратно, на верную гибель, и лишь вмешательство Рахманинова предотвратило трагедию: композитор внес за Ильина 4 тысячи франков («на пансион»). Благодаря этому философ и его жена смогли остаться в безопасности.
+++
Часто он отказывался рядом с человеком в самый тяжелый момент его жизни.
Так было с авиаконструктором Игорем Сикорским, создателем серийного американского вертолета. Фирма Сикорского была на грани банкротства. Ему нужна была тысяча долларов. Рахманинов дал пять тысяч, и конструкторское бюро Сикорского вошло в историю мирового авиастроения.
+++
Многие талантливые люди сумели достичь успеха именно благодаря его поддержке.
Так было, например, со знаменитым актером и театральным педагогом Михаилом Чеховым. Рахманинов помогал ему еще с начала 30-х годов, до его переезда в Америку.
А создать знаменитую театральную школу и воспитать несколько поколений блистательных актеров (в том числе, Элизабет Тэйлор, Ингрид Бергман, Клинта Иствуда, Пола Ньюмана, Мэрилин Монро) Михаил Чехов смог во многом благодаря тому, что уже смертельно больной Рахманинов добился, чтобы о Чехове узнали в Голливуде.
Вот, как вспоминал об этом сам Чехов:
«Война заставила меня закрыть мою театральную школу и молодой, только что создавшийся театр. Я оказался не у дел. Сергей Васильевич, узнав об этом (и не сказав мне ни слова), стал заботиться о моей дальнейшей судьбе. Он был в это время в Холливуде.
По безграничной доброте своей Сергей Васильевич не жалел ни труда, ни времени для достижения цели и не прекратил своих усилий, пока мой приезд в Холливуд не был обеспечен…
И несколько раз, уже больной, Сергей Васильевич справлялся о моем положении. Я все ждал дня, когда смогу лично поблагодарить его за незаменимую услугу, оказанную мне, но он быстро угасал, и мне не удалось увидеть его.
За несколько дней до его кончины я смог послать ему короткую записочку и букет красных роз. Я поблагодарил его мысленно, когда целовал его холодную, красивую руку на панихиде в маленькой русской церкви».
+++
Помощь, которую Рахманинов оказывал людям, принимала самые разнообразные формы (хотя так или иначе была основана на деньгах, которые ему приходилось зарабатывать): он жертвовал в фонды, отсылал посылки, давал безвозвратные ссуды, выделял деньги на зарплаты и стипендии, помогал больным, оплачивал отдых писателям и поэтам, писал рекомендательные письма, устраивал ангажементы артистам, хлопотал об устройстве на работу и добивался выплаты авторских отчислений за исполнение русской музыки в США.
Он не прекращал помощь даже в те годы, когда ему самому приходилось нелегко. Даже страдая от многочисленных недомоганий, он старался как можно реже отменять концерты, понимая, что доход от них является средством к существованию не только для него и его семьи, но и для других зависящих от него людей.
На его средства жил какое-то время Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, был построен православный храм в чехословацком селе для крестьян-русинов, которые захотели перейти из униатства в православие. Он субсидировал росписи храма Преподобного Сергия Радонежского на Свято-Сергиевском подворье в Париже, помог построить храм в Берлине и поддерживал пожертвованиями еще несколько православных храмов в Германии…
До самой смерти он спасал своей заботой огромное количество нуждающихся людей. И каждый цент, который он давал, был заработан тяжелым трудом. В буквальном смысле – своими руками (попав в Америку, он очень радовался, что здесь есть чудесный лечебный пластырь, который хорошо заживляет трещины на подушечках пальцев – от постоянной игры).
+++
Даже на отдыхе, без концертов, он работает с 8 утра до 10 вечера.
Он доведет себя до полного физического истощения, а последний концерт даст всего за шесть недель до смерти (уже умирая от тяжелой формы рака):
«Конец работы для меня знаменует конец жизни».
+++
Он мечтал уйти на покой (для этого за год до смерти в 1942 году купил дом в Беверли-Хиллз, истратив на него бóльшую часть своих сбережений), но не решался и откладывал этот момент по одной единственной причине, которую однажды озвучил своему старому знакомому, английскому пианисту Артуру Хёрсту:
«Мне надо содержать жену и детей, обеспечить их существование, когда меня не станет (не думаю, что я долго смогу выдержать всё это напряжение)».
+++
Он умер неожиданно для всех, от молниеносной формы рака.
Накануне его причастил священник русской церкви во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Лос-Анджелесе.
В предсмертном бреду, как вспоминают близкие, композитору казалось, что он слышит звуки своей «Всенощной».
+++
Церковное прощание с музыкантом продолжалось три дня. В воскресенье и понедельник отслужили панихиду, во вторник — заупокойную литургию, за которой последовало отпевание.
Панихиды проходили во многих православных храмах Америки и по всему миру. И везде на них приходило огромное количество людей.
Разумеется, устраивались и концерты из его сочинений, и торжественные вечера его памяти. Однако главное место отводилось церковному прощанию. Именно в храмы, а не в залы или рестораны приглашались на проводы Рахманинова представители американских властей, артистических и музыкальных союзов.
Христиане провожали в последнее путешествие одного из лучших своих братьев.
+++
Он часто повторял, что в нём восемьдесят пять процентов музыканта.
— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.
— Ну, видите ли, я ещё немножко и человек...
+++
Один из современников композитора, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знает человека «чище и святее, чем Рахманинов»:
«Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках, золото — в сердце».
+++
Род Рахманиновых ведет свое происхождение «внука молдавского господаря Стефана Великого», прозванного Рахманиным.
Как говорится в Этимологическом словаре Фасмера, рахман, рахманин – житель сказочной страны, праведный христианин, тихий, кроткий и смиренный человек.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сергей Рахманинов | Томаовсянка - Дневник Тамары_Караченцевой | Лента друзей Томаовсянка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»