
Рафаэль Санти. Автопортрет
Рафаэль Санти – великий итальянский художник, скульптор и архитектор, яркий представитель Эпохи Возрождения. Автор нескольких десятков изображений Богоматери, среди которых знаменитая «Сикстинская Мадонна».
Эпоха Возрождения подарила миру множество великолепных мастеров изобразительного искусства, архитектуры и графики. В плеяду божественных гениев вошел и Рафаэль Санти – итальянский художник, ставший лучшим последователем умбрийской и римских школ. Его полотна, отражающие самую суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени.

Коронование Девы (Алтарь Одди). 1502—1504

«Афинская школа» (1510–1511)
Фреска «Афинская школа» была создана в Ватиканском дворце — официальной резиденции Папы Римского. Огромная картина размером 500х770 см впечатляла своей композицией и стала одним из лучших произведений эпохи Возрождения. Картина передает жизнь знаменитой Академии в Афинах, созданной древнегреческим философом Платоном. Фигуры ученых и их учеников подчеркнуто монументальны, скомпонованы в отдельные выразительные группы. В центре картины сам Платон, дискутирующий со своим лучшим учеником Аристотелем. В его образе находили портретное сходство с Леонардо да Винчи. В фигуре на переднем плане передано сходство с Микеланджело. Во всех группах, изображенных на картине, ведутся оживленные дискуссии или ученики углублены в работу, что в целом передает характер жизни и учебы в Академии. На портале Web Gallery of Art подробно рассмотрены все фигуры огромной фрески Рафаэля.
В период с 1514-1515 годы Рафаэль занимается тем, что пишет портрет своего друга – мецената Кастильоне. Бальдассаре был известным философом, поэтом и даже дипломатом, считался самым образованным человеком своего времени. Впрочем, он был известен и как мягкий по характеру человек, что художнику удалось передать, используя аккуратные, плавные линии и краски. Рафаэль облачает Кастильоне в скромные, простые одежды, а также рисует тронутое старостью и зрелостью лицо мужчины, что выражает спокойствие и уверенность. Как позже заметят искусствоведы, этот портрет стал собирательным образом того, как должна была выглядеть портретная живопись в эпоху Ренессанса, а также он вдохновил таких великих художников, как Матисс, Рембрандт и Тициан.

«Донна Велата» (1516)
Другое и более распространенное название картины — «Женщина под покрывалом». Известно, что здесь изображена возлюбленная и натурщица Рафаэля Форнарина. Она стала прототипом многих женских образов в творчестве художника. О Форнарине распространялось много противоречивых легенд, особенно в XVIII–XIX веках. Но ее прекрасный образ навсегда остался в искусстве. На картине лицо женщины обрамлено накидкой, подчеркивающей ее красоту и напряженный взгляд. Мастерски написана художником игра линий в складках ткани.

«Преображение» (1516–1520)
Одно из самы
х знаменитых полотен Рафаэля создано для алтаря собора во Франции, сейчас хранится в Ватикане. Сюжеты картины взяты из евангельских преданий, изображены два последовательных эпизода:
Вверху — картина преображения Иисуса на горе Фаворской.
Внизу изображена попытка апостолов изгнать нечистого духа из отрока, который обращается к Христу.
В целом картина утверждает исцеляющую силу преображенного Христа. Она признана самой прекрасной из работ Рафаэля.
Голова молодого апостола